Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Алексей Учитель: Мой лозунг - высокохудожественное кино для самого широкого зрителя

"Доброе кино возвращается" – под таким девизом 31 октября в Москве открывался XII кинофестиваль "Лучезарный ангел". На крупнейшем международном благотворительном кинофоруме представлены почти 300 работ из 18 стран. В конкурсную программу вошли 57 художественных, документальных и анимационных картин. Главная цель фестиваля – донести до зрителя кино светлое, доброе, семейное и подарить надежду на то, что мир может и должен стать лучше.

9 ноября на торжественной церемонии закрытия профессиональное жюри во главе с его председателем, народным артистом России, кинорежиссером Алексеем Учителем, назовет имя победителя этого уникального кинофестиваля.

Алексей Учитель: Основной лозунг этого фестиваля – "доброе кино". А если оно расскажет о каком-то драматическом сюжете, то это обязательно тот лучик надежды на светлое, хорошее, которое должно обязательно присутствовать в нашей жизни. Если это совпадет, то победитель найден.

Алексей Ефимович Учитель, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, продюсер, художественный руководитель киностудии "Рок", один из самых известных и популярных в мире современных российских кинорежиссеров. Высокая художественная планка фильмов Алексея Учителя была создана уже с первой картины - "Мания Жизели", снятой 20 лет назад и получившей многочисленные международные награды. "Дневник его жены" и "Прогулка", "Космос как предчувствие", каждая работа мастера большого кино Алексея Учителя – это уже реальные вехи в истории современного кинематографа.

Алексей Учитель: Я уверен, что фестиваль обрел себя, обрел своего зрителя. Зритель этот будет с каждым годом по количеству увеличиваться. Я просто посмотрел на открытие. Кинотеатр "Октябрь", самый большой в Москве. Полный, просто переполненный зал. И, вы знаете, очень важна атмосфера. Я же часто бываю на премьерах. Все равно какая-то настороженность в воздухе витает. А здесь ты сразу попадаешь в ауру доброты. Меня еще очень волнует, чтобы это кино было талантливо сделано. А если мы просто будем лозунги экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть. Надо тоже умело подать и по ремеслу, и по всем другим качествам. Но если это сделано еще эмоционально, от души и талантливо, то тогда будет результат.

Поэтому если на этом фестивале таких фильмов будет больше, и с каждым годом они будут прибавляться, то это будет хорошо. Это первое. А второе: доброта – это не сладость и приторность во всем, перебор. Это могут быть и какие-то вещи, о которых рассказывается с трагическим оттенком. Но в каждой картине (за что я борюсь и в своих фильмах тоже) нужно обязательно дать надежду, надо дать надежду на свет, на то же добро. Она должна быть обязательно. Даже если у тебя присутствуют какие-то очень драматические вещи. Мне тоже хотелось бы, чтобы и на этом замечательном фестивале "Лучезарный ангел" такого было больше. И особенно мне было бы приятно, если бы эти фильмы были сделаны молодыми начинающими режиссерами.

Три дебюта, я знаю, будет точно: это два российских и один фильм, сделанный иранским режиссером. Я один фильм видел на "Кинотавре" – фильм "Находка". Мне кажется, это очень интересная картина. В главной роли потрясающий актер Алексей Гуськов, которого я очень люблю. Мной любимая Вера Глаголева, которая сделала замечательный фильм "Две женщины" с Рэйфом Файнсом в главной роли. Этого тоже непросто достичь. И, мне кажется, эта картина тоже очень любопытна.

И режиссер Параджанов, очень жду этой картины, прежде всего по форме, как он сделан, всегда очень необычно с этим работает. Поэтому программа очень интересная. И я надеюсь, что нам будет из кого выбирать.

Если говорить, что я еще посмотрел уникального, нигде этого больше не увидишь – это фестиваль "Послание к человеку", и в этом году у нас был юбилейный XXV фестиваль. В фестивале парадоксально то, что его мало знают в нашей стране. А во всем мире он очень почитаем и известен. Я только пятый год руковожу этим фестивалем, основал его замечательный петербургский режиссер-документалист Михаил Сергеевич Литвяков. Но вот он эстафету передал мне. Поскольку я много лет тоже снимал документальные фильмы. И вообще Петербургская студия документальных фильмов – это мой родной дом. Там начинал и закончил свою жизнь мой отец. Еще и снимая блокаду Ленинграда. Поэтому для меня принять этот фестиваль – помимо большой ответственности, я чувствовал моральный долг перед тем, что я должен этим заниматься. Хотя фестиваль был в очень трудном положении, когда я его принял. И через 5 лет он расцвел. Я вам скажу, что в этом году мы получили почти 4 тысячи фильмов на отбор из 86 стран мира.

У нас вообще проходит три конкурса. Основной международный конкурс, где участвуют документальные фильмы и полнометражные, короткометражные, анимационные картины и короткометражные игровые фильмы. И сделано это неспроста. Мне кажется, будущее современного кинематографа – это когда ты можешь и технологически, и творчески использовать очень многое. Главное, чтобы был интересный результат. Впервые мы так широко решили размахнуться на Дворцовой площади. Помимо самой церемонии открытия, у нас был замечательный, кстати, тоже уникальный концерт, когда Данила Козловский с большим симфоническим оркестром пел джазовые, в основном американские, песни. Это тоже было так необычно и интересно.

Но у нас на открытии была замечательная голливудская актриса, очень талантливая Настасья Кински. Но при этом был показан фильм-открытие. А фильм-открытие называется очень громко - "Человек". Он идет почти 3 часа. Сделал его французский режиссер Ян Бертран. И премьера этой картины до нашего фестиваля тоже в сентябре была на Генеральной ассамблее ООН, где с такой помпой и с огромным количеством даже руководителей стран была показана эта картина. Она снималась 3 года. Мы за нее, кстати, очень долго боролись. 3 года снималась. По-моему, в 70 странах мира, где было взято более 2000 интервью.

И фильм, с одной стороны, прост. Это крупные планы людей. На черном фоне, причем лица подобраны потрясающе. И идут такие блоки: счастье, нищета, разруха, любовь. И разные люди из разных стран, там есть и Россия, и Украина, и какие-то далекие уголки, и Билл Гейтс -  кто угодно. И при этом идут еще потрясающие, как это снято – я не знаю, такие пейзажи разных уголков Земли.

И вот представьте себе: мы ждем на Дворцовой площади, учитывая эту картину, 4-5 тысяч человек. Потому что нам говорили, что на поп-звезд собирается максимум 7-8, до 10 тысяч. Пришло 25 тысяч человек, это по официальной оценке.

И самое удивительное, что пока шла эта картина, какая-то ротация легкая была. Но эта основная масса посмотрела эту картину. Оторваться от нее невозможно. Мы собираемся ее прокатить по крупным городам абсолютно бесплатно, чтоб посмотрели. Ее надо смотреть всем: и простым людям, и бизнесменам, и руководителям страны, что мы пытаемся сейчас сделать, потому что она при всем объеме колоссальных проблем, о которых люди рассказывают – она, что я вам раньше говорил, оставляет светлое ощущение в конце, что мы живем на какой-то удивительной планете, где очень тяжело, очень непросто. Но при этом хочется жить, видеть этих людей, смотреть на них. Удивительная картина.

Когда мы снимали первую картину, кстати, это был единственный раз в моей жизни, когда мы официально от Госкино, хотя это была моя дебютная игровая картина, 15 дней снимали в Париже, снимали в "Гранд Опера". Кстати, там тоже был уникальный случай. Мы увидели балкон. А давали снимать нам только ночью, до 7 утра. И все. Потому что с 8 утра уже в "Гранд Опера" экскурсии, и нас оттуда выгоняли. Но мы там снимали. И там был балкон. И, естественно, мы заглянули с оператором, он нам очень понравился, мы говорим: хотим там. Они там что-то засуетились, говорят: 70 лет балкон не открывали. Но, тем не менее, мы это сделали. И Галя Тюнина, и замечательный актер Сережа Виноградов, там в инвалидной коляске прокатили и очень хороший кадр сняли.

И в "Мании Жизели" начал сниматься Дунин папа, замечательный режиссер, автор "Белорусского вокзала". Он снялся у нас в одной из ролей в этой картине очень хорошо.

И, действительно, когда мы заканчивали съемки в Париже, сидели в каком-то ресторанчике, и Дуня бросила фразу: "Папа, как ты похож на Бунина!". И отсюда началась вся история. Хотя тяжело продвигался у нас сценарий. Нас обвиняли в том, что мы грязное белье вытаскиваем, чего только не было. Но, тем не менее, фильм состоялся. У меня было очень много претендентов и советов, кого снимать в главной роли, и были замечательные, потрясающие актеры. Но для меня в герое и в актере, который будет это исполнять, очень важно, вы знаете, какое-то совпадение черт характера, эмоций. Мне казалось, что Андрей Сергеевич Смирнов и Бунин – это близко. Как мне кажется, это попадание было очень точным.

Мне очень приятно, что студенты (иногда мне приходится бывать в разных вузах) всегда вспоминают "Прогулку". Кстати, "Прогулка", мы долго с Дуней обсуждали, какое нам следующее кино снимать после "Дневника его жены". И она произнесла такую, казалось бы фразу: ты знаешь, идут трое актеров, и полтора часа реального времени, как они идут – вот про это кино, и все.

Почему она запомнилась? Потому что очень много такого недоброго, черного, что действительно происходило в стране. И вдруг такой глоток воздуха, когда про любовь. Идут трое молодых людей, и больше ничего не происходит как бы.

В "Прогулке" была утверждена другая актриса. И Ира Пегова мне попалась за 2 недели до съемок. Хотя я ее знал, видел, я ее планировал в фильме "Космос как предчувствие" снимать. Но в этой картине не видел. И уже что-то мне подсказывало: надо искать, надо искать. Мы ее позвали на пробы "Прогулки". И поразительно: притом, что она как бы по своим формам казалась не из той оперы, но она настолько энергетически точно вошла. Я помню, как съемочная группа тоже так в первые дни с недоверием на нее посматривала: "что ты делаешь?", "это ошибка". И после первых 1-2 съемочных дней наоборот все были в восторге от нее. Это должна быть и удача, и интуиция, и должно совпасть все.

Радостно, когда актеры, которых ты снимаешь в первый раз… но мне как-то везет. И "Прогулка", и Ира Пегова, и Паша Баршак. Цыганов до меня снялся в одной картине. Но, тем не менее, это была практически первая его большая работа. Лена Лядова, которая сейчас получает приз за призом, и действительно потрясающая, моя любимая актриса, дебютировала в фильме "Космос как предчувствие", первый раз сыграла.

Галя Тюнина – это уже более давняя история. Но я ее безумно люблю. Она для меня вообще такой талисман. Как она снимается, все будет хорошо с картиной. Тьфу-тьфу-тьфу. Но надеюсь, что так и будет и в этот раз.

А Надя – это и мой был дебют, и у нее дебют в "Мании Жизели", и потом "Дневник его жены", мне кажется, она очень интересно сыграла.

В фильме "Восьмерка" из моей предпоследней работы – там все дебютанты, практически все дебютанты.  И все ребята очень интересные. Посмотрим, как сложится их судьба в дальнейшем.

Одно из главных качеств режиссера – это интуиция. Я не знаю, почему. Но я чувствую, что это есть. Вот уже седьмую картину мы снимаем, на мой взгляд, с лучшим оператором в этой стране, причем, объективно, Юрием Викторовичем Клименко. Это художник, художник. Он меня вообще поражает, как глубоко он знает музыку, живопись. Это все ему тоже помогает.

Умение еще режиссера - а ныне, может быть, не только режиссера, но и продюсера (просто я совмещаю эти два качества) – собрать этот творческий коллектив, который сможет весь этот процесс, очень сложный, муторный, технологический, производственный, создать, собрать всех. Не просто талантливых людей, а которые подходят под конкретный проект. И вот эта атмосфера на площадке – она тоже… я говорю банальные вещи, но она крайне важна. Ее удерживать. Если я вижу, например, на площадке не дай Бог, хоть от кого – хоть от рабочего, хоть от главных людей – скажем, что-то связанное с алкоголем, он будет немедленно выгнан, кто бы он ни был. Потому что это невозможно. Это не значит, что я такой пуританин, и ничего не признаю. Все может быть. Я иногда и ругаюсь на площадке. Но это тоже надо чувствовать, когда что применить, какое оружие.

Но интересно. Вообще режиссура – самая интересная профессия на земле. Это правда.

У меня есть лозунг, который я проповедаю: высокохудожественное кино, но для самого широкого зрителя. Это лозунг, который очень трудно воплотить в жизнь, особенно что касается зрителя. Но я думаю, что как раз с последней картиной "Матильда", очень надеюсь, что она будет воспринята самым-самым широким зрителем.

Эта картина "Матильда" - очень масштабная. Кстати, с безумно интересным актерским составом. Из российских, по-моему, все звезды у нас снимались, что мне было очень приятно. И Данила Козловский, и мой любимый Женя Миронов, и Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш – очень много. Но и впервые у меня столько зарубежных актеров снималось. Роль Николая II исполнил замечательный, на мой взгляд, очень талантливый немецкий актер Ларс Айдингер. И его невесту, потом жену императрицу Александру Федоровну сыграла Луиза Вольфрам, тоже немецкая актриса. И французская актриса, и китайская – у нас очень большой набор, что для меня было тоже необычно. И такой интернациональный состав. Но безумно интересно.

Мы построили огромнейшую декорацию на бывшем военном заводе в Петербурге. Успенский собор Кремля, где проходил. И сняли самую грандиозную сцену в нашей картине – коронацию Николая II. Было сшито более 7000 костюмов. Действительно, для меня это грандиознейший масштаб и опыт. Посмотрим, что из этого получится. Надеемся, что картина осенью следующего года уже выйдет в прокат.

И еще очень много работы. И современной компьютерной графики, и монтажа. Не буду всего перечислять. Конечно, очень переживаю, чтобы этот весь огромный труд многих-многих людей (у нас только группа была под 300 человек), чтобы это не пропало даром, а все-таки зритель пошел на наше кино. Очень на это надеюсь и жду этого. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Мария Привалова генеральный директор библиотеки им. Некрасова
  • ГОСТИ

  • Светлана Немоляева заслуженная артистка РСФСР
  • ГОСТИ

  • Александр Румянцев Генеральный директор Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, академик РАН
  • Показать еще
    Суд отказался арестовывать турбины Siemens Решение было вынесено 18 августа
    5 часов назад
    20 августа по всей стране проходят митинги обманутых дольщиков Всего заявки на участие подали 12 городов
    6 часов назад
    В Хабаровске в результате драки погиб чемпион мира по пауэрлифтингу Причиной смерти стала черепно-мозговая травма
    8 часов назад
    Россиянин задержан на территории Украины за незаконное пересечение границы Россиянин будет привлечен к административной ответственности
    9 часов назад
    9 часов назад
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    вчера
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    вчера
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    вчера
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    вчера
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    вчера
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    вчера
    Столицу России предложили перенести за Урал Это поможет справиться с "гиперцентрализованностью" страны
    вчера
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments