Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Протоиерей Дмитрий Смирнов: Я осознал себя верующим года в три, но отчётливо помню, о чём я молился, и о том, как мне быстро Господь помог

Из всех тайн божьих самая дивная и великая – тайна Воскресения Христова. Для тех, кто считает себя светским и нерелигиозным человеком, кто не ходит в церковь и не читает Евангелия, сегодняшний праздник – всего лишь очередной выходной день. Но для 2,5 млрд человек во всём мире светлое Воскресенье Христово – главное событие в истории человечества. Тайна эта постигается только чистым и любящим Бога сердцем. Ведь без веры Воскресения Господня нет и самого спасения. Благодатный огонь, спасительные вести о воскресшем Христе ежегодно ярким пламенем вспыхивает над Гробом Господнем.

Среди всех великих и радостных христианских праздников светлое Христово Воскресенье отмечается особо. Недаром его называют праздником праздников и торжеством из торжеств. Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, радостно восклицает: "Христос воскресе". И в эту святую ночь в колокольном малиновом перезвоне, в пламени зажжённых свечей и в сердцах людей звучит отклик: "Воистину воскресе".

В этом году Пасха празднуется всеми христианами мира в один день. Юлианский и григорианский календари совпали, указав одну дату – 20 апреля. Православные и католики, протестанты и лютеране, англиканцы и Армянская апостольская церковь. Для каждого человека независимо от принадлежности к той или иной конфессии наступил долгожданный праздник, светлое время радости о воскресшем Христе.

Димитрий Смирнов: Хотелось бы, чтобы все, кто пришёл на Пасху, ощутили своим сердцем Христа. Чтобы те, кто готовились причаститься святых христовых тайн, причастились. Чтобы служба для них прошла легко, радостно. И чтоб они Пасху сохраняли в сердце до следующей Пасхи.

Отец Димитрий Смирнов, священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, известный церковный и общественный деятель, настоятель Храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области. Ведущий многочисленных теле- и радиопрограмм на православных каналах. На протяжении 12 лет с 2001 по 2013 годы руководил синодальным отделом по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. В настоящее время является руководителем аппарата Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства.

Димитрий Смирнов: Бог две тысячи с лишним лет назад сошёл на землю, стал человеком, во всём подобный нам, кроме греха. Он учил о том, как нам выйти из мрачного круговорота нашей жизни, которая вполне сравнима с адом, приглашая всех, кто пожелает, следовать за собой.

Как всегда благодарные люди за это его арестовали, избили, истязали и умертвили. И он, как обещал, воскрес. Тем самым явил группе людей, которые были учениками, ученицами, тем, что он победил смерть, что не надо её бояться, и что тот путь, который он предлагал падшему человечеству – истинный. Потому что сам человек себя воскресить не может.

И в доказательство, что это не обман, все его ученики, кроме одного, отдали жизнь за эту весть, что Христос воскрес. И для каждого человека, который рос на земле независимо от цвета кожи, национальности, веры открыты двери в Царство Божие. Он, если захочет, может туда войти.

Поэтому когда мы приветствуем всех и я приветствую всех, кто нас слышит, древним апостольским возгласом "Христос воскресе", утверждая именно эту истину, что это главные два слова, которые когда-либо звучали на Земле. Это важнейшее событие всей человеческой истории и даже праистории, потому что наша Земля создана исключительно для человека. Она создана ни для динозавров, ни для уссурийских тигров, ни для плотвы, сома, голубого кита. Она создана для человека. И в этом возгласе "Христос воскресе" ему, человеку явлено спасение. Потому что если б Христос не воскрес, как говорит один из учеников Христа, то вера наша тщетна. Одно из учений. Мало ли было всяких учений, и хороших, и похуже, да и совсем дрянь, и каждый год рождаются какие-то новые учения, появляются новые лидеры, что-то кого-то уговаривают и куда-то влекут. Но в этом нет истины. А то, что Христос воскрес – это неоспоримая истина.

У человека есть и душа, причём, она бессмертна. Человек сам на похоронах всегда доказывает тем, что плачет. Раз он плачет, значит он не согласен со смертью. А теперешние люди, которые раньше боялись только слова "рак", теперь боятся слова "смерть".

Говорят - "ушёл". Как будто в универсам ушёл, или в Театр ленинского комсомола ушёл. Вот, он ушёл. Все понимают, о чём речь. Но слово "смерть", "он умер" боятся произнести. Это говорит о чём? О том, что люди замирают на пороге этой тайны вечности. Они прекрасно её чувствуют.

Но, к сожалению, ничего об этом не знают и не хотяn узнать… В общем, известно немало. И, конечно, тайна смерти и Воскресения Христа имеет к этому непосредственное отношение. Потому что Христос сказал "кто верует в меня, тот не умрёт, а перейдёт прямо от смерти в жизнь". По сравнению с тем, что мы называем в вульгарном обиходе жизнью, на самом деле с точки зрения того, о чём говорил Христос – это вообще не жизнь. Это такое полуслепое, полуглухое существование, как у всех млекопитающих. А человек призван к гораздо более великому, чем это есть на самом деле.

Апостол сказал: "Всегда радуйтесь". Но радуются совсем не все. И если мы обойдём дома в пасхальную ночь, не во всех мы увидим радость. А некоторые вообще даже не в курсе дела. Хотя и в Москве живут десятилетиями, колокола звонят, люди крестным ходом ходят и так далее. Им вообще невдомёк. У них нет радости в сердце. Но и те, которые приходят в церкви или вообще живут церковной жизнью, радуются не всегда. Поэтому очень немногие, так же как преподобный Серафим Саровский, постоянно достигали этой непрестанной радости, о которой говорил апостол, призывая всех.

И вообще христианство – это путь к совершенной радости, которую ничем нельзя отнять: ни потерей близких, ни изгнанием из Родины, ни посадкой в тюрьму, ни тяжелой болезнью, ни ядерной войной – ничем. Потому что всё, что вокруг могло бы принести печаль, растворяется в этой радости, радости общения с Богом. Как маленький ребёночек. Когда он взят на руки любимым отцом, ему совершенно неважно в этот момент, а где мама, а где бабушка, а где границы государств, а в каком банке деньги, а какая там ставка, и вообще нет ли инфляции или дефляции, не разбился ли автомобиль, на котором папа меня куда-то повезёт к бабушке, где уже ждёт мама. То есть всё в этом растворяется. Он доволен. Папа его взял, он счастлив, он в любви, он в безопасности, ему хорошо.

Но вот и христианство призывает каждого человека вернуться к Отцу Небесному. И чтобы Отец его обнял, взял, прижал к себе, жили вместе в любви, в счастье. А все земные человеческие благоглупости представляются ничтожными, они меркнут, они скучны, они имеют такую даже не патину на себе, а толстый слой пыли пошлости. Потому что вся жизнь человеческая представляет собой чрезвычайную пошлость, которая прекрасно описана мировой литературой. И гении человечества видели эту пошлость, так и называли "Человеческими комедиями" эти все такие потуги и поиски того, что человек именует счастьем. Счастье возможно только в Боге, потому что Адам потерял рай, только потеряв Бога. А Христос – новый Адам. И он призывает всех стать Богу не рабами, но друзьями. Уже не говорю "рабы", но называю вас "други".

Поэтому сам праздник Пасха – это такая человеческая интерпретация, некий образный рассказ для всех, что на самом деле есть Пасха. В этом смысл самого дня. Потому что на самом деле Пасха ежедневно. Она постоянно. Она и днём, и ночью. Только встал, раскрыл руки и говорю – Господи, вот у тебя Пасха. Она и в сердце, и перед тобой. А всё остальное неважно. Ну, убейте меня – Пасха всё равно останется. Вот и всё.

Почему люди стремятся к материальному? Потому что они не знают духовное. Когда вживляли в тот или иной участок мозга шимпанзе такой чипчик, который надо было нажимать и получать удовольствие. Она переставала есть и пить, только нажимала чипчик, пока не погибала. Так и человек чипчиками всякими себя окружил, всё время получает удовольствие. Он даже боится размышлять. Его ум всё время занят: либо прослушиванием какой-то музыки, либо новостей, либо чтением чего-то интересного. А так он сразу мучается. Я тут беседовал с мальчиком 8 лет. Он стоял, весь извивался, не мог, прямо стоит, говорит – мне скучно, мне скучно. У него абстиненция. Потому что он должен быть всё время занят либо какой-то игрой, либо просмотром мультиков, либо над кем-то смеяться, либо что-то сосать. Такое чрезвычайно вредное для желудка, для зубов и так далее. То есть он в этих удовольствиях, как та бедная обезьянка, которая погибла, нажимая кнопочку с чипчиком.

Один человек, чтобы заниматься математикой, не спит ночью и зарабатывает себе бессонницу, потому что другого времени нет. Он на работе, а вечером четверо детей ходят на головах. И у него только ночь. И Христос так трудился во время своей жизни, что когда он с учениками переплывал Геннисаретское озеро (которое по величине даже морем называется, другого берега не видно), была такая буря, что волны переливались через борт и заливались в лодку. Как нужно устать человеку, чтобы не просыпаться? И они его растолкали, говорят: спаси, мы погибаем. И он молился ночью. У него не было возможности другой. Он тратил время на труды, проповеди Евангелия, а ночью ещё молился Отцу Небесному. Поэтому если человек хочет молиться, он найдёт себе для этого время. Если человек хочет заниматься математикой, он найдёт это время. И так далее. Если человек любит вкусно поесть, он будет часами стоять у плиты. То есть жизнь в том, чтобы повкуснее (эти все передачи по телевизору по многим каналам) есть, есть, есть, как приготовить, как вкусно, хи-хи, ха-ха, как вкусно, опять красиво, есть, есть и есть. Вот, собственно, это зависит исключительно от того, какую жизнь сам себе человек устраивает.

Футбол надо? Погоду надо? Каждые 15 мин, потом каждые полчаса, потом каждый час погода, погода, погода. Украина – надо? Надо. Америка -  надо? Надо. Валютная корзина – надо? Надо. И что там остаётся? На работе чай попить надо? Поговорить с приятелями надо? В стрелялки поиграть надо? В кассу сходить за зарплатой надо? Пообедать надо? Машину запарковать надо?

У одного человека спросили: а почему у тебя рядом с кроватью стул? – Ну как, проснёшься – отдохнуть-то надо. Почему человек уделяет этому большое внимание? Потому что он не знает, к чему стремиться на Земле, он не знает об этой дороге, он не верит в эту дорогу. Ему Христос через церковь говорит: пойдём с нами. Он говорит: я не пойду. – Почему? – Я не верю, что эта дорога туда приведёт. – Видишь табличка, написано "Царствие небесное". – Я, - говорит, - всё равно не верю. Ну и что ж тут сделаешь? Без веры невозможно угодить Богу.

Я осознал себя верующим в детском саду ещё года в три. Я даже знаю это место в Москве, где я молился Богу. Я даже его посещал, уже будучи взрослым. Отчётливо помню. И о чём я молился, и о том, как мне быстро Господь помог. Я даже помню имена людей, о которых я молился. Но это была молитва такая к Богу. Я ещё не знал ничего о Христе. У нас дома была одна иконочка всего лишь. А как Пасху праздновали? Мама всегда пекла куличи, Пасху. А наша соседка Марфа брала вместе со своими и несла в Донскую церковь (прекрасный храм начала XVIII века) в Москве на Донской улице, и там освящала. А когда мне было не то 15, не то 16, бабушка Марфа заболела. И мама меня попросила как самого старшего в семье отнести, посвятить. И я туда пришёл и ощутил себя просто дома. И с этого года стал сам приходить. Я был сразу окружён всеми прихожанками, потому что там были одни только пожилые женщины, все в белых платочках, иногда этот платочек был в какой-то маленький синенький цветочек, и они меня сразу всем снабдили: и молитвословами (каждый свой отдавал), и церковным календарём, и другими. И я стал учиться по этим книгам. Им было это удивительно. Потому что у них дети не ходили. А тут пришёл такой довольно здорового роста, каждый из них был мне ниже плеча. Это было удивительно. А на следующий год я уже с братом пришёл. И я стал регулярно ходить в храм. А потом воцерковилась уже вся моя семья: и папа, и мама, и братья, потом и жёны, и дети. И всё это такой процесс. Потом я узнал, оказывается, что с начала XVIII века в моём роду по отцовской линии все были священниками, я этого ничего не знал. Есть в роду и святые, и убитые за веры. Моя дочка нашла массу родственников. В нашем роду около 20 человек было уничтожено большевиками только за то, что они веровали в Бога. А вот семечко проросло всё-таки. Никто меня никогда не агитировал. А я ещё в институте студентов стал водить в церковь. У нас целая группа. Мы ездили в храм, научились и исповедоваться, и причащаться, и читать священное писание.

Каждый раз на Пасху, сейчас-то свободно, а тогда нужно было приходить к настоятелю, договариваться, что как он будет нас причащать. Может быть, тайно в алтаре. Потому что молодёжь, особенно целая группка – это был скандал, могло не поздоровиться. Мы приходили на службу заранее, ещё когда наш комсомол не пришёл. И у меня был разный опыт: перелезание через забор, подныривание под врата, или прорыв через группу комсомольцев, которые держались за руки и так далее. Я весь этот опыт использовали, уже когда сам стал священником. Я тогда прямо выходил к кордону милиционеров, которые не пускали молодёжь, говорю: это наши, это певчие. И всех, кого успевал, несколько десятков людей проводил. Потому что я помню, как совсем недавно, десять лет назад, я сам был в числе этой молодёжи, которая приходила в храм.

Каждая литургия – это Пасха. На каждой литургии мы читаем пасхальные песнопения, "Воскресение Христово видевше". Перед нами разворачивается и жизнь Христа, и его Пасха. Вообще вся подготовка к Пасхе – это было поводом, для того чтобы вновь пришедших христиан научить христианству.

Люди, прежде чем принять святое крещение, готовились к этому целый год. А кульминацией был Великий Пост. А крестный ход – это было шествие новокрещённых, которые крестились в Великую субботу, впервые в храм со свечами в белых одеждах, как полноценных христиан. Поэтому такая большая Пасха – это есть праздник церкви, праздник проповеди, праздник катехизации, праздник просвещения людей. И до сих пор многие люди с Пасхи, сначала просто от любопытства, потому что я люблю смотреть на людей, которые идут через двор нашего храма, удобно, они идут по двору храма, но зайти в храм им в голову не приходит. А потом, я думаю, придёт время, когда в его жизни что-то такое произойдёт, как-то подтолкнёт, и он сделает небольшой крюк в пять метров, зайдёт в храм, столкнётся с иконами, а, может быть, попадёт как раз во время богослужения, и, может быть, два слова, "Господи, помилуй", дойдёт до его слуха, ума, души, и произойдёт Пасха.

Дорогие братья и сестры, на Пасху, кроме "Христос воскресе" ничего вроде и неуместно говорить. Потому что в этих двух словах, как и в словах "Господи, помилуй", содержится самое главное, что есть в нашей вере. "Христос воскресе" и наша вера не тщетна, она не напрасна. Мы живём этим переживанием всю нашу христианскую жизнь. Поэтому к воскресшему Христу надо всегда обращать нам свои взоры. И в радости, и в печали, и в здоровье, и в болезни, и в испытаниях. "Христос воскресе", для того чтобы и нам, как и ему, победить смерть и воскреснуть со Христом. Прости всех, Господи. Христос воскресе. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Мария Привалова генеральный директор библиотеки им. Некрасова
  • ГОСТИ

  • Светлана Немоляева заслуженная артистка РСФСР
  • ГОСТИ

  • Александр Румянцев Генеральный директор Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, академик РАН
  • Показать еще
    Минприроды опровергло слухи о застройке парка "Лосиный остров" Продажа части парка невозможна по закону
    вчера
    Мединский назвал "Оскар" перепиаренной премией Он призвал не придавать большого значения претенденту из России на премию
    вчера
    Премьера фильма "Матильда" Алексея Учителя состоится 23 октября в Мариинском театре В Москве фильм покажут 24 октября в кинотеатре "Октябрь"
    вчера

    ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • Россия выплатила последний долг СССР Деньги были перечислены Боснии и Герцеговине
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • вчера
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • Алексей Седой: Терроризм, как вирус, постоянно мутирует Как выжить при теракте: советы профессионального инструктора
    вчера

    У нас 800 млрд должны за ЖКХ неотключаемые потребители и бюджетники. Вот на них надо обратить внимание Минстрою

    Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
    В Красноярске власти окажут помощь пострадавшим от аномального ливня Прежде всего речь идет о 40 семьях из частного сектора
    вчера
    ФАС получила ходатайство от Uber и "Яндекса" об объединении бизнесов Ходатайство будет рассмотрено в течение 30 дней после его подачи
    вчера
    Анатолий Антонов стал новым послом России в США Также он занимает должность замминистра иностранных дел РФ
    вчера
    Жители Приамурья массово выкладывают в сеть фотографии и видео с богомолами Распространение богомолов связано с теплым и дождливым летом
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments