Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Татьяна Михалкова: Никита – лидер во всeм. Даже дома, даже в воспитании

Никита Михалков – это имя вызывает бурю эмоций у миллионов человек во всeм мире. Единственный, уникальный и неповторимый. Перед Михалковым снимают шляпу великие мира сего. Его обожают, ему завидуют, его критикуют и обвиняют чуть ли не во всех грехах. Но как бы ни относились к Михалкову его друзья или недруги, что бы ни писали о нeм бездарные злопыхатели, его режиссeрский, актeрский, продюсерский, да и просто человеческий талант, как говорится, не спрячешь. А им уж Господь наградил Никиту Сергеевича сполна.

Своей невероятной популярностью он прежде всего обязан, конечно, кинематографу. Неслучайно Никита Михалков – самый именитый и признанный во всeм мире российский режиссeр. О Михалкове спорят так же, как о политике или футболе. Его любят и ненавидят с одинаковой силой. И он с достоинством несeт свой крест публичного человека, искренне стараясь не разочаровывать людей и делать своe дело.

Татьяна Михалкова: Никита, конечно, человек мощный, сильный. Это глыба. Без него представить наше русское искусство за последние 50 лет, скажем, просто невозможно. Он столько снял фильмов, он столько написал сценариев, он столько сыграл ролей, что просто удивляешься. К тому же он и общественный деятель, и публицист, и он потрясающий рассказчик. У него академия и Союз кинематографистов. Я просто не понимаю, как в нeм всe вот это соединяется и умещается.

Татьяна Евгеньевна Михалкова, лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин "Олимпия", член-корреспондент Российской академии художеств, академик Национальной академии индустрии моды, президент благотворительного фонда "Русский силуэт", целью организации которого стала поддержка национальных дизайнеров модной одежды. Занимается подготовкой и проведением масштабного проекта "Новая Россия. XXI век", вопросами предоставления начинающим дизайнерам и модельерам возможностей стажировки в легендарных зарубежных домах высокой моды, а также на отечественных предприятиях, работающих в сфере фэшн-индустрии. Подчeркивала, что мода – это еe профессия и жизнь. В браке с любимым супругом, легендарным Никитой Сергеевичем Михалковым, уже более 40 лет.

Татьяна Михалкова: Мы больше 40 лет вместе. И я вспоминаю, как это всe началось. И вспоминать об этом… даже нет того Общесоюзного дома моделей, где я работала. Самый ведущий, самый главный, единственный выезжающий за границы, я такая успешная модель, всe хорошо. И люди оборачиваются, когда я иду на улице, меня посылают за границу. А Никита только начинал свою жизнь. Он студент.

Но он пригласил меня смотреть во ВГИК курсовую "Спокойный день в конце войны". Он ещe не был режиссeром, понимаете? Поэтому наша история такая манекенщицы и режиссeра с одной курсовой абсолютно чистая. И найти таких сумасшедших, как я, которые ради мужчины в моей жизни, который появился, бросила подиум, бросила вообще поездки эти, мне говорили: да что ты там, Михалковых… Поездка должна быть в Америку, не куда-нибудь, понимаете? На каждом углу: "Ты просто сошла с ума". Но когда мы познакомились, я ощутила, что он не похож ни на кого. Он такой мощный, сильный. Он был уже уверенный лидер. В нeм была уже тогда какая-то серьeзность. Он любил классическую музыку. И ему доставалось всe из семьи. То, что выбрасывал, всe к нему попадало.

И была такая техника, которую надо было так кулаком стукнуть, и тогда она играла. И, я помню, меня поразило, что в первый же вечер он поставил классическую музыку. Всегда в доме Михалковых-Кончаловских звучала классическая музыка: и Рахманинов, и Чайковский. В общем, очень часто… вот, здесь рояли… это специальный подарил Башмет, чтобы когда приходили и собирались, чтобы и Юра Башмет играл, и, конечно же, Лeша Артемьев, и, в общем, вся жизнь – это звучание музыки. И эта музыка пронизывает все его фильмы.

Он не из тех режиссeров, которые… кто-то напишет сценарий, а он просто поставит. Он всe пропускает через себя. И так же и музыка: каждые какие-то эпизоды, где должна она звучать, или же как вот эти песни, песни – это всегда обсуждалось. Сначала Наталья Петровна писала, помните, вот эти слова в "Свой среди чужих, чужой среди своих".

И, конечно, моя любимая – это "Раба любви", Камбурова поeт. Это просто квинтэссенция всего.

Когда мы познакомились, мы ещe не так хорошо знали друг друга. И вдруг его забирают в армию. Это для меня было, конечно, трагично. Тем более, что я уехала надолго в Чехословакию. Нельзя было оттуда писать письма. Вернее, я писала, но они не доходили, потому что из заграницы. Я переехала, что-то адрес поменялся. Всe было как-то непросто. Так же неожиданно он вернулся. И вот они с Серeжей Соловьeвым зимней ночью в метель, а проспект Вернадского – это действительно конец Москвы. И вот они отправились на поиски Татьяны. Уже закончил работу Дом моделей, я приехала домой. И вот, как Серeжа рассказывал, они всe время падали, потому что был вихрь, вот эти сугробы, дорог ещe не было. И, причeм, светятся эти многоэтажки, их много. Где меня найти? Как? Спрашивают прохожего: "вы не знаете, здесь должна жить такая манекенщица". И она говорит: "да, у нас две достопримечательности в районе – модель, и вот негр живeт". Один негр с Патриса Лумумбы. Так что раздался стук в дверь. Я просто такого не ожидала, и такого счастливого момента в моей жизни я даже не вспомню.

И когда мы были в Доме кино, как всегда собирались, и вдруг он встаeт и торжественно при всех делает предложение. А для меня это было неожиданно. И все сидели. И потом были свидетелем и Саша Адабашьян, и Паша Лепешев, Артемьевы – как-то весь ближний круг, который и сейчас ближний круг. И я сразу (в английском есть хорошее выражение – jumped… Я просто согласна была улететь за ним на съeмки в Чечню, в Грозный. Я даже не знала, что это, я не бывала на съeмках, я не страдала по артистам, я не собирала открытки. И я просто полетела за ним.

Я никогда не хотела быть актрисой, потому что я понимала, что это не моe. Я модель. И я знаю эту профессию. Таких сумасшедших нет, чтоб бросили Дом моделей. И вообще, когда всe хорошо, и просто пошла за мужчиной. Он почему-то видел меня или же учительницей, я действительно преподавала в Строгановке, ездила с дачи в Москву, преподавала английский язык, переводила – то сценарии переводила, то переводила детские книги, потому что он так видел свою семью, понимаете? Но уже по прошествии какого-то времени, когда я уже завоевала свою территорию, заслужила, у меня появилось своe дело. Но не то, чтобы это Никита тебе преподнeс, но уж, поверьте, ни в Доме моделей меня никто, Никита не продвигал, ни с "Русским силуэтом". Вся эта идея была выношена мною, выстрадана, потому что это было время, когда пришли новые времена. Времена были новые, но Россия как-то была забыта. Рухнула стена, отделяющая Европу от России. И к нам пришли все иностранные дома, мы ходили на какую-то старую коллекцию, думали: Боже мой, наконец-то у нас здесь эти марки Диоры, Шанели, и вообще мы сопричастны законодателям моды, и забыли про всe своe российское. И вот эта сама идея была выстрадана мною. И сейчас я с гордостью могу сказать, что у нас прошeл 11-й конкурс, и у нас 200 учебных заведений, 9 часовых поясов от Владивостока до Прибалтики, 150 городов, 32 полуфинала. И я с гордостью могу сказать. Мы отсматриваем 4000 дизайнеров в год, и у нас потрясающая молодeжь, потрясающее образование. И им нужно просто только поддержать, помочь. Тем более, что сейчас такое время, что все только об этом говорят, что санкции, импортозамещение. У нас просто готовый штучный продукт.

Мы надеемся, конечно, на будущее, что будет такая поддержка и государственная, и СМИ, и вообще приоритеты будут российскому – неважно, в чeм, в аренде, в кредитах. Это должно быть такой государственной задачей, иначе не выжить стране, и будем мы тогда с вами одеваться от наших российских дизайнеров. Так что давайте поддерживать наших молодых.

Вы знаете, Никита Сергеевич всегда приходит на показы, поддерживает. Потому что он видит в этом не только часть искусства, но очень важное и нужное для страны дело.

Больше всего я люблю его фильм "Утомлeнные солнцем", потому что он какой-то родной и близкий, он и драматичный, и в то же время очень такой трогательный. Вот эти сцены любви, когда Никита едет на лодочке с Надей, и вот это обожаю-преобажаю, вот это "пяточки" – такая, мне кажется, это любовь отца к дочери, я не знаю, она выразилась в этих кадрах.

Я просто плакала. Потому что Никита недоступен. Даже на премьере, я помню, Тeма пришeл, плакал: "Папа меня не заметил". Он окружeн людьми, и всем что-то надо. Он фотографируется, автографы. А как объяснить, когда взрослеет ребeнок, что папа не потому, что он звезда, или он такой сухой. Любовь надо видеть в каких-то других вещах, наверное. И вот я поняла: сцены, где они с Надюшкой тянут вот эту ноту. Когда-то мы так с ним лет 40 назад точно так же тянули ноты – кто дольше протянет.

Никита – лидер во всeм, понимаете? Без вопросов. Даже дома, даже в воспитании. Он как-то рассказывал: "когда я родил детей…". Я говорю: "Никита, оставь что-нибудь мне". Конечно, он не из тех пап, которые… ну, слава Богу, знал, в какой школе они учатся. На этом всe кончается. Но я где-то и переживала, что… думала – когда же то время, когда он должен подхватить или что-то вообще… Он даже не знал, когда они поступали в институт, он даже не участвовал… хотя бы прослушал, что Аня там на актeрском, какой она отрывок выбрала. Зато они сами теперь, у них своe дело, сами работают в кино. Они не у папы на студии. У Тeмы своя студия "Кинодом", у него там фестиваль "Движение", он на вашем канале делает "Кинодвижение". Он сейчас снял свой первый фильм, должна выйти премьера. Он сейчас к юбилею отца тоже снял фильм.

Наденька сейчас на "Диснейленде" ведущая. Анечка – в "Спокойной ночи, малыши" ведущая. Так что они и с телевидением, и с кино. В общем, работают. Наверное, самое главное, что он им дал – это то, что они умеют делать сами своe дело, ни на кого не рассчитывать. И главное – они видели, как он работает, как он любит свою профессию.

Они молодые, понимаете? И оператор Паша Лебешев, и Саша Адабашьян, Никита. И им есть, что сказать миру. Они полны желания, они ещe могут, они любят, они энергичны, у них получается. И даже я была потрясена, когда они писали сценарий "Механическое пианино". Ведь у Чехова… он этого пьесу Платонова, по-моему, просто уничтожил. Там жизнь одного дня человека, который как бы несколько романов в один день, и он чуть ли не кончает собой. Я не помню. Но эта пьеса даже нигде не ставилась, не шла, не входит в полное собрание сочинений. Но они так работали. Я помню, на старой даче здесь были закрыты двери, маленькие дети стояли, так носы их по стеклу были прилеплены, пальчики, ручки, они всe смотрели, что они там делают. А они сумели сделать такой… из Чехова. Ощущение абсолютно, что это "и ещe одна пьеса Чехова". Даже "Механическое пианино" ставили в других странах и просили у них разрешения. Она шла как пьеса во многих европейских странах.

А в Италии, когда Никита поставил эту пьесу с Марчелло Мастроянни, представляете, который вот так взбегал по этой лестнице наверх, когда сверху шeл дождь, ещe не было такого. И пришeл Марчелло Мастроянни на премьеру. И он говорит: я не могу поверить, что итальянцы могут играть русских. Он был в таком восторге, и Джульетта Мазина. То есть мы много даже и не видели и не знаем то, что сделал Никита.

Но вот эта пьеса и этот монолог Платонова, когда "мне столько лет и я уже в этой жизни ничего не сделал" – это, я даже не знаю, такая классика, которую можно смотреть бесконечно.

Он так серьeзно относится к работе. Неважно, какой этап: или же сценарий… Он этим живeт. Он заставляет и окружение так влюбляться в то, что он делает, и всю съeмочную группу. И это, вы знаете, не то, что театр одного актeра, но как-то все соединяются, все горят, все хотят быть участниками этого фильма.

Я знаю, что Никита много играет, что многое ему не нужно. Но он должен иметь публику, должен иметь какие-то аплодисменты. И кончается вечер, там может кто-то прямо лететь на крыльях, но ему это просто не нужно. У него одна цель, одна любовь – это, конечно, кино. И ради этого он живeт. Это его настоящая любовь. Даже хочется сказать: Никита, ты уже генерал, можно сказать, ты не солдат, ты можешь себе позволить и где-то отдохнуть красиво, и что-то вообще приостановиться, и расслабиться. Но он, знаете, такая машина. Я даже не знаю, откуда эта энергия, сила, какая-то нечеловеческая просто, если он бегает тут 10 км, если он работает так: "надо в три часа ночи лечь, да ещe поплавать в бассейне", вы понимаете? Это всe нереально. И, конечно, в этой жизни надо понять, что ты должен успеть прожить свою жизнь. Не жизнь Никиты Сергеевича с его лаврами. Это его аплодисменты, его лавры. Но выстроить свою жизнь. Я говорю о нeм всe в превосходной степени. Конечно, не бывает идеальных людей. И масса у него недостатков, ошибок. Может быть, он не туда вмешивается, может, делает не то. Но он художник. И надо это понять и принять. Может, не обязательно принимать. Не каждому. Но всe-таки не травить художника, не травить. Художник имеет право высказать своe мнение.

И хочется ему пожелать силы духа, хочется ему пожелать веры, хочется ему пожелать любви и новых, новых фильмов. Это у него получается лучше всего. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Мария Привалова генеральный директор библиотеки им. Некрасова
  • ГОСТИ

  • Светлана Немоляева заслуженная артистка РСФСР
  • ГОСТИ

  • Александр Румянцев Генеральный директор Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, академик РАН
  • Показать еще
    Минприроды опровергло слухи о застройке парка "Лосиный остров" Продажа части парка невозможна по закону
    вчера
    Мединский назвал "Оскар" перепиаренной премией Он призвал не придавать большого значения претенденту из России на премию
    вчера
    Премьера фильма "Матильда" Алексея Учителя состоится 23 октября в Мариинском театре В Москве фильм покажут 24 октября в кинотеатре "Октябрь"
    вчера

    ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • Россия выплатила последний долг СССР Деньги были перечислены Боснии и Герцеговине
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • вчера
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • Алексей Седой: Терроризм, как вирус, постоянно мутирует Как выжить при теракте: советы профессионального инструктора
    вчера

    У нас 800 млрд должны за ЖКХ неотключаемые потребители и бюджетники. Вот на них надо обратить внимание Минстрою

    Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
    В Красноярске власти окажут помощь пострадавшим от аномального ливня Прежде всего речь идет о 40 семьях из частного сектора
    вчера
    ФАС получила ходатайство от Uber и "Яндекса" об объединении бизнесов Ходатайство будет рассмотрено в течение 30 дней после его подачи
    вчера
    Анатолий Антонов стал новым послом России в США Также он занимает должность замминистра иностранных дел РФ
    вчера
    Жители Приамурья массово выкладывают в сеть фотографии и видео с богомолами Распространение богомолов связано с теплым и дождливым летом
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments