Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин: Мы все время заняты творчеством, мы внутри процесса. И поэтому время льется с удовольствием и легко

"Театр ледовых миниатюр" – имя этого прославленного коллектива знакомо не только зрителям в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Выдающиеся спектакли, фантастические декорации, авторские костюмы, живая музыка, талантливые актерские работы, но и, конечно, фигурное катание – блестящее, завораживающее, непредсказуемое, такое, каким мы его и любим.

Игорь Бобрин: 30 лет – это, проживая в сегодняшнем времени, немалый срок, для того чтобы театр не только состоялся, но и прожил эти 30 лет. И за этот период мы накопили в своем репертуаре более 15 спектаклей. Поэтому, наверное, эти 30 лет пролетели достаточно быстро.

Наталья Бестемьянова: Кажется, что это… все. И вот так же пролетели 30 лет. Потому что мы все время заняты творчеством, мы внутри процесса. И он не останавливается. И поэтому время льется с удовольствием и легко.

В Старый новый год 13 января в Москве на сцене театра "Русская песня" состоится уникальное праздничное шоу, посвященное 30-летию коллектива.

Наталья Бестемьянова: Это будет спектакль "Кармен" в первом отделении. Под живую музыку оркестра Силантьева будут три оперных певца исполнять партии Кармен, Хосе и Эскамильо, помогать нам донести эти образы. Во втором отделении это будут фрагменты спектаклей, созданных за 30 лет. Конечно, не все. Их будет несколько. Это будет "Чаплин", "Лебединое озеро", "Мэри Поппинс", "Щелкунчик", кусочек "Птицы счастья", который был создан там в театре. Ведущий – Леша Ягудин, он сам тоже будет выступать и вести. И будут еще всякие сюрпризы. Не хочу опережать.

В 1986 году известнейший российский фигурист, чемпион Европы, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Игорь Бобрин создал первый в мире театр, превративший фигурное катание в уникальный синтез театрального действа и ледового балета.

Игорь Бобрин: Сейчас, конечно, оценивая тот период времени, когда я закончил спортивную карьеру, тогда, может быть, это было обидно, что мне указали на дверь в буквальном смысле этого слова. Для меня это было несколько неожиданно, потому что я готовился продолжить спортивную карьеру, и был такой очень серьезный щелчок по самолюбию. И я не хотел никуда ходить, ни у кого просить. Меня заставили пойти к министру спорта, чтобы я получил какой-то внятный ответ, почему такое происходит. И когда я, превозмогая себя, все свои принципы, я все-таки вошел в этот кабинет, и мне просто с порога сказали "спасибо, Игорь Бобрин, мы не нуждаемся в вашей дальнейшей работе", я просто развернулся и ушел. Получил пощечину, как говорится. Я на эту пощечину и шел в принципе. Но надежда, конечно, умирает последней. Я думал, что как-то хотя бы скажут спасибо за сделанное. А так чувствовать себя отработанным материалом – это достаточно беспомощная ситуация для мужика.

Всю свою спортивную карьеру я получал некоторые критические отзывы на то, что слишком театрализую свои программы, и не всем это нравилось. Может быть, и у меня не очень хорошо получалось. Но эта тяга существовала, и никуда она не делась. И после того, как закончилась моя спортивная карьера, мне было очень интересно продолжать ледовые выступления, но уже в несколько другом качестве. И для этого создание театра на льду, на мой взгляд, было самое логичное действие, которое могло бы продлить и мою жизнь на льду, и дать возможность многим таким же, как я, желающим и горящим выступать на ледовой арене, продлить просто эту жизнь.

Первый спектакль, который мы решили (давайте я нескромно скажу - я решил) поставить на льду – это был спектакль "Немое кино или Размышления на тему Чарли Чаплина", где не могу сказать, что я играл роль Чарли Чаплина, потому что роль такого великого комика сыграть невозможно, а я играл… для себя решил, что я буду играть образ великого Чарльза Спенсера Чаплина.

Наталья Бестемьянова: Я это увидела очень-очень давно в самом-самом начале жизни театра. Я пришла после Олимпийских игр, и у меня не было возможности часто видеть спектакли. Я была на спектакле "Немое кино или Размышления на тему Чарли Чаплина", я видела, как все сделано на то, чтобы образ Чаплина жил. Это Игорь исполнял эту роль.

Игорь Бобрин: И этот спектакль, на мой взгляд, получился настолько необычным для традиционных выступлений на льду, что он привлек внимание зрителей. И чиновники поняли, что это может быть финансово выгодно. Здесь нам помогло некоторое шевеление нашей страны к переходу к каким-то новым образованиям. И Челябинская область была включена в такую программу, которая называлась "Творческий эксперимент". И слово "эксперимент" дало право и возможность Челябинской областной филармонии приютить нас и дать нам жизнь, выполняя определенный государственный план. Поэтому здесь срослись интересы. И слава Богу.

Современные зрители, влюбленные в фигурное катание, сегодня уже точно знают, чем отличается настоящая театральная постановка на льду от других многочисленных шоу фигуристов. И в этом им помог Игорь Бобрин, сумевший показать миру фигурное катание, отличное от общепринятого и возведенное на пьедестал реального театрального искусства.

Наталья Бестемьянова: Историю того, что вот оно свершилось – это было, когда они поставили второй спектакль. Это был "Фауст – XX век", я уже была в театре. Спектакль был выпущен. И я в нем не работала. И я увидела: вот оно идет, и без меня. И потрясающий спектакль, и мне хотелось… Я уже была вовлечена в это. Я знала, что мне поправить. Я уже видела, как мне в это влиться, работать.

Ведущими солистами театра были и остаются олимпийские чемпионы, гордость отечественного фигурного катания, прославленная танцевальная пара Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Гастроли театра проходили более чем в 50 странах мира. И за 30 лет жизни театра его спектакли посетили более 9 млн зрителей.

Игорь Бобрин: Когда Наташа закончила победой вместе с Андреем Букиным, со своим партнером, на олимпийских играх, то логично, что она пришла сюда, потому что мы были уже мужем и женой. Но появление ее в театре для всех оказалось как снег на голову. Потому что, во-первых, она отобрала все сольные роли. Потому что хотела быть везде первой. Она так работала, что нельзя было лишать ее этой возможности полностью погружаться в достаточно для нее новые обстоятельства на льду.

Наталья Бестемьянова: Когда я пришла в театр, я пришла одна, и Андрей отказался куда-либо идти кататься. Он устал, он не хотел.

Игорь Бобрин: Он просто пошел работать в спорткомитет. И вот это его небольшая, недолгая разлука с Наташей Бестемьяновой обозначала безумную его усталость от спортивной карьеры.

Наталья Бестемьянова: И когда он вернулся ровно через 9 месяцев, то к этому моменту моя самая страшная полоса работы без него – это было очень трудно. Половину отрезали, и давай, попробуй половиной сделать то, что делали вместе. И когда он вернулся, для меня это было, во-первых, неожиданно. Я не знала, что он придет. Я пришла на очередную репетицию театра и вдруг увидела его на льду. То есть они так с Игорем договорились, такой был сюрприз.

Игорь Бобрин: Когда он пришел через 9 месяцев, мы смеемся, что он родил эту мысль и вернулся к выступлению с Наташей, пришел к нам в театр, то это было, конечно, незабываемо. И воссоединение именно этой пары. Им даже не надо было каких-то дней для того, чтобы вспомнить все то, что они умели. Настолько это было в ногах, в крови, в голове, что как будто они не расставались.

Наталья Бестемьянова: Мы были и остаемся до сих пор одним целым. И мы хорошо чувствуем настроение друг друга, даже если мы не видимся несколько дней. Мы все равно… услышала голос – и я знаю, что с ним происходит. Или мы встретились, и я понимаю, что и как общаться. Это удивительно, замечательно. И, конечно, для меня это огромная ценность, что Андрей с нами, мы вместе, и мы выходим на лед. Это, пожалуй, одна из главных ценностей моей жизни.

Игорь Бобрин: Очень большая работа идет по воспитанию, а изначально мы зависим от того, что люди приходят к нам из фигурного катания, которое стало, может быть, намного более техничным и намного менее духовным. Поэтому приходится, наглости наберусь, перевоспитывать или даже заново учить исполнителей тому, что они должны сделать на льду.

Наталья Бестемьянова: Человек может быть фантастически технически оснащен, актерски совершенно абсолютно одарен, все при нем может быть. Но он может жить без этого. Для того чтобы работать в театре, я думаю, что в любом, человек должен иметь такое качество, что он без этого просто не может жить, как воздух, ему это просто необходимо.

Игорь Бобрин: Иногда приходит человек работать. И у него здесь денежные знаки крутятся. Либо у него крутится здесь какой-то интерес, какое-то вдохновение, какая-то мысль о том, что я могу лично, придя в театр, выразить своего. Это все абсолютно в глазах написано. И он может даже ничего не делать на льду. На льду мы научим, что делать. А сама заинтересованность и сама эта порывистость внутренняя сразу чувствуется.

Наталья Бестемьянова: Вот это главное, что должно быть в артистах нашего и я думаю, что любого творческого коллектива. Что если человек занимается творчеством, это должно просто быть показателем жизненным. Иначе никак.

Игорь Бобрин: Требования к театру как ледовому все равно остаются несколько одинаковыми по сравнению со спортом. То есть мы тоже обязаны включать в свои выступления и сложные элементы фигурного катания. И чем они сложнее, тем это, конечно, дороже стоит. Просто эти элементы сейчас не являются основными критериями по тому, что мы делаем. Главное – для чего эти элементы? Чтобы они были увязаны с драматургией, с хореографией и с элементами какой-то пантомимы. Элементы становятся вторичными. А первое – это, конечно, ролевое участие артистов, это погружение в роль, это воплощение на ледовой арене тех или иных персоналий. Поэтому не все фигуристы у нас заканчивали театральные училища, и для этого, наверное, мы и созданы и призваны, и мне помогает и Наташа, и великолепный партнер Андрей Букин, и Елена Васюкова, и Дмитрий Смирнов. Это те люди, которые пришли 30 лет назад и которые работают до сих пор.

Наталья Бестемьянова: Каждый наш спектакль – это как будто интересное кино. Вы знаете, когда в кино ты не знаешь, чем кончится. Притом, что названия известные, "Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Алиса в стране чудес", "Фауст – XX век", "Немое кино", "Кармен" – много наименований, но в каждом из этих спектаклей есть своя какая-то соль, которую он внес, персонаж ли, которого просто не было. Например, в спектакле "Кармен" есть Гаврош – маленький мальчишка на площади, который все это раскручивает.

Этого Гавроша нет в литературе о Кармен. Игорь придумал его. Ему он нужен был для того, чтобы лучше раскрыть образ Кармен, как он ее видит. Так же "Ромео и Джульетта", например. Спектакль начинается с того, что мы с Андреем, люди сегодняшнего дня, попадаем в Верону. И что из этого получается. И как мы пытаемся, современные люди, помешать тому, что произошло.

И так сделан каждый спектакль театра. Это при классическом названии всегда абсолютно оригинальная постановка, оригинальный сценарий, оригинальная хореография. И в этом весь Игорь. Мне кажется, именно поэтому спектакли, во-первых, остаются современными, некоторым из них уже по 30 лет, и они интересные.

У меня есть высокая цель: я хочу, чтобы эти спектакли, которые родились на моих глазах, которые я так люблю, чтобы они жили, со мной ли, без меня ли. Потому что там заложена мысль, идея, какая-то жизненная философия. Даже в самых легких и простых сказках для детей все равно все это внутри есть, есть второй план, есть между строк. И хочется, чтобы это люди видели и чтобы это жило. А впереди у нас абсолютно фантастический новый спектакль. Я, к сожалению, не могу анонсировать его название. Когда все будет подписано, мы делаем фантастически интересное дело. Мы планировали премьеру уже весной этого года, но чуть-чуть по срокам сдвигается. Премьера будет в октябре следующего года. Это все равно еще юбилейный год, мы все равно еще успеваем это отпраздновать как наше юбилейное действие, но это будет очень красиво, очень современно и в то же время очень познавательно вообще для людей.  

В 2016 году "Театру ледовых миниатюр" исполняется 30 лет. О том, как будут праздновать юбилей и о том, что было сделано за эти годы - рассказывают Игорь Бобрин и Наталья Бестемьянова.