Владимир Филиппов, ректор РУДН: Горжусь, что выпускники нашего университета работают почти во всех странах мира

55 лет назад 1960 года Совет министров СССР выпустил постановление об учреждении в нашей стране Университета дружбы народов. Основной задачей РУДН стала подготовка высококвалифицированных национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки, воспитанных в духе дружбы между народами. Кроме того университет предоставлял возможность получить высшее образование молодежи из малообеспеченных семей. В 1961 году университету было присвоено имя Патриса Лумумбы, первого премьер-министра Демократической Республики Конго, одного из символов национально-освободительного движения народов Африки. В наши дни Российский университет дружбы народов крупный международно-ориентированный и учебно-научный центр, широко известный в мире своими достижениями в организации учебного процесса, научными исследованиями и международными связями. В университете работают 2300 преподавателей, в том числе более 500 профессоров и докторов наук, свыше 1200 доцентов и кандидатов наук. За свою 55-летнюю историю РУДН получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как классический университет, многие годы занимающий самые высокие места в числе лучших российских ВУЗов и стремительно поднимающийся в международных рейтингах.

Владимир Филиппов: У нас на фасаде висит лозунг "Мы готовим мировую элиту!". Когда ты пишешь этот лозунг, ты должен ему следовать внутри в организации учебного процесса, в науке, да и в деталях. Слова "Мы готовим мировую элиту" обязывают к очень многому и преподавателей, и сотрудников, но, между прочим, и студентов тоже.

Владимир Михайлович Филиппов - ректор Российского университета дружбы народов. Председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки. Академик Российской академии образования. С 1998 по 2004 год министр образования Российской Федерации. Награжден многочисленными государственными и международными орденами и медалями, в том числе, орденом Почетного легиона, орденом Дружбы, премией и почетной грамотой президента Российской Федерации, а так же орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени.

Владимир Филиппов: История создания такого университета говорит о том, что это была не случайность, а это была действительно историческая необходимость. Предпосылки этому были заложены в том, что примерно к 1960-му году десятки стран Азии, Африки, Латинской Америки освободились от колониальной зависимости и для них стал вопрос, а где теперь готовить собственные кадры. Советский Союз предложил создать такой университет, и, как объявил Никита Сергеевич Хрущев, мы в этом университете будем учить учителей, врачей, агроном, инженеров – и вот так родилась даже структура такого университета. Мы по-прежнему остаемся среди всей более чем тысячи когорты ВУЗов РФ единственным ВУЗом, в котором есть не только классические факультеты, а экономический факультет, юридический, филологический. Но у нас есть и медицинский факультет большой, и аграрный факультет большой и очень многопрофильный инженерный факультет.

То есть, тогда это была помощь Советского Союза развивающимся странам в подготовке кадров. За этим последовала еще и логика: выпускники университета каких стран будут у руля власти лет через 10-20? И вот оказалось, что через 10-20 лет к власти в этих странах стали приходить наши выпускники. То есть, оказалось, что идея создания такого университета это еще и геополитическая идея.  А потом дальше оказалось: выпускники университетов каких стран будут проповедовать технологии в своих странах? И вот здесь оказалось, что выпускники, которые закончили наши советские, российские ВУЗы, закончили Университет дружбы народов, возвращаясь на родину, обучаясь на наших технология, конечно, ориентировались на наши российские технологии в сельском хозяйстве, в инженерии, по многим другим направлениям. То есть, это уже оказалась и геоэкономика. Поэтому я считаю, что это было просто гениальное решение того времени о создании такого университета и вдобавок время это еще и подтвердило. Когда сейчас последние десятилетия говорят про интернализацию университетов и все борются за это, то сам Университет дружбы народов уже тогда был создан априорно как самый интернациональный университет в мире. Таким он и остается до сегодняшнего дня, потому что это единственный университет в мире, который каждый год принимает студентов примерно из 145-150-ти стран мира. Ну а к своему юбилею в нашем университете появилось рекордное количество стран – сейчас это 152 страны мира.

Я поступил в РУДН в 17 лет, и с тех пор вся моя жизнь связана с этим университетом, не считая, как я говорю, примерно 6 лет командировки в Правительство Российской Федерации в должности министра образования, помощника председателя правительства, и опять я вернулся в этот университет. Тогда в университет привлекало, во-первых, то, что была уникальная возможность, в отличие от всех других ВУЗов, получить профессию какую-то и одновременно один или два диплома переводчика, свободное владение иностранным языком.

Я закончил школу с серебряной медалью и приехал в университет.  У меня был неплохой вроде бы английский язык и вдруг я вижу табличку, что Филиппов идет в группу для изучения с нуля французского языка. Я попытался бегать по этажам, сопротивляться, мне сказали: Филиппов, сейчас выгоним тебя в твой Урюпинск и уедешь – иди на французский язык. И я благодарен судьбе за то, что я сейчас в итоге имею два диплома переводчика: и с французского языка, и с английского языка. Потому что я с нуля освоил хорошо французский язык, а потом подтянул и английский язык. Кстати говоря, мои дети, которые тоже учились в этом университете, они, вопреки их воле, а по моей воле, прошли такой же схемой для того, чтобы знать два иностранных языка.

И второй была уникальная возможность увидеть мир, может быть, глазами тех иностранцев, которые рядом с тобой будут учиться. Одна только мысль о том, что ты можешь контактировать со студентами из 100 стран мира, настраивала на то, что надо обязательно попасть в этот университет. Тем более я был из такого известного по разным шуткам города, из города Урюпинска Волгоградской области, и действительно тогда это был совершенно маленький городок, и для меня открывался весь мир. Это с одной стороны.

А с другой стороны, хочу подчеркнуть, что университет уже тогда с первых шагов проводил свою собственную линию. Например, вот то, что сейчас много в нашем обществе говориться о проблемах межнациональных отношений, межкультурных коммуникаций, проблем на национальной почве – вот тогда это решалось с первых часов с вхождение в  здание университета. Я помню, я приехал поездом из Волгограда в 10 часов вечера, в 12 был в общежитии. Уже было запланировано, что я живу в такой-то комнате, в этой комнате два иностранных студента, оба из Африки, один из Камеруна, а другой из Мадагаскара, араб. Оказалось так, что все предусмотрели, только кастелянша белье уже не могла выдавать, она уже ушла в 12 часов ночи. И эти ребята-иностранцы, два африканцы, видя, что мне негде спать ложиться, сдвигают три кровати все вместе, стелют свои постели и меня кладут ровно посредине между африканскими студентами. Вот так я провел первую ночь из Урюпинска между африканскими студентами, и когда засыпали, я только смотрю в темноте белые глаза и ничего больше не видно. Вот так начинался наш интернационализм.

Теперь уже можно гордиться тем, что выпускники такого университета работают почти во всех странах мира. У нас в ранге почти министра в Канаде работала наша выпускница, причем, подчеркиваю, она выпускница РУДН физмата, в Канаде была в ранге министра. Хотя сама она студентка из Африки, но там отвечала за малочисленные народы севера. Образование ей помогало в этом. С другой стороны, конечно же, абсолютное большинство из них, это достижение нашего университета, что они все-таки возвращались в свои страны  и там росли. И, действительно, у нас сейчас уже есть уникальные выпускники.

Так получилось в годы юбилея университета, что на всех континентах были лидерами своих стран наши выпускники. Например, премьер-министр Казахстана господин Масимов Карим Кажимканович  - выпускник нашего университета, уникальный выпускник. Я думаю, что благодаря языковой подготовке университета, он  - единственный в мире премьер-министр, который знает русский язык, английский, казахский,  а еще он свободно владеет китайским, арабским языком и знает еще испанский и французский языки! Премьер-министр, выпускник Университета дружбы народов! Одновременно  у нас в это время был наш выпускник Пхарат Джахдео, президент Кооперативной Республики Гайана, который, вернувшись отсюда, очень быстро завоевал популярность молодым человеком. И он в 30 лет выиграл с командой выпускников университета выборы в этой стране. Два срока подряд по шесть лет пробыл президентом этой страны. Причем, подчеркиваю, он взял в правительство свое несколько выпускников Университета дружбы народов.

Но в большей степени, конечно, мы радуемся тем,  что наши выпускники добиваются не таких политических признаний, но еще и профессионального признания. Потому что среди выпускников университета сотни различны министров. Я сам когда-то недавно был в ЮНЕСКО, 2-3 года назад и  вел одно заседание, конференцию. Рядом со мной сидел один из министров одной из африканских стран, и мы на французском языке вместе с ним ведем эту конференцию. Потом маленький перерыв, и он мне говорит, взяв меня за руку:  “Господин Филиппов,  - по-русски говорит,  -  я тоже выпускник Университета дружбы народов”.  И он тоже министр образования!

Если бы дипломы РУДН в какой-то стране мира не признавались, мы бы из этой страны студентов не получали, это очевидно. И на сегодняшний день родители, направляя студентов в другие университеты, да и сами студенты, смотрят по интернету рейтинги высший учебных заведений. Я могу в этой связи пояснить несколько фактов.  Некоторые  -  удивительные!  Если говорить об общих рейтингах, то в Российской Федерации по национальному рейтингу, который проводит "Интерфакс", мы последние четыре года занимаем 4-6 места среди всех тысячи ВУЗов Российской Федерации. Если говорить про международный рейтинг, который проводил QS в странах СНГ, в странах Балтии, Грузии и РФ среди всех, мы заняли 7-е место. Очень важный международный рейтинг международного агентства QS, который проводился между университетами стран БРИКС. Это огромное количество университетов, более 7 тысяч университетов не только России, но и Индии, Китая, Бразилии, и РУДН вошел в топ-100 из этих 7 тысяч университетов!

Есть некоторые рейтинги, которые нас поддерживают в большей степени, когда мы говорим о нашем профессионализме. В частности, например, было удивительно узнать, что международное агентство Thomson & Reuters, когда исследовало инновационную деятельность в России, опубликовало в прошлом году данные, что по количеству патентов на изобретения за 2002-2012 годы в России на первом месте "Росатом", на втором месте Университет дружбы народов, а на третьем месте Министерство промышленности и торговли РФ. Не какие-то другие ВУЗы, Бауманка и другие, а на втором месте по количеству изобретений Университет дружбы народов! Вот я думаю, что эти профессиональные рейтинги тоже для нас не менее важны.

Вот этих замечательных достижений по рейтингам университет добился в большей степени собственным трудом, собственным менеджментом. Дело в том, что действительно есть ВУЗы исследовательские, которые получают дополнительные деньги, есть федеральные университеты, есть ВУЗы, которые сейчас попали и финансируются для того, чтобы они оказались в топ-100 мирового рейтинга. Подчеркиваю, РУДН не является ни федеральным, ни исследовательским университетом – он строит свою политику на собственной базе, на собственных возможностях. Но результат такой, в частности, по этому мировому рейтингу топ-500 лучших университетов мира:  в 2013 и 2014 годах только 10 российских ВУЗов попали в топ-500 мирового рейтинга. Среди них Университет дружбы народов, который эти деньги не получает и десятки других, которые получают это улучшенное финансирование все эти годы никак не могу попасть в топ-500 мирового рейтинга. Мы просто ставим перед собой высокую планку, которая и привлекает в наш университет студентов, но которая и нас обязывает.

У нас на фасаде висит лозунг "Мы готовим мировую элиту!". Когда ты пишешь этот лозунг, ты должен ему следовать внутри в организации учебного процесса, в науке, да и в деталях. Слова "Мы готовим мировую элиту" обязывают к очень многому и преподавателей, и сотрудников, но, между прочим, и студентов тоже.

Университет дружбы народов относится к числу очень небольшого количества ВУЗов, только 43 на сегодняшний день ВУЗа из более чем тысячи ВУЗов РФ, которые получили право разработки и реализации собственных образовательных программ. Не Госстандарта высшего образования, а собственных образовательных программ. Уже это говорит о том, что нашему университету доверили, причем это право дается указом президента РФ.

Университет дружбы народов получил такое право в 2012 году, в частности потому, что в РУДН очень сильная составляющая языковая,  иностранные языки. Но на самом деле мы не просто даем диплом переводчика. Сейчас многие работодатели спрашивают у кого-то, а вы знаете иностранный язык, английский? Но надо знать язык английский для терминологии и медицинской, и инженерной, и аграрной. Это то, что у нас называется “переводчик в сфере профессиональной коммуникации”. Это уникальные преподаватели, которые должны давать вам терминологию на английском, французском, испанском или на китайском языке по машиностроению, по сельскому хозяйству. Они должны знать эту терминологию для каждой отрасли. Вот это отличает наши программы.

Более того, мы сейчас поставили перед собой очень сложную такую задачу, высокую планку, даже за свои деньги реализовать то, что мы считаем достойным такого университета. Выпускники магистратуры Университета дружбы народов не должны выходить в мир без знания двух иностранных языков, одним из которых должен обязательно быть английский. И поэтому если ты учил, например,  в бакалавриате немецкий язык и поступаешь в магистратуру, мы говорим, что ты должен выучить второй иностранный язык. Мы за это будем платить сами деньги – за это государство не платит. Но просто такой международно-ориентированный ВУЗ уже не может выпускать в мир специалистов без знания двух иностранных языков, и мы за это будем платить наши, а не бюджетные средства.

Российское государство ставит приоритет в приеме иностранных студентов из СНГ в первую очередь, конечно. Это реализуется в масштабах всей страны во всех ВУЗах Российской Федерации. У нас наибольшая доля студентов-иностранцев из СНГ, с одной стороны. С другой стороны, есть другие геополитические задачи, которые ставит страна. Например, создается Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). И у нас на базе Университета дружбы народов создан Сетевой университет стран ШОС. РУДН является базовым ВУЗом, я одновременно являюсь ректором этого университета Шанхайской организации сотрудничества. В него входят сейчас примерно 80 университетов из 5-ти стран, это второй приоритет. Третий приоритет – сейчас ставится задача, чтобы более тесно работать в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Мы создаем сейчас, подчеркиваю, опять-таки на базе Университета дружбы народов  Сетевой университет стран БРИКС. Идея очень простая: во-первых, должны объединиться ВУЗы, которые доверяют друг другу. Почему? Потому что обучение там идет по схеме: один год в магистратуре в своем университете и один год в другом университете. Но студент на выходе сразу получает два диплома о высшем образовании, два диплома магистров двух университетов. Чтобы это сделать, надо, с одной стороны, конечно, согласовать учебные планы, программы. С другой стороны, конечно, доверять друг другу, что уровень ваших преподавателей способен обеспечить эти два диплома, чтобы не опозориться. Поэтому, подчеркиваю, эти университеты тоже являются в определенной степени элитными и поэтому отбор достаточно строгий вот в эти университеты. Но зато это та самая мировая элита, те ребята, которые получаю дипломы магистров сразу двух ведущих университетов двух разных стран мира.

Опыт работы такого университета говорит еще и о том, что, с одной стороны, надо реализовывать определенные приоритеты.  Например, в направлении стран БРИКС, или ШОС, или СНГ. Но, тем не менее, остается еще большее количество стран вне ШОС, вне СНГ, вне БРИКС. И вот здесь я считаю, что университет добился, наверное, самого главного: той основы, на которой можно строить другие элитарные сетевые университеты. Основа заключается в той проблеме, которая сейчас охватила мир, Европу – это проблема межнациональных отношений, проблема межкультурных коммуникаций, диалога цивилизаций. Вот это серьезнейшая проблема, которую мы в университете старались решить все эти десятилетия. И, я считаю, достигли замечательных успехов, потому что в университете есть понимание и даже формула какая-то в этом отношении, что все проблемы на национальной почве возникают от незнания, непонимания или неуважения культуры, традиции и обычая других народов. Значит, надо дать вначале знание, потом понимание, а потом уважение.

Вот слово толерантность – это терпимость, и мы его не очень воспринимаем в университете – это минимум, это планка. Мы на самом деле говорим, что наш многонациональный университет – он богатство, он не то, что дает вам терпимость, он дает вам возможность обогатиться на всю жизнь. И, более того, есть даже и прагматические в этом отношении аспекты. Когда теперь уже понимают студенты-иностранцы в нашем университете, когда они закончат университет, и как они мне на выпуске говорят:  Владимир Михайлович, вот здесь у нас в телефонные книжки записаны координаты наших  друзей, выпускников из 50-60-ти стран мира. И они с ними будут рядом идти в карьере, элементарно переписываясь смс-ками, по электронной почте сообщениями, поздравлять друг друга. Но они же будут расти, и смогут  потом помогать друг другу, например, особенно в бизнесе. Потому что в бизнесе одно из важнейших качеств это доверие к партнеру. И когда ты вместе с ним жил в комнате, когда ты вместе учился с ними, и вместе делаешь какой-то бизнес, это колоссальное достижение для, подчеркиваю, экономического сотрудничества теперь уже между разными странами, разными народами. Поэтому я думаю, что университет даже опередил события намного, решив эти проблемы.

А с другой стороны, еще в большей степени можно использовать потенциал университета. Например, в советские годы, когда речь шла об интернациональном воспитании, студентов Университета дружбы народов иностранцев специально расписывали по школам Москвы. И ребята арабы, латиноамериканцы, африканцы приходили в школу к детям в начальные классы, те их щупали, пробовали – да они обычные люди! А когда они начинали с молодежью говорить на своем языке, со старшеклассниками, - они становились друзьями. Поэтому я думаю, что здесь еще этот потенциал такого многонационального университета для нашего общества сейчас очень актуален.

Когда-то в одной стране мира мне сказали: вы знаете, в вашем университете какой-то странное название, у вас название Университет дружбы народов. Они говорят, что у них в стране нет понятия дружбы народов, а есть понятие взаимный интерес. Я согласен, что есть взаимный интерес разных стран, но он больше экономический, прагматический. А понятие дружба, как и любовь  - это вообще более эмоциональные понятия. Вот дружба, перетекающая в любовь, это не то, что взаимный интерес, это немножко другое. Я думаю, что как раз пример того, как быстро восстановились очень плохие в течение 20 с лишним лет отношение между Советским Союзом к Китаю при Мао Цзэдуне, и как они быстро потом восстановились, -  это в основном благодаря выпускникам-китайцам, которые закончили советские ВУЗы до Мао Цзэдуна. Которые понимали, что такое русский народ, что такое дружба. Что русский народ забесплатно, за свои деньги сделал их профессионалами. И поэтому очень быстро восстановилось отношение Советского Союза, России теперь уже с Китайской Народной Республикой благодаря тому, что были огромные контингенты выпускников, которые действительно были сопричастны не к словам “взаимный интерес”, а к словам “дружба народов”.

Мы каждый год отмечаем свой день рождения – это 5 февраля. Даже без всякого анонса выпускники всех стран мира из нашего университета знают, что они могут в этот день приехать в Университет дружбы народов, что здесь будет весь день торжественные мероприятия, включая праздничный концерт шикарный из ста стран мира и вечером будет замечательный фуршет- банкет. Они, эти выпускники, многие из которых 10-20 лет не были вообще в России, приезжают и обязательно встречают своих однокурсников, своих преподавателей, и здесь проявляется ностальгия, эмоция. Но одновременно многие из них устанавливают отношения профессиональные, партнерства, потому что они уже продвинулись по позициям, они уже знают, что хотят.  

Конечно, надо использовать всегда возможность, это уникальная возможность сейчас с помощью телевидения, соединенного с интернетом, поздравить выпускников Университета дружбы народов почти во всех странах мира. Они сейчас жадно ловят информацию, и не всем удается попасть в Кремль в день 55-летия нашего университета. С одной стороны, конечно, их надо поздравить с днем рождения своего родного университета. А с другой стороны, поблагодарить за то, что они создают славу не только Университету дружбы народов, но и славу российскому высшему образованию. Потому что, если мы с каждым годом получаем все больше и больше иностранных студентов из все большего и большего числа стран мира, это значит, что выпускники наши там, на родине, себя хорошо показывают.

Я хочу в эти дни сказать от имени университета, от имени даже иностранных студентов и выпускников слова благодарности и советскому и российскому народу, который выделяет эти стипендии для иностранных студентов. Которые в свое время сделали благородное дело: подготовили тысячи врачей, учителей, инженеров для этих бедных освободившихся стран мира. А сейчас, подчеркиваю, эти ребята работают на нас, на нашу страну. Мы видим, что с точки зрения геополитики, когда многие развивающиеся страны мира в ООН поддерживают нашу страну, что эти вложения были не напрасны.   

Ректор РУДН - об истории создания уникального университета, о том, как решаются в вузе межнациональные вопросы, сколько языков знают выпускники РУДН, и как он провел свою первую ночь в студенческом общежитии.