Какой автомобиль - уже роскошь?

Гости
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ
Игорь Строганов
кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Иван Князев: За роскошь пора платить. Почти половина россиян выступили за повышенный налог на машины дороже 5 млн. руб. 17% заявили, что от 10 млн. нужно брать больше. Столько же считают, что от 3 млн. руб. Почти треть от 1 млн. Но вот интересно, что «а налога быть вообще не должно» уверены 21% опрошенных.

Ольга Арсланова: А сегодня, кстати, подобные коэффициенты уже действуют в нашей стране. За новые дорогие машины владельцы действительно платят больше. Но этого, судя по всему, россиянам мало. Надо повысить еще, считают они. Вопрос, куда пойдут эти деньги, и насколько нужно повышать, чтобы все были довольны, чтобы это было справедливо. Спросим наших экспертов. И приглашаем вас в эфир. Расскажите, должны ли владельцы дорогих машин платить повышенный налог, и сколько именно.

Иван Князев: Да. Самое главное. Самый главный вопрос.

Кирилл Янков сейчас с нами на связи, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Кирилл Янков: Здравствуйте.

Иван Князев: Как вы относитесь вот к этому мнению россиян? Вроде бы у нас же коэффициенты уже действуют.

Кирилл Янков: Да. Но я думаю, что просто многие из тех, кто отвечал на этот вопрос, они не в курсе, что этот налог уже шестой год в нашей стране есть. И уже сейчас владельцы автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. платят увеличенный налог на 10%…

Иван Князев: Но там 1,1 коэффициент, по-моему.

Кирилл Янков: …в 2 раза, да. И свыше 10 млн., по-моему, там в 3 раза налог увеличен. Так что хочу сказать, что наш законодатель уже 5 лет назад учел это мнение россиян и, в общем, налог установлен. И, наверное, правильно, что он установлен. Мы видим, что большинство людей это поддерживают.

Ольга Арсланова: А объясните, пожалуйста, почему это правильно. Ну, т. е., есть у человека деньги, он купил себе дорогую машину, может себе позволить. Понятно, что она ему дороже обходится. Он платит не только транспортный налог. Он заправляет ее, а если она большая, то он больше платит за бензин. Почему человек должен еще за что-то платить? Просто потому, что так хочет большинство?

Кирилл Янков: Ну, это хороший вопрос. Наверное, когда его вводили, тогда еще не решились ввести прогрессивный налог на доходы, и это был такой паллиатив. Такое, знаете, паллиативное решение: вместо прогрессивного налога на доходы а ну-ка введем налог на роскошь. Сейчас немножко другая ситуация. Сейчас, как мы знаем, введен наконец прогрессивный налог на доходы свыше 5 млн. в год. Но там, правда, прогрессия очень небольшая: 15% вместо 13%. Но тем не менее. Я думаю, что это отражение, скажем, ну такой вот вековой мечты народов мира, это не только же в России…

Иван Князев: О справедливости.

Кирилл Янков: О справедливости, да. Вот именно.

Ольга Арсланова: А в чем, подождите, я просто не очень понимаю: в чем несправедливость, если человек себе заработал на машину и…

Иван Князев: Оля, но, с другой стороны, человек может себе позволить купить машину за 10 млн. – значит, наверное, может заплатить и транспортный налог.

Ольга Арсланова: Но он же за нее заплатил 10 млн. Хорошо, вот Иван сказал про 10 млн. Как мы понимаем, машина это не роскошь, а средство передвижения. С какого отрезка это уже роскошь? С какого отрезка машину можно считать дорогой? Они сейчас все дорогие, как по мне-то.

Кирилл Янков: Я думаю, что вот то, что пишут 3 млн. более-менее, он действительно соответствует порогу дорогих машин. Вы понимаете, машина за 1-2 млн. это действительно средство передвижения. А дальше, с увеличением цены каждый раз, допустим, в 2 раза, потребительские свойства автомобиля не увеличиваются в 2 раза. Двигатель не становится в 2 раза мощнее и т. д.

Ольга Арсланова: Да.

Кирилл Янков: Люди за что платят? Они платят за престиж. Вот если человек имеет возможность заплатить за престижность марки, то, наверное, предполагает законодатель, и правильно предполагает, что он имеет возможности немножечко поделиться с бюджетом. А через бюджет – немножечко поделиться с бедными.

Иван Князев: Ну вот смотрите, у нас сейчас на экране показывают: вот Тойота Камри. Я, правда, не знаю, 3 млн. она стоит? Это вот уже роскошь? Это дорогая машина или нет?

Ольга Арсланова: Или это средний класс?

Кирилл Янков: Нет, простая Тойота Камри дешевле 3 млн. Она где-то 2-2,5 стоит. Обычная, простая, нормальная комплектация Тойота Камри. Конечно, если там усиленный двигатель, кожаный салон и т. д., она может и за 3 млн. стоить.

Иван Князев: А если Фольксваген Тигуан? Он же, по-моему, дороже будет.

Кирилл Янков: Фольксваген Тигуан дороже. Но это действительно уже немножко премиальная марка. Да, это внедорожник такой, или паркетник, как их называют. Но хочу сказать, что в этом классе тех же паркетников есть машины и меньше 3 млн. Те же корейские паркетники. Да и вот наша продукция АвтоВАЗа, как называется, она тоже же есть. Я имею в виду даже не Ниву, а вот новые… кажется, XRAY называется, да?

Ольга Арсланова: Лада XRAY. А скажите, пожалуйста, вот этот налог будет распространяться, например, на корпоративные автомобили, на автомобили чиновников, депутатов и т. д.? Они тоже будут платить?

Кирилл Янков: Ну, там же, если автомобиль принадлежит организации или государственному органу, то платит организация. Если автомобиль принадлежит государству, этот налог платит бюджет, из бюджетной сметы на содержание государственного органа обычно он платится.

Ольга Арсланова: Т. е. получится, что, возможно, бюджету будет выгоднее все-таки пересадить наконец-то чиновников, депутатов на более дешевые. Ну, на Лада XRAY хотя бы. Вы же говорите, есть хорошие паркетники, ничем не хуже.

Кирилл Янков: Да.

Иван Князев: Оля, владельцам Лады нужно самим доплачивать за то, что у них есть эта машина.

Ольга Арсланова: Будет это выгодно?

Кирилл Янков: Я думаю, что вообще чиновники должны достаточно на скромных машинах ездить. Опять-таки, вопросы престижа могут волновать бизнесменов. Я понимаю, почему они их волнуют. Если ты приехал, допустим, на Мерседесе или на Майбахе, то больше вероятность, что с тобой подпишут какой-то выгодный контракт, чем если ты приехал на Лада XRAY. А вот насчет приехал чиновник – это на результатах его труда в общем-то не скажется.

Ольга Арсланова: Тоже верно. Спасибо вам.

Иван Князев: Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России, был с нами на связи. Давайте сразу еще одного эксперта послушаем. Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова.

Ольга Арсланова: Игорь Алексеевич, здравствуйте.

Игорь Строганов: Здравствуйте, да, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста. Такой вопрос. Бизнесмен, например, который хорошо работал, заработал себе на машину, он понимает, что ему теперь нужно платить… Мало того, что и транспортный налог высокий, и обслуживание. И вообще он старался, он потратился, он НДС будет платить с этого автомобиля в том числе. Так от него еще, оказывается, что-то нужно в пользу бедных. Не демотивирует ли это людей вообще работать и зарабатывать? Если так много придется отдавать для бедных.

Игорь Строганов: Это не демотивирует. Ровно потому, что у нас в стране, как в общем-то и во многих других странах, существует достаточно серьезная проблема показушного потребления. Т. е. когда у нас человек – очень частая ситуация – когда у него маленькие доходы, зато у него Айфон последней модели и кредитный автомобиль, на который он из последних сил выплачивает, при этом живет на макаронах, на тушенке. И ровно такая же проблема существует у богатого сектора. Т. е. если ты, вот как предыдущий эксперт совершенно правильно сказал, если ты едешь на встречу и едешь ты на чем-то там, вот, условно, Фольксвагене, то ты в принципе недоговороспособен. Нет смысла подписывать с тобой контракт. Если ты приехал на серьезной машине, значит, ты успешен. И вот эта позиция у нас ведет к тому, что у нас действительно люди стремятся при первой возможности продемонстрировать свой доход, продемонстрировать свое потребление. Т. е. точно так же чиновники имеют лайф – значит, имеют дорогие машины. Предприниматели имеют деньги – значит, имеют дорогие машины. И это проблема, по сути, нерешаемая без некого рода ограничений, раз. Вот, кстати, как в предыдущей теме про микрофинансовые организации: если их убрать, то уже будет меньше соблазнов. А во-вторых, второй момент – это воспитание. Все-таки воспитание людей, аккуратное, мягкое, что необязательно, наверное, так уж понтоваться этими вещами.

Иван Князев: Ну, да, без психологии тут не обойтись. Основатель ИКЕА всю жизнь на какой машине проездил? Там какая-то такая средняя прямо средняя, чуть не Вольво каких-то лохматых годов была.

Игорь Строганов: Да, и вполне себе ездил. А другой момент того, что – ну, вот введите этот налог. Замечательно: очередной новый налог. Что сделают наши богатые люди? Они точно так же моментально найдут варианты, как это обойти. Вот сейчас едешь в потоке, огромное количество машин с инвалидными знаками. Причем машин, ну, так вот сильно за 3 млн. стоимостью, как минимум. И ты понимаешь, что как хорошо жить в нашей стране, в которой каждый инвалид может себе купить Лендровер, например, какой-нибудь Эвок за 3 с гаком миллиона рублей и больше. Т. е. мы живем богато. И такое будет. Будут переписываться машины на организации. Будут переписываться машины на бедных родственников со льготами.

Т. е. здесь момент такой, что надо повышать сбор налогов уже имеющихся, на мой взгляд, нужно повышать все-таки некую, вот этот штамп: сознательность граждан. Т. е. работать с неким воспитанием. Ну, и все-таки, мне кажется, уже достаточно налогов есть. Т. е. да, прогрессивная шкала это неплохо, когда она сочетается с отсутствием возможности вывезти денег за рубеж – раз, и два – перевести активы на непонятно какого родственника, непонятно где живущего.

Иван Князев: Ну, в общем, как любят говорить наши чиновники, нужно комплексно подходить к решению этой проблемы. Спасибо.

Ольга Арсланова: Если вот эти пути отхода тоже отрубить в любом случае.

Иван Князев: Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова, был с нами на связи.

Ольга Арсланова: Спасибо.