«Лада» за миллион: что происходит на авторынке?

Гости
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального автомобильного союза
Александр Гусаров
автомобильный журналист

Виталий Млечин: Хорошая новость для любителей отечественных машин: «АвтоВАЗ» возобновил сборку автомобилей на всех трех линиях на заводе в Тольятти. До этого гиганту приходилось систематически останавливать конвейер из-за перебоев с поставками комплектующих.

Ксения Сакурова: В целом для желающих купить машину сейчас непростые времена. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре падение авторынка в России составило 22,5%, в августе – 17%, в июле – 6,5%. Новые машины приходится ждать месяцами, и их быстро покупают, даже несмотря на повысившуюся – в среднем на 200 тысяч рублей – стоимость.

Виталий Млечин: Это такая очень и очень средняя стоимость, вот эти 200 тысяч рублей.

Ксения Сакурова: Повышение.

Виталий Млечин: Да. Сейчас объясним – почему.

По статистике, с начала года цены на новые автомобили выросли в среднем на 7,8%. Сильнее всего, что интересно, за восемь месяцев подорожал Dongfeng – это китайский производитель. Такая интересная деталь, такая случайность: штаб-квартира этого Dongfeng находится в печально известном Ухане. Так вот, он подорожал на 17,5%. За ним MINI – плюс 14%. И Jeep – плюс 13,5%. Премиум-сегмент прибавил чуть больше 9%. Ну а автомобили массового сегмента подорожали на 7,5%.

Еще раз: это цифры официальные, тут речь идет только о тех ценах, которые заводы рекомендуют.

Ксения Сакурова: Что касается «АвтоВАЗа», то в августе завод повысил цены на весь модельный ряд. Это было уже пятое подорожание с начала года. Сильнее всего в этот раз выросли в цене фургоны Largus – в среднем на 3,8%, или 33 тысячи рублей. Прибавил в цене на 4% с лишним и базовый XRAY, в денежном выражении он подорожал на 31 тысячу.

Виталий Млечин: Но это – официальный прайс-лист. А те, кто в действительности пытаются сейчас купить машину, сталкиваются с проблемой навязанных «допов» – это дополнительное оборудование, без которого дилер автомобиль просто не продаст. И это уже может увеличить сумму покупки на сотни тысяч, а иногда даже на миллионы рублей.

Ксения Сакурова: Причем вот это самое оборудование, чтобы вы понимали, речь не идет о какой-то суперкомплектации, а иногда просто покупка дополнительных ковриков, если вдруг вы не сталкивались, выливается в такую сумму, что можно, ну я не знаю, треть автомобиля купить за эти же деньги.

Виталий Млечин: Совершенно верно, коврики в салон, сеточки в бампер, сигнализация, тонировка. То есть все те простейшие вещи, которые не должны дорого стоить, не могут дорого стоить, они оборачиваются в сотни и сотни тысяч рублей.

Ну давайте обсуждать, что происходит на авторынке. И самое главное сейчас – это решение «АвтоВАЗа» запустить конвейер. Может быть, оно все-таки поможет как-то немножко хотя бы ситуацию стабилизировать.

8-800-222-00-14 – телефон нашего прямого эфира. 5445 – короткий номер для SMS-сообщений. Позвоните, напишите нам. Поделитесь опытом, если вы недавно покупали или продавали автомобиль. Расскажите об этом, потому что на «вторичке», естественно, цены тоже растут.

Ксения Сакурова: С нами на связи Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Ян Хайцеэр: Добрый день.

Ксения Сакурова: Ну можно ли нам ожидать того, что именно «АвтоВАЗ» нас всех спасет? Вот он наводнит сейчас рынок…

Виталий Млечин: …дешевыми хорошими автомобилями.

Ксения Сакурова: …да, нашими хорошими автомобилями – и это как-то спасет ситуацию?

Ян Хайцеэр: Ну, во-первых, боюсь, что не наводнит.

Виталий Млечин: Вот так сразу и расстроили нас! А мы хотели хоть чуть-чуть интригу подержать.

Ян Хайцеэр: Да. Тем не менее предложений у «АвтоВАЗа» будет больше. И люди, которые не могут приобрести автомобиль иностранного производства среднего или ниже среднего класса, подумают о том, чтобы купить машину отечественного производства, тем более что все-таки она как бы за последние годы изменилась, я бы сказал, все-таки в лучшую сторону. Она не достигла идеала, но все-таки это лучше, чем старые «девятки», «семерки», «пятерки» и прочие.

Конечно, мы попали в ситуацию… Говорят, что в одну реку нельзя войти два раза, но за последние 30–35 лет мы в нее все-таки вошли. Только раньше мы приобретали открытки или давали взятки для того, чтобы приобрести автомобиль, а сегодня мы приобретаем «допы», которые нам навязывают. Поэтому даже, уверен, когда продают машину, которая сделана на «АвтоВАЗе», точно также дилер усиленно рекомендует, а может быть, иногда даже и навязывает какие-то «допы», которые не очень нужны потребителю. И все-таки LADA – самая дешевая, поэтому кое-кто рассмотрит ее как возможность приобретения.

Ксения Сакурова: А вы что бы порекомендовали из модельного ряда «АвтоВАЗа»? Вот что и чему может стать достойной заменой?

Ян Хайцеэр: Ох, сложный вопрос! Вы меня озадачили, вы меня очень серьезно озадачили, потому что последний раз автомобилем волжского производства я пользовался… И по-прежнему я этот автомобиль люблю. Это была классическая «Нива», она была куплена мною в 1995 году. Я до сих пор ее люблю и иногда сажусь за руль чужих автомобилей. Поэтому моя любовь постоянная, как полный привод этого автомобиля.

Виталий Млечин: Ха-ха-ха! Ну, надо сказать, что «Нивы» с тех пор особо не изменились.

Ксения Сакурова: И так же надежна, надо сказать, как этот автомобиль.

Ян Хайцеэр: Ну, относительно надежна. По крайней мере, ее потребительские свойства за эти деньги достаточно хороши. И это отмечают даже зарубежные потребители этого автомобиля. Сложно купить полноценный внедорожник за такие небольшие деньги. Ну, это мой выбор. Понятно, что это не подходит для каждодневного автомобиля. Наверное, есть более приятные автомобили.

Ну, например, хорошая замена в коммерческом использовании – это LADA Largus. Она и в семейном использовании неплоха, потому что все-таки там много вмещается, и это удобно. Потому что если мы вспомним старую «четверку», в которую, несмотря на кузов «универсал», на самом деле ничего не влезало, и когда… Рядом для сравнения можно было подвезти Renault Logan. И количество чемоданов… А мы экспериментировали таким образом. Чемоданов в седан Logan влезало больше, чем в «четверку». Это забавно.

Поэтому Largus – неплохой вариант. В принципе, Renault привнесло ощутимый вклад и в качество, и в потребительские свойства автомобиля ВАЗ. Но не достигло результата окончательного и бесповоротного. Все-таки мы, простите, не родина слонов, мы пока еще потребляем чужие идеи и выполняем задачи такого малого класса, которые перед нами ставит страна и потребитель.

Виталий Млечин: Давайте посмотрим наш небольшой материал. Наши корреспонденты на улицах спрашивали у людей, какую машину они хотели бы купить.

ОПРОС

Виталий Млечин: Мне захотелось как автомобилисту вступиться за наш автопром сейчас, когда мужчина сказал, что даже бэушная какая-то машина за те же деньги, что новый «АвтоВАЗ», будет ездить так же хорошо. Ну, мне кажется, это все-таки не совсем так. Но вот то, что все очень сильно подорожало – это точно, это любой может сейчас заметить. И вот эти цены в автосалонах, когда есть одна цена, рекомендованная заводом, но за эти деньги купить машину невозможно, надо набрать «допов» на 200, 300, 400, 500 тысяч рублей.

Скажите, пожалуйста, когда это закончится? И закончится ли когда-нибудь?

Ян Хайцеэр: Ну смотрите. Есть несколько причин, по которым подорожали машины. Причина первая – это общемировая инфляция, то есть подорожание всего и вся, из чего делается автомобиль. И здесь, как говорится, фарш назад уже не провернуть. Если металл подорожал, то он подорожал. Если он когда-нибудь подешевеет – ну, тогда, может быть, что-то и подешевеет. Обычно западный рынок на это достаточно быстро реагирует.

Плюс вторая беда, о которой мы уже не один раз говорили, – это заводы по производству микрочипов. А такие изделия нужны для всех современных автомобилей, потому что машины современные (и даже LADA) напичканы электроникой. Соответственно, без них они просто не выпускаются. Автопроизводители стоят в очереди. Соответственно, для того чтобы компенсировать убытки, нужно поднять цены. Возможно, эта ситуация исправится.

Ну и третье – это наша внутренняя обычная спекуляция, для того чтобы компенсировать недостаток доходов, недостаток прибыли уже дилерской сети. И в этом случае дилеры вынуждены продавать нам, как вы говорите, воздух, иногда какие-то вещи ощутимые, но все равно многократно стоящие дешевле на свободном рынке, нежели чем мы их приобрели.

Таким образом, по паре позиций цена может откатиться когда-нибудь назад, а инфляция, скорее всего, закрепится, и машины в общем и целом подорожают. Я иногда слышал мнение, что иностранные производители таким образом берут паузу на производство электрокаров. Ну, на мой взгляд, это все-таки еще чепуха.

Если мы посмотрим, чем занимаются автопроизводители, то они по-прежнему разрабатывают и усовершенствуют двигатели внутреннего сгорания. И у меня еще большие сомнения насчет близости наступившей эры электрокаров, поскольку все это просто банально упрется в инфраструктуру. Если вам нечем будет «заправить» ваш электрический автомобиль, то вы будете просто ходить пешком.

Поэтому это не является основной причиной. Это какие-нибудь, может быть, мелкие пошлины. И то идут расходы из прибыли, и все хорошо. Поэтому дефицит и инфляция – это две таких незыблемых черепахи, которые держат автопром. Наглость и хамство автодилеров, которые компенсируют свой недостаток, – это то, что, может быть, изменится.

Ксения Сакурова: Вы знаете, при всем при этом меня удивляет то, что автопроизводители просто закрывают глаза на это. Что, им выгодна эта ситуация на рынке? То есть: «Да, дилеры плохие, это они накручивают цены. А мы вроде как хорошие, просто у нас не хватает мощности, не хватает электроники и так далее». А почему им, то есть автопроизводителям, не наладить как-то это, не поставить какие-то условия дилерам, какие-то ограничения, в конце концов, по ценникам на «допы»?

Виталий Млечин: Или продавать самим, как в Hyundai это сделали, через онлайн-шоурум. Можно купить машину, минуя дилера. Но только Hyundai пока.

Ксения Сакурова: Ведь это же репутация. Ну, мне кажется, что это репутация бренда.

Ян Хайцеэр: Давайте пару слов об онлайн-шоурумах. Во-первых, эта история очень интересная, и это нивелирует многочисленные накрутки, от которых вы хотели бы отказаться, то есть они исчезнут. Но это у нас сейчас не работает именно из-за ситуации с дефицитом. То есть как бы онлайн-шоурум у производителя есть, а машин у них нет.

Виталий Млечин: Да, надо в очереди стоять, как в старые добрые времена.

Ян Хайцеэр: Да. Дилеры их просто все раскупают.

Второй вопрос. Здесь я хочу немного стать в защиту дилеров. Представьте себе, что для того, чтобы дилерскому центру выжить, нужно продать 100 автомобилей, а у вас приходят только 25. Соответственно, для того чтобы компенсировать убытки и произвести этот процесс выживания до лучших времен, нужно получать дополнительную прибыль. Это в качестве оправдания. Я не знаю внутренние истории до конца, сколько нужно точно денег и сколько потребуется для этого самого выживания.

А может быть, и дилеров чрезмерное количество. Может быть, их стоит уже сокращать. Все это гораздо лучше виднее производителю, нежели чем нам. Значит, производителей эта ситуация не трогает. План выполняется, шоурумы выглядят красиво, по требованию. И они, соответственно, в ситуацию не вмешиваются.

Мало того, мы как покупатели, собственно говоря, поддерживаем эту историю, потому что все машины, которые предложены с этими «допами», с этими страховками, кредитами и прочим, прочим, прочим, мы все-таки покупаем. То есть находится некоторое количество людей, которые это приобретают. Машины не застаиваются. Если потребитель все это берет, то почему это не продавать за эти деньги?

Виталий Млечин: Вот это очень хороший вопрос. Мне кажется, он, наверное, самый главный, действительно. Ведь люди же покупают это все. То есть дилер может поставить хоть плюс миллион, хоть плюс десять миллионов к рекомендованной цене. Но если люди не покупают, то он не будет этого делать. А люди же покупают

Ксения Сакурова: Вот давай людей послушаем.

Виталий Млечин: Да. Из Санкт-Петербурга у нас целых два звонка. Сначала – Наталья. Здравствуйте, Наталья.

Ксения Сакурова: Наталья, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. С интересом слушаю вашу передачу. Вы знаете, у нас была машина, иномарка, но мы ее решили поменять. Она уже старенькая была. И когда что-то ремонтировать, то все эти детали стоят дорого, ждать надо. И нам очень понравилась машина LADA XRAY, мы ее купили четыре года назад. Вы знаете, тогда они, видимо, еще только появились, потому что очень многие подходили и спрашивали: «А что за машина?» Она и скорость хорошую дает на трассе, и вообще, и клиренс у нее высокий. Вы знаете, мы очень довольны! Вот мы, пенсионеры, очень довольны этой машиной.

И вот сейчас, буквально четыре дня назад, что-то с мужем разговорились, он говорит: «Давай поменяем машину на новую, все-таки четыре года прошло». И мы пошли в салон. Если мы покупали укомплектованную всем за 500 тысяч, то мы пришли, а она миллион с какими-то копейками стоит. Мы так удивились! Мы говорим: «А в чем дело, ребята?» Они говорят: «Вы знаете, машин нет, машины не приходят. Не знаем – почему. Поэтому вот так вот». Правда, за миллион с чем-то она полностью укомплектована, как они нам сказали.

Но все равно это же так дорого! Понимаете, это не каждая семья может это позволить. Вот мы пенсионеры, и мы сказали: «Нет, мы будем ездить на своей, не так уж много мы на ней наездили». Вот так вот.

Виталий Млечин: Ну и правильно сделали, Наталья. Спасибо вам большое. Спасибо, что позвонили и рассказали.

А теперь – Сергей, также из Санкт-Петербурга. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Во-первых, хочу поблагодарить вас за вашу передачу. Это, наверное, одна из более или менее реальных передач, которая близкая к реалиям.

Виталий Млечин: Спасибо, что смотрите.

Зритель: Могу сказать одно. Ну, это утопия, что автомобили «АвтоВАЗа» будут дешевле. Это раз. Во-вторых, комплектующие в той же LADA Vesta – до 70% иностранных. И цена, соответственно, зависит от этого.

Теперь – следующий момент. Несмотря на то, что та же LADA Vesta – это практически иностранный автомобиль, качество, как оно было, так и осталось на уровне совдеповского.

Виталий Млечин: Почему?

Зритель: Сын купил буквально в начале года машину, прошел 2,5 тысячи – и у него развалился двигатель.

Ксения Сакурова: А что за машину купил?

Зритель: LADA Vesta универсал.

Ксения Сакурова: Новую?

Зритель: Естественно. В автосалоне в Санкт-Петербурге, на Выборгском шоссе.

Виталий Млечин: А что именно случилось с ней?

Зритель: На ходу выбило в головке двигателя заглушку, охлаждающая жидкость вся ушла в двигатель. Естественно, двигатель заклинило, гидроудар…

Виталий Млечин: Ничего себе! А это какой двигатель – отечественный или реновский?

Зритель: Естественно, наш, отечественный.

Виталий Млечин: 1.6 или 1.8?

Зритель: 1.6. Больше того скажу, я имею инженерное образование в этом профиле, в автосервисе отработал 15 лет, сейчас работаю на себя. Я сразу сыну сказал, что это проблема завода, косяк завода.

Виталий Млечин: Ну, должны были по гарантии все сделать. Правильно?

Зритель: Вы извините меня, конечно, но за 2,5 тысячи разваливается двигатель. Какая гарантия? Меня должны были облизать у этого дилера и поменять, по большому счету, машину. Теперь я езжу на пороховой бочке, вернее, сын.

Виталий Млечин: Понятно, понятно. Сергей, большое вам спасибо.

Ксения Сакурова: Спасибо за историю.

Виталий Млечин: Вот тот двигатель автовазовский, 1.6, в общем, он считается вполне надежным. Ну, проблемы могут возникнуть, наверное, у любого автомобиля. Или все-таки наши хуже?

Ян Хайцеэр: Я думаю, что потенциально, конечно, проблемы могут быть у любого автомобиля. Сегодня производство достаточно автоматизировано, роботизировано, но вот такие нюансы случаются даже с машинами премиального класса. Ну, по привычке, есть предположение, что… не по привычке, а по традиции, вернее, есть предположение, что и на «АвтоВАЗ» могут все-таки проникнуть какие-то шаловливые ручки, которые сделают там некоторое количество брака. Ну, это компенсируется все-таки низкой ценой относительно других автомобилей, не относительно «АвтоВАЗа».

К сожалению большому, мы все-таки в нашей стране бюджетные автомобили получаем по более высокой цене. Ну, легко сравнить на самом деле вот такие популярные марки, как Renault Duster или Renault Logan. За рубежом они стоят дешевле, нам же их продают дороже. Почему? Потому что мы их покупаем за эти деньги. А что хуже? А чем же хуже «АвтоВАЗ», который подстраивается под цену этих автомобилей, потому что они, собственно говоря, они порядка, а некоторые из них на одной платформе?

Виталий Млечин: Да, из одинаковых запчастей, в принципе.

Ксения Сакурова: Спасибо большое.

Ян Хайцеэр: Поэтому деваться некуда.

Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо, Ян. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза, был с нами на связи.

Продолжим мы обсуждать эту тему с Александром Гусаровым, автомобильным журналистом. Александр, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Александр Гусаров: Добрый день.

Ксения Сакурова: Александр, я встречала рекомендации для тех, кто сейчас все-таки вынужден покупать автомобиль: съездить в соседний регион. Дескать, количество «допов» и их цена напрямую зависит от того, насколько в регионе в целом высокий уровень жизни. Как вам такой совет?

Виталий Млечин: Или, например, в Тольятти съездить, прямо на заводе машину купить. Это хороший совет?

Ксения Сакурова: Стоять у проходной.

Александр Гусаров: Ну, видимо, да, как в Советском Союзе ездили. Я взял автомобиль с завода, я помню это прекрасно. Это лучше, чем покупка по карточке или по письму, которое приходило.

Но на самом деле это действительно так, потому что в Москве, естественно, люди побогаче, зарплаты побольше – соответственно, количество «допов», которые сейчас навешивает дилер на уже готовый автомобиль, немного выше. Соответственно, растет и цена.

Я слышал о том, что некий корейский производитель (я не буду называть, чтобы не выделять кого-то), некий дилер навесил на него оборудование ровно на половину цены. То есть машина стоила 4 миллиона, а 2,5 миллиона было навешено вроде как дополнительного оборудования.

Причем оно иногда смотрится, когда читаешь список, смешно. Полировка кузова, коврики, которые стоят в салоне 2,5 тысячи, а вдруг как-то цена резко растет до 5, 10, 20, 30, 50 или 100 тысяч за коврики, которые можно купить и на рынке. Более того, вы с гарантии не «спрыгните», потому что это не механическая часть, не электроника.

Ситуация на рынке, в принципе, она… Здесь нужно смотреть на причину и следствие. Это такой снежный ком, который катился изначально. Началось все это, собственно говоря, в 2019 году. Я все-таки не сторонник конспирологии какой-то и каких-то теорий мировых заговоров. На сегодняшний момент огромные проблемы испытывают все производители в мире, кроме китайских. Почему это произошло? Я буду краток, чтобы успеть по времени.

Значит, ситуация была какая? В конце 2019 года люди заказывали автомобили. Они должны были получить их в январе, в феврале и в марте. Но в результате в 2020 году у нас идет ковид, он вступает в свои права. Люди садятся на изоляцию, они не работают. Не работают заводы, не работают люди. Автомобили, естественно, не сделаны и не отгружены покупателям.

Плюс почему возник дефицит, собственно говоря, этих чипов? Естественно, у каждого производителя на складах были готовые наборы оборудования любого, любой электроники, но ситуация была следующая. Возник отложенный спрос. Потом производитель начинает активно работать. Люди выходят после изоляции, начинают заказывать новые автомобили. Чтобы удовлетворить этот спрос, который был отложен (мы говорим об отложенном спросе), неожиданно у нас получается, что переизбыток заказов. Заводы и автомобильные компании полностью выгребают весь запас чипов. В результате оказывается, что их нет.

И плюс тут еще к марту получается так, что в Японии сгорает один из заводов… простите, в ноябре 2020 года, то есть такая жирная точка 2020 года, когда в ноябре сгорает завод в Японии, который держал, по-моему, 20% рынка. В феврале уже этого года получается катаклизм в Техасе, когда рушатся здания от снега, рушатся крыши. А там легкие конструкции, они не рассчитаны на большой снежный покров. Уничтожаются эти заводы. И в марте уже сгорает еще один завод в Японии, который работал и тоже держал 20% рынка.

Собственно рынок пустой. Сейчас все производители выпускают автомобили только для того, чтобы не увольнять рабочих. Они гонят их. Они недоукомплектованные. Я видел фотографии из Америки, из Европы: просто стоянки забиты!

Виталий Млечин: И у «АвтоВАЗа» так же?

Александр Гусаров: Я думаю, что да. Они не производили, поскольку совсем недавно у нас стоял завод Bosch Samara, который был поставщиком. ВАЗ мог производить только наипростейшие автомобили, типа Granta, причем в самых базовых комплектациях, в которых нет ничего. Мы говорим о более современном модельном ряде – это Vesta и XRAY. В них стоят и системы ABS, у них головные устройства, которые требуют большого количества оборудования электронного.

Собственно проблема в том, что опять накат, снежный ком, который катится с конца 2019 года, он растет, растет и растет. Люди уже готовы купить, но завод не в состоянии удовлетворить их потребности. Это не мои домыслы. Я разговаривал с импортерами нескольких очень популярных в России марок.

Проблема даже не в импортерах и не в заводах уже на сегодняшний момент. Почему так здорово возросли цены? Производители не могут создать автомобили, построить их и выпустить. Но дилеры, которые купили эти машины… Эти автомобили принадлежат теперь им. И импортеры просто не в состоянии заставить дилера снизить цену. Дилер говорит: «Это рынок. Я делаю то, что хочу. Мне мало 4% дохода от автомобиля. Я хочу больше. Я хочу заработать». И он имеет, в принципе, на это право.

Что делать? Я могу сказать честно: никаких скидок в этом году, ни на Новый год, ни весной 2022 года не будет. Более того, как мне кажется, учитывая общую сложившуюся ситуацию на рынке и такое доминирование китайцев, потому что у них сегодня сосредоточено и работает (что самое интересное) производство вот этих самых нужных для любого автомобиля чипов, никаких скидок до конца 2022 года и понижения цен ждать не придется. Вот это самое обидное.

Виталий Млечин: Какой-то плохой прогноз, Александр.

Александр Гусаров: К сожалению, да.

Виталий Млечин: Но зато правдивый.

Ксения Сакурова: В любом случае спасибо большое за такое обстоятельное разъяснение.

Виталий Млечин: Спасибо большое.

Ксения Сакурова: Потому что мы долго пытаемся понять, что же у нас происходит. Ну, стало чуть-чуть яснее. Александр Гусаров был с нами на связи, автомобильный журналист.

А мы продолжим буквально через не сколько минут, будем говорить об еще одной теме – о том, как совсем скоро дроны у нас заменят почтальонов.

Виталий Млечин: И не только их.