Андрей Попков: Отрасль такси криминальна, потому что нет трудовых отношений. По сути, нет работодателя, а все его функции - у агрегатора

Гости
Андрей Попков
председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Таксист»

Иван Князев: Ну а сейчас серьезная тема у нас.

Тамара Шорникова: Российские таксисты засыпают за рулем. Опрос ВЦИОМ показал: только 1/5 часть водителей соблюдают 8-часовой рабочий день.

Иван Князев: Шесть из десяти опрошенных сказали, что работают в среднем по 12 часов, четырнадцать процентов водителей проводят за рулем до 16 часов в день.

Тамара Шорникова: Чтобы повысить безопасность пассажирских перевозок в такси, предлагаются разные меры: отслеживать время работы водителя, отключать их от заказов при переработке, создавать цифровой профиль таксиста или единый реестр водителей. Что из этого сейчас уже работает, что может помочь? Обсудим с экспертом.

Иван Князев: Ну и, конечно же, ждем ваших звонков, как часто вы пользуетесь услугами такси, как выбираете компанию, по цене или по каким-то другим параметрам? Качество поездок устраивает вас или нет?

Тамара Шорникова: Мы различные меры и ситуации сейчас на рынке такси будем обсуждать с экспертом в нашей студии. У нас в гостях Андрей Валерьевич Попков, член Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации. Здравствуйте.

Андрей Попков: Добрый день.

Иван Князев: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ну сначала про трудовую дисциплину и трудовой график. Вас данные этого опроса удивили или нет?

Андрей Попков: Вы знаете, я с вашей площадки не раз уже заявлял, что отрасль такси находится в криминальном состоянии, она криминальна на 90% с лишним. Почему? Потому что нет трудовых отношений между таксистом, вообще по сути дела нет работодателя в такси. На сегодняшний день все функции работодателя у агрегатора: он назначает график работы, определяет ценовую политику, пытается заменить государство в регуляции режимов труда и отдыха водителя, наказывает водителей всевозможными штрафами внутри, дает им какие-то поощрения в виде каких-то там мифических бонусов, «корон» и прочей вот этой вот непонятной атрибутики. Соответственно, у него есть все функции работодателя, и мы пытались в суде доказать, что агрегатор является работодателем. Но, к сожалению, суд у нас не самый гуманный…

Иван Князев: Андрей, прошу прощения, агрегатор – это кто? Давайте поясним.

Андрей Попков: Агрегатор – это IT-компания, которая агрегирует систему вызова и оказания услуги такси на сегодняшний день.

Иван Князев: Просто не все понимают, я как представил: едет желтая машина, вроде как…

Андрей Попков: Ну например, я не буду заниматься…

Иван Князев: Да, не будем рекламой заниматься, принадлежит IT-компании, вроде как водитель там же работает, нет?

Андрей Попков: Нет, нет. Машина никогда не принадлежит IT-компании, машина принадлежит собственнику транспортного средства, это на сегодняшний день юрлицо либо ИП. Кстати, напоминаю агрегаторам, что никаких самозанятых в законе о такси нет и не надо людям голову морочить своей рекламой по телевидению. Человек, который решил заняться таксомоторными перевозками, имеет юрлицо, идет в департамент или в министерство транспорта региональное, подает заявку, и ему в течение 30 дней выдают разрешение на деятельность такси на автомобиль, подчеркиваю, и на его ИП либо другое юридическое лицо.

Далее у него должна быть атрибутика соответствующая, в Москве желтый цвет, в регионах все по-разному, регулируется местными законами. Вся атрибутика должна быть, я не буду ее перечислять, все, кто занимаются этими вещами, перевозками, все знают об этом. Далее он уже регулируется законом №69 «О такси», уставом автомобильного транспорта и некоторыми приказами Минтранса России, а также местными законами о такси.

Соответственно, в Москве человек купил машину, получил разрешение, у него желтый цвет, желтые номера, шашка, пояс, таксометр, водителя он может взять любого гражданина Российской Федерации, гражданина Киргизии, Казахстана и Белоруссии, у которых стаж не менее 3-х лет. Никаких профстандартов, никакой предварительной подготовки, ничего этого не нужно; если кто-то это делает, это делает он за свой счет и по своему, как говорится, желанию. На сегодняшний день создался дефицит рабочей силы на таксомоторных перевозках, я сразу скажу, что 60% рынка труда занимают иностранцы или люди, похожие на иностранцев. Соответственно, уровень квалификации очень низкий.

И владельцы транспортных средств а-ля таксомоторные компании, так их обзовем, хотя это на сегодняшний день прокат автомобилей такси, так можно назвать, – они очень обеспокоены тоже высокой аварийностью, потому как за последний год аварийность возросла где-то на 30%. Факторов много: нарушение режима труда и отдыха, монополизация рынка агрегаторами, низкий уровень условий труда, отсутствие профессиональных стандартов и профессиональных квалификаций в отрасли. Все это привело…

А, и отсутствие закона о такси, который соответствовал бы сегодняшнему времени, потому что научно-технический прогресс уже, как говорится, ушел далеко-далеко вперед. У нас сейчас идет цифровизация всей транспортной отрасли, уже электронный путевой лист, скоро будет, через пару лет, я думаю, электронный документооборот, уже там где-то беспилотники пытаются что-то там внедрить, уже автомобили, уже медицинский осмотр онлайн проводится, медосмотр водителя. Это не смешно, кстати, я над этим, кстати, работаю 5 лет уже.

Иван Князев: А закона все нет, да?

Андрей Попков: Нет, закона об этом, о телемедицине есть, но, я так понимаю, совместно с электронным путевым листом это все будет.

Тамара Шорникова: Понимаете, просто смешно то, что мы действительно ушли далеко вперед технически и технологически, но при этом за рулем у нас ездят люди, которые очень сильно «онлайн» прошли медосмотр и без прав вообще.

Андрей Попков: Да. И меня еще удивляет, что у нас есть некоторые эксперты, которые делают громкие заявления по поводу изменений в такси, как лучше это сделать, ни секунды не работав в транспортной отрасли. Мне это напоминает, знаете, когда эксперты с умным видом говорят, что вместо масла можно залить ослиную мочу в мотор автомобиля, и он поедет и будет ездить у вас еще долго-долго.

Тамара Шорникова: Давайте на две минуты прервемся и послушаем тех, кто в отрасли непосредственно работает. Мы провели опрос среди водителей, спросили у них, собственно, сколько времени они проводят за рулем, вот какие ответы получили. Посмотрим, вернемся в студию и обсудим.

ОПРОС

Иван Князев: Ну вот Пенза нам пишет: «Аренда, бензин, налоги за 8 часов ну никак не отбить, поэтому работаем больше». Ханты-Мансийский автономный округ: «Агрегаторы сделали из такси зомби! Две трети в такси – это гастарбайтеры, которые нарушают все правила ПДД», – с этим тоже, я думаю, все сталкивались.

Тамара Шорникова: Да, послушали водителей, и сейчас короткий звонок от того, кто тоже таксист, Александр, хотелось бы пассажиров услышать, позвоните и расскажите нам, как часто пользуетесь такси и что думаете о качестве сервисов. Александр, здравствуйте.

Зритель: Добрый день, ведущие и эксперт.

Тамара Шорникова: Ага.

Зритель: По поводу такси можно сказать то, что я, наверное, лет 5 назад именно работал в такси, именно непосредственно неофициально это получается, как-то вот так, нарушал закон.

Тамара Шорникова: Трудового договора не было, правильно?

Зритель: В итоге, получается, я работал по 24 часа в сутки, потому что основной работы у меня не было в течение, наверное, месяцев 2–3-х.

Тамара Шорникова: Ни разу не попадали в аварии, какие-то ситуации возникали из-за таких переработок?

Зритель: Я, получается, не употребляю алкоголь, получается, отдыхаю по времени, еще молодой организм. А так получается, что в основном в такси работают нелегалы, в основном, как вот эксперт говорил, гастарбайтеры. Это неправильно, с одной стороны, это нарушает все рамки.

Иван Князев: Спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Александр, спасибо.

Иван Князев: Вот Иркутск опять же пишет: «Сутки через сутки». Ленинград пишет, Ленинградская область: «Работаю диспетчером 15 лет, таксисты пашут по 19 часов в сутки».

Ну вот смотрите, один из аргументов, который говорят сами таксисты, – ну действительно, для того чтобы хоть что-то заработать, приходится вот так делать, других вариантов нет, а те же агрегаторы, наверное, им говорят, что если хотите меньше работать, придется цены тогда повышать? Что делать в таких случаях?

Андрей Попков: Дело не в этом. Дело в том, что у нас агрегаторы себя ведут очень нагло, цинично по отношению к водителям, потому что водителям они говорят одно, на обществе они говорят совершенно другое, и поймать за язык их… За язык их нужно ловить.

Иван Князев: А что они говорят водителям? Просто мы-то не знаем, что они водителям говорят.

Андрей Попков: Ну они ему говорят: «Ничего страшно, работайте сколько хотите». Но тем не менее… Агрегатор – это частный бизнес, ему главное достижение прибыли любой ценой, ценой даже жертв среди пассажиров и водителей.

Вот мы… Сейчас, кстати, два агрегатора собираются объединиться известных. Мы обратились в Госдуму к Кравченко Денису Борисовичу, это зампред Комитета по предпринимательству, с жалобой на то, что у нас и так один агрегатор доминирует на рынке, если он сейчас объединится с другим агрегатором, практически рынок будет монополизирован частным агрегатором, причем агрегатором не совсем российского происхождения, так обзовем. Соответственно, мы обращались в ФАС, мы обращались в другие службы, но нас не слышат. Обратились сейчас в Госдуму, посмотрим, как отреагирует Государственная Дума на сегодняшний день.

Но вот это вот все, вот этот монополизм, отсутствие конкуренции ведет именно, как вы говорите, мало того, что к беспредельному отношению к водителю, потому что они устраивают специально вот эту текучку кадров, чтобы люди не задерживались, как роботы шли, они их стригли, как овец, с них состригали деньги, так скажем, и дальше новый и новый поток вот так вот идет. У них увеличиваются обороты, понятно, они своим учредителям рассказывают, рисуют графики роста яркие, и им совершенно наплевать на то, что происходит здесь на нашей земле. Они живут в своих виртуальных реалиях, притом зарабатывая ежесекундно деньги.

Государство… Я не знаю, почему уполномоченные органы так слабо на них могут воздействовать, может быть, есть какие-то другие причины на это, но я еще раз обращаюсь к уполномоченным органам: наведите порядок с агрегаторами и поставьте их в стойло, потому что иначе все превратится вообще, мы откатимся в феодальный, рабовладельческий строй на сегодняшний день. Потому что если человек не может… У него нет ни пенсий, ни отпусков, у него ничего нет. Соответственно, нам рассказывают с высоких трибун, что это людям нравится, – как может нравиться, когда ничего нет? Вам нравится, если у вас ничего не будет? Конечно, нет.

Тамара Шорникова: Этот круг проблем мы действительно часто обсуждаем, часто обсуждаем методы их решения. Предлагаемые методы просто не работают и не могут работать?

Андрей Попков: У нас есть законы, на сегодняшний день у нас есть Министерство труда, есть трудовая инспекция, у нас есть такое понятие, как подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Но трудовая инспекция что-то спит в одном ботинке: мы сто раз туда обращались, и происходит какой-то такой «футбол-волейбол», так обзовем. Они кивают гривой и говорят, что да-да-да, вроде бы как что-то есть, а на самом деле потом: «Вот у нас один сотрудник, двое в отпуске», – и начинается вот это вот… Они не хотят работать. Законы все есть: либо вы признавайте агрегатора работодателем официально, пускай он берет на работу этих всех таксистов, платит им какие-то зарплаты вменяемые, платит за них налоги, пенсионные и все, он тогда будет официально работодателем.

Иван Князев: Ну просто, казалось бы…

Андрей Попков: Но цены поднимутся. Да, уйдут с рынка гастарбайтеры, но, ребята, что главное вам, цены или жизнь? Вот давайте выберем, либо дешево и гора трупов, либо чуть подороже, но все живы и здоровы.

Тамара Шорникова: «Чуть-чуть» – это сколько? Просто маленькое уточнение. Насколько могут подняться цены?

Андрей Попков: Что «чуть-чуть»? Ну примерно на 30%, может быть, чуть больше, на 50%. Понимаете, вот эти 30%, которые забирает агрегатор себе, вот безопасность перевозок-то по сути дела. Если бы он забирал 5%, они бы свои аппетиты немножко умерили бы, туда…

Иван Князев: Андрей, объясните мне, в чем проблема повлиять на агрегатора? Вы сами говорите, что у нас он фактически один.

Андрей Попков: Высокая… Нет…

Иван Князев: Лоббируют, что ли, защищают его как-то?

Андрей Попков: Он лоббирует, защищает свои интересы.

Иван Князев: Откупается? Что? Объясните русским языком.

Андрей Попков: Откупается любым путем. У них есть специальный отдел GR, вот эта работа с властными органами, они бегают по всем мыслимым и немыслимым форумам, всяким конференциям, у них очень большой финансовый ресурс, и они всячески противостоят. Они делают все, для того чтобы, как говорится, корабль развернуть на свой курс, хотя мы, вот профсоюз, таксист, другие общественные организации, сами люди, предприниматели понимают все это, что это курс-то неверный, он не социально ориентированный. Курс должен быть социально ориентированным, не зря президент говорит, что нужно социально ориентироваться уже бизнесу, пора уже, ребята, проснитесь, или завтра вы уже, как говорится, будете вообще законченными барыгами, понимаете?

Здесь нужно немножко разворачиваться к народу и понимать, что человек, который работает за рулем, профессия сложная, профессия требует определенных квалификаций, он отвечает за жизнь людей, которых он перевозит за день, и не одного он перевозит за день, а десятки. Соответственно, человек должен получать достойную оплату труда, иметь медстраховку, иметь отпуск, может быть, даже на пенсию уходить раньше, потому что это очень тяжелая профессия водителя, я не имею в виду даже такси. Любого водителя возьмите, у него уже проблемы со спиной после 40 лет начинаются, и эта болезнь очень, как говорится, прогрессирует на сегодняшний момент, и любой водитель это вам подтвердит.

Я сам водителем отработал много лет, я знаю, что это такое, что это за труд тяжелый, и призываю всех руководителей наших, нашей страны, уполномоченных органов лоббировать интересы за трудовые отношения. Человек труда должен быть защищен на сегодняшний день от предпринимателей, которые эксплуатируют его труд.

Тамара Шорникова: У нас много телефонных звонков, давайте послушаем мнение телезрителей. Людмила, Тульская область.

Иван Князев: Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Алло. У нас в Туле очень известен такси «Максим», но в Туле тут только сидит юрист, они то ли в Кемерово, то ли еще дальше принимают заказы по этим технологиям, и у них работают люди из соседнего двора, из соседнего подъезда. Никакого техосмотра, никаких договоров, в общем, ничего нет, никто ни за что не отвечает. Бывает просто по-хамски, бывают с бодуна, могут тебя взять… В общем, побрехали, ну просто вот что-то не понравилось, могут взять и высадить посреди дороги: «А я дальше не поеду». Взять с них нечего.

И есть единая служба такси, это бывшее настоящее такси советское, там гаражная машина, там медосмотр, механики, все как положено. Их можно заказать на любое время, в любую область, куда угодно…

Тамара Шорникова: А как цены отличаются у этих такси?

Зритель: Вы знаете, буквально месяц назад цены отличались где-то на 30–40 рублей, а вот неделю назад… Ну 30–40 рублей в конце концов твоя собственная жизнь стоит. А вот неделю назад заказывала от дома до, поскольку я с ходунками, я заказывала в больницу в диагностику: «Максим» 165, а единая служба 270. Так и пришлось воспользоваться, потому что ложилась на операцию, деньги нужны, так и пришлось поехать на «Максиме», скрипя зубами. Так что…

Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо вам за ваш звонок.

Иван Князев: Спасибо.

Ну и еще Олег у нас есть, Иркутская область. Олег, слушаем вас, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: У вас вопрос, мнение?

Зритель: Нет, у меня просто свое мнение. Я работаю водителем с 1977 года.

Иван Князев: Ага.

Зритель: В последнее время… На автобусе много лет проработал, устал, решил перейти в такси, шесть лет работал в такси. Но что хочу сказать? Там надо пахать сутки через сутки, иначе у тебя денег не будет.

Тамара Шорникова: При таком режиме работы какая у вас зарплата была?

Зритель: Что заработаешь.

Тамара Шорникова: Ну примерно это сколько?

Иван Князев: Примерно сколько в сутки?

Зритель: Полторы-две тысячи в сутки.

Иван Князев: Ну понятно. Да, хорошо, спасибо вам большое.

Андрей, вот смотрите, а ведь, однако, вот те люди, которые пользуются услугами такси, то есть мы с вами, на безопасность поездки обращают внимание только 50%, 78 опрошенных говорят, что им очень важна стоимость поездки. И понимаете, в чем вопрос…

Андрей Попков: Вы знаете…

Иван Князев: И в то же время, смотрите, опять же на стоимость поездки обращают внимание, когда люди выбирают агрегатора, идут работать в такси, 53%.

Андрей Попков: Вы знаете, людей надо отучать от этого. Почему? Потому что есть себестоимость, есть люди, которые работают в этой отрасли. Вам бы понравилось, если бы вы вот, ведущие, а вас бы, ведущих, было миллионы и зарплата ваша сократилась бы в разы, понимаете? И все бы хотели, чтобы забесплатно кто-то что-то делал. Не бывает такого. Есть себестоимость, есть затратные части. Люди должны зарабатывать. Есть в конце концов в каждом регионе трехсторонние комиссии, это профсоюзы, работодатели, государство, где определяется минимальный уровень оплаты труда в определенных сферах.

Вот в Москве, допустим, в сфере транспорта минимальная оплата труда – это 47 тысяч, по-моему, если мне память не изменяет, это метрополитен, Мосгортранс и еще там госкомпании, где каждый год индексируется эта оплата труда. В такси такого нет. Я за то, чтобы это было, чтобы, если мы не можем, если государство не может обеспечить достаточный уровень, государство должно сделать так, чтобы этот достаточный уровень был, либо из своего кармана, из бюджета, либо еще каким-то образом.

Но мы граждане России, и мы должны четко понимать, что государство за нас будет биться, за своих граждан, и делать все для того, чтобы мы были в безопасности и зарабатывали достаточно. Потому как если вдруг что-то случится, наших детей призовут в армию, и они пойдут защищать эту родину, правильно? Это нормальное явление. И мы хотим от государства тоже что-то получать. Да, если не соблюдается законодательство на сегодняшний день, пускай государство вмешивается и наводит порядок.

Мы хотим нормально зарабатывать и чтобы перевозки были безопасны, для этого просто нужно соблюдать законы, а если что-то невозможно соблюдать, нужно переписать так, не в угоду агрегаторам и под их дудку, как сегодня пишутся все эти законы, а в угоду…

Иван Князев: Цивилизованным способом, законно.

Андрей Попков: В угоду людям!

Тамара Шорникова: Спасибо большое.

Иван Князев: Да, спасибо вам большое. Андрей Попков был с нами, у нас в гостях, член Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации.

Тамара Шорникова: Расскажем сейчас, о чем будем говорить вечером в вечернем выпуске «Отражения».

Только одна пятая часть таксистов соблюдают 8-часовой рабочий день