Историк Вячеслав Тельминов: Надо взять машину и поехать на юг Алтая – там нетронутая природа, потрясающая культура, археология и одиночество

Гости
Вячеслав Тельминов
историк, преподаватель НИУ ВШЭ

Ангелина Грохольская: Для нашего сегодняшнего гостя дороги – это целая философия. На связи с нами Вячеслав Тельминов – историк, преподаватель Высшей школы экономики, увлечённый путешественник.

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Вячеслав Тельминов родился в Новосибирске в семье железнодорожников. Путешествовать любил с девства, ребёнком увлечённо рисовал многометровые карты фантастических городов и стран. Повзрослев, стал ездить по миру. Считает, что дороги России – главные хранители её истории. Любимые магистрали – Чуйский тракт и дороги Сибири.

Вячеслав, здравствуйте!

Вячеслав Тельминов: Здравствуйте, Ангелина и дорогие телезрители!

Ангелина Грохольская: В нашей стране дороги принято ругать. Две известные беды: дураки и дороги. Для вас российские дороги – это что?

Вячеслав Тельминов: Вы знаете, российские дороги тесно связаны как судьбой истории нашей страны, так и с моей личной судьбой, поэтому я не могу себя отделить от них, я с детства существую в мыслях о дороге, находясь физически на дороге, то есть это для меня всё.

Ангелина Грохольская: Самая красивая дорога России?

Вячеслав Тельминов: Есть одна дорога, которая внесена в международный хит-парад самых красивых дорог, – это Чуйский тракт. Но, чтобы быть максимально честным с телезрителями, давайте скажем, что это сделала редакция не глобальная National Geographic, а русская редакция.

Ангелина Грохольская: Вы бывали на Чуйском тракте?

Вячеслав Тельминов: Да, и много раз. Вот совсем недавно вернулся с него. В первую очередь впечатляет быстрая сменяемость ландшафта, то есть на протяжении 500 километров, которые вы проезжаете от столицы Республики Алтай Горно-Алтайска до границы с Монголией, вас встречают всевозможные пейзажи, которые почти идентичны раскрученным популярным пейзажам за рубежом. Например, вы проезжаете через долины Швейцарии – Алтайские луга, которые можно сравнить с Альпийскими. Затем вы попадаете в Средний Алтай и видите перед собой Канаду или Новую Зеландию: трасса с прекрасным покрытием со свежей разметкой, которая упирается в горизонт, горы на горизонте, горные долины с мягкой уютной травой, шёлковые склоны, облитые закатным светом. Вы попадете в Патагонию, в Исландию, в другие страны, которые сейчас недоступны, но, поехав на Алтай, вы можете всё это увидеть собственными глазами.

Ангелина Грохольская: Вячеслав, вы же историк, мне кажется, вы поэт в душе, по крайней мере, вы так красиво описываете сейчас Чуйский тракт. Давайте про историю поговори всё-таки: с точки зрения истории какая дорога вас привлекает?

Вячеслав Тельминов: Привлекает очень сильно Транссиб – это не самая традиционная дорога, это железная дорога, но это величайший железнодорожный путь в мире, он протянулся на 9000 километров и в нём самое большое количество станций на протяжении одной магистрали, там самые большие вокзалы в мире, по крайней мере, в Евразии. Если взять Сибирь, то основные города все по ветке Транссибирской магистрали. Если взять Европу, то там тоже судьбы и человеческие жизни так или иначе связаны с дорогами. Недавно я возвращался из командировки из Тверской области по Ленинградскому шоссе, я ехал в такси и слушал удивительные рассказы таксиста о том, что можно увидеть рядом с дорогой. Я не представлял, что вот такая скучная трасса, как Ленинградское шоссе может быть наполнено тысячами событий и жизней, связанными с судьбой целой страны. Вот он показывает: стоит дом Евгения Леонова, знаменитого актёра, в деревне Давыдково, а вот могила Валерия Харламова легендарного, разбившегося на 74-м километре, его скульптура с клюшкой на постаменте, а вот опора моста, покрашенная под подводную лодку «Курск», чтобы не забывали и об этом событии в современной истории.

Ангелина Грохольская: Вячеслав, а вот если бы была машина времени и вам предложили вернуться в какой-то момент прошлого, по какой дороге вы бы хотели пройти или проехать?

Вячеслав Тельминов: Я бы хотел, знаете, оказаться на Смоленской дороге, на старой Смоленской дороге, которая ведёт на запад и по которой раз за разом в Россию приходили захватчики и раз за разом терпели поражение, их одолевало как сопротивление русских войск, так и природные условия.

Ангелина Грохольская: Прервёмся сейчас ненадолго.

Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие».

По воде, как по суше: в Сибири есть уникальная железная дорога – одна из старейших и, пожалуй, единственная в мире, проложенная прямо по дну озера. Мчишь в вагончике, а вокруг – водные просторы, да какие! Уверяю вас, таких озёр вы никогда не видели! Жаль, пассажиров по дороге этой не возят, она предназначена для перевозки соли, но для нашего корреспондента сделали исключение, ведь Мария Кочевая построила авторский маршрут к солёной Мекке Алтая, где миллионы лет назад бродили динозавры, а в зеркальной глади озёр отражается волшебное сибирское солнце.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: О дорогах России мы продолжаем говорить с нашим гостем – путешественников, историком Вячеславом Тельминовым.

Вячеслав, а у вас путешествие по дорогам всегда гладко проходит или случаются какие-то экстремальные ситуации?

Вячеслав Тельминов: Вы знаете, конечно, они происходят. В Европейской части России есть такая дорога, очень посещаемая туристами, – это дорога из Мурманска в Териберку, легендарное село, которое стало фоном для фильма «Левиафан» знаменитого, где показана борьба человека с жестоким государством. И эту дорогу периодически закрывает МЧС, там стоит на въезде прямо светофор, приставляете, на двух столбах стоит светофор – дорога закрыта. И 120 километров этой дороги полностью закрываются, чтобы люди не попали в снежный плен. И однажды мы с американцами, с американскими туристами, ещё до пандемии оказалось на этой дороге в заторе, потому что «КАМАЗ», который очищал дорогу от снега, застрял на краю дороги, и его вытаскивал бульдозер, выталкивал, и мы с американцами стали свидетелями этой схватки титанов – бульдозер против «КАМАЗА». В общем, они были польщены и рады, что попали в целую серию приключений в России.

Ангелина Грохольская: Кстати, иностранцы что говорят о наших дорогах?

Вячеслав Тельминов: Я начну, наверно, как историк с высказывания Наполеона легендарного, он сказал, что в России нет дорог, в России есть направления. Действительно, иностранцы часто недовольны состоянием русских дорог, но нам надо перестать себя постоянно в этом критиковать, есть у нас хорошие дороги. В частности, дорога, на юг которая ведёт в Краснодарский край, М-4 – Ростовская трасса, очень хорошая, я очень доволен, она прекрасно выполнена, на современном уровне и советую всем проехаться, если вы хотите поехать на юг.

Ангелина Грохольская: Вячеслав, ваш такой авторский маршрут сейчас для наших телезрителей быстро: по каким дорогам обязательно нужно поехать?

Вячеслав Тельминов: Итак, самый первый маршрут, конечно, это Алтай, это сейчас наверху всех рейтингов посещаемости, но большинство туристов задерживается в туристической части Алтая северной, – долине Катуни, нижней долине, там, где сосредоточены такие турбазы советского типа, позднесоветского и нулевых годов, в плохой эстетике выпиленных, неудобных и очень дорогих, поэтому обязательно берите машину в аренду, либо заказывайте какой-нибудь авторский групповой тур и езжайте на юг Алтая, там вы увидите ещё нетронутую природу, отличные ландшафты, потрясающую культуру, археологию и сможете насладиться одиночеством вот в таком природном театре первозданном – это, наверно, первый маршрут. Второй маршрут по югу России: из Москвы по М-4 езжайте в Геленджик и дальше по побережью изучайте курорты, которые действительно получили современный облик, особенно Геленджик на уровне европейского курорта, даже выше, а его набережная превосходит все аналоги мира.

Ангелина Грохольская: Вячеслав, спасибо вам огромное! Больше хороших дорог, спасибо огромное!

Вячеслав Тельминов: Спасибо большое, Ангелина, до свидания!

Ангелина Грохольская: До свидания!