Виктор Литовкин: Западу еще предстоят большие открытия

Гости
Виктор Литовкин
военный обозреватель, полковник в отставке

Александр Денисов: Министерство обороны России продемонстрировало сегодня силу и точность нашего оружия: из акватории Черного моря с подлодок были запущены крылатые ракеты «Калибр» по целям на Украине. Подробности в комментарии официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова.

Игорь Конашенков, официальный представитель Министерства обороны РФ: Вооруженные силы Российской Федерации продолжают специальную военную операцию на Украине. Высокоточным оружием большой дальности воздушного и морского базирования уничтожены 6 тяговых электроподстанций в районах железнодорожных станций Подборцы, Львов, Воловец, Тимково и Пятихатки, через которые украинской группировке войск на Донбассе осуществлялась доставка вооружения и боеприпасов производства США и европейских стран. Артиллерийскими подразделениями поражены 16 пунктов управления, 2 склада горюче-смазочных материалов, а также 476 опорных пунктов подразделений национальностей, районов сосредоточения живой силы и военной техники. Уничтожено до 310 человек личного состава и 53 единицы военной техники.

Александр Денисов: Теперь съемки с, так сказать, территории вероятного стратегического противника, из Финляндии, вознамерившейся под ручку со Швецией войти в НАТО и уже сейчас стягивающей силы и средства к нашим границам (правда, сегодня опровергали, пару минут назад), уже участвующей в учениях со странами НАТО. Финляндия тоже поставляет Украине оружие, и с ним поступят ровно так же, как и с другими партиями, отправленными из США и Европы, рассказал сегодня министр обороны Сергей Шойгу.

Сергей Шойгу, министр обороны РФ: США и их союзники по НАТО продолжают накачивать Украину оружием. Отмечу, что любой транспорт Североатлантического альянса, прибывший на территорию страны с вооружением или материальными средствами для нужд украинских Вооруженных сил, рассматривается нами как законная цель для поражения.

Александр Денисов: Ну и сегодня BBC сообщило, что Польша готовится ввести войска на Украину. В Варшаве развесили плакаты с надписью «Время вспомнить историю». Ну, можем припомнить шутку и переиначить – «уж нет забавы на Руси ночью слушать BBC», так что относимся к этому скептически.

Но все обсудим с Виктором Николаевичем Литовкиным, военным обозревателем ТАСС, полковником в отставке. Виктор Николаевич, добрый вечер.

Виктор Литовкин: Добрый вечер.

Александр Денисов: Виктор Николаевич, с чего начнем? Может быть, действительно, вот с Польши, Финляндии? Так сказать, как меняется картина происходящего, что происходит вокруг нас?

Виктор Литовкин: Ну, я думаю, что пока идет такая попытка раздражать нас все время. Вот поляки готовятся захватить Западную Украину и вернуться в те места, где они когда-то существовали. Финляндия вместе со Швецией пытается вступить в НАТО, и уже говорят, что практически летом они будут членами НАТО. Финляндия собирается строить забор вдоль нашей границы, а там 1 300 километров, на всякий случай. Ну, пусть построят забор, нам легче будет, потому что охранять этот забор очень сложно и с этой стороны тоже, с нашей.

Это активные действия Запада, вписываются действия и Польши, и Финляндии, и Швеции в то, чтобы ослаблять Россию. Вот все, что они делают, – это попытка ослабить Россию. Это вообще заказ Соединенных Штатов, заказ НАТО и заказ вообще всего Запада – максимально ослабить Россию, чтобы Россия не была конкурентом, во-первых, Соединенным Штатам, во-вторых, Европе. Ну, Европе мы уже и так не будем конкурентом, потому что Европа полностью легла под Соединенные Штаты, Европа уже практически ничего из себя не представляет.

Но мне больше всего огорчительно, я огорчаюсь за наших соседей, например за шведов, которые стремятся в НАТО. Они понимают или не понимают, или делают вид, что не понимают, что они потеряют свою военную промышленность, потому что у шведов достаточно приличная военная промышленность: и самолеты Gripen они делают великолепные, и пушки Bofors делает великолепные, и корабли делают неплохие, ну и много чего, я уж не говорю про автомобиль Volvo, который был бы, всегда с удовольствием ездил бы любой русский автолюбитель, потому что это крепкая машина, надежная машина, хорошо сделанная. Пример – Польша...

Александр Денисов: А почему они потеряют?

Виктор Литовкин: Ну вот смотрите, пример. Польша вступила в НАТО, у нее была замечательная оборонная промышленность, правда, она во многом опиралась на российские лицензии, выпускали свои танки... Вот танки, которые они собираются отправить на Украину, – это польские танки, но сделанные по нашей лицензии на Т-72. Была судостроительная промышленность великолепная. Поляки делали ПЗРК, переносные зенитные ракетные комплексы «Игла», которые они называли «Гром». Сейчас в Польше ничего этого нет, потому что НАТО польская оборонная промышленность не нужна. Там судоверфи гданьские, знаменитая «Солидарность» откуда вышла, где строили наши большие противолодочные корабли и рыболовные суда делали, сейчас ничего не строят. Практически 20 тысяч работников там было, сегодня осталось 2 тысячи, они потеряли свое значение.

И то же самое Швецию ожидает, потому что Америка не будет терпеть конкурентов, она... Мало того, что Соединенные Штаты вместе с НАТО требуют от каждого государства, которое входит в НАТО, по 2% своего внутреннего валового продукта платить в общую копилку НАТО, но это деньги не только на содержание бюрократии НАТО в штаб-квартире НАТО, не только на учения, которые они проводят вдоль наших границ... (Кстати, они сегодня объявили о том, что они не будут придерживаться основополагающего акта Россия – НАТО, подписанного в 1997 году. Они его и так не придерживались, но сейчас объявили, что не будут придерживаться.)

Вот эти все суммы идут на военно-промышленный комплекс Соединенных Штатов, на поддержку военно-промышленного комплекса. Они закупают американское вооружение, американские Patriot. Помните, Трамп говорил: «Вы хотите, чтобы мы вас защищали? Платите!» И он требовал, не только 2% чтобы они платили, а 4%. Правда, не все страны платят такую большую сумму, даже не все платят 2%, но тем не менее это деньги, это оброк, который платят европейские государства, входящие в НАТО и в Европейский союз, одни и те же государства практически, Соединенным Штатам, военно-промышленному комплексу Соединенных Штатов. Вот сегодня Байден посетил завод Lockheed Martin, где делали и делают Javelin, рассказывал, что там на Украине теперь мальчиков Джавелином называют, ха-ха, а девочек Джавелиной.

Александр Денисов: А давайте, кстати, посмотрим, фрагмент этого выступления у нас есть, Виктор Николаевич, позабавимся.

Джозеф Байден, президент США: Прежде чем Россия атаковала, мы убедились, что у России есть системы Javelin и другое оружие для укрепления и обороны, чтобы Украина была готова.

Александр Денисов: Ну, абсолютно верное замечание, Виктор Николаевич, так оно и оказалось: все эти Javelin в наших руках.

Виктор Литовкин: Ну да.

Александр Денисов: Как шутят бойцы Донбасса, ополченцы, они говорят: «Мы вернем это Украине», – имеется в виду, что с плеча выстрелят, да-да.

Виктор Литовкин: Спасибо, да, ха-ха. Но тут другая деталь, они же не просто так это предоставляют – они их предоставляют за деньги. Байден сегодня проговорился, впрямую сказал: это наши доходы, это наша выгода. Они поставляют оружие Украине за деньги. Дойдет это оружие куда-то, не дойдет – это их не волнует. Тот же Кирби сказал, адмирал Кирби: «Мы не можем проследить судьбу этого оружия». То есть они в Польшу доставили оружие, потом по железной дороге отправили на Украину, частично это оружие украинцы уже перепродали куда-то в Африку, потому что избыточно, им так много не надо. А отправили по железной дороге на Украину, а по дороге на железной дороге его разбивают наши ракеты.

Александр Денисов: Да, мы, как генерал Конашенков заявил, 6 подстанций уничтожили.

Виктор Литовкин: Да-да-да.

Александр Денисов: То есть, Виктор Николаевич, мы прервали...

Виктор Литовкин: Это еще 6 подстанций.

Александр Денисов: Мы создали коллапс, так сказать, все, по дороге это не поступает, в Донбассе ВСУ остаются без средств для ведения боя?

Виктор Литовкин: Да-да-да. Ну, у них пока свои запасы еще есть...

Александр Денисов: Еще есть?

Виктор Литовкин: ...которые они накопили в это время. Но то, что западная техника не поступает, это уже много примеров. С-300, которые Словакия поставила, разбили, свою С-300 тоже разбили. Вот сегодня Конашенков сказал, что под Одессой было, видимо, из Румынии поставили, с американской боевой техникой, разбили, уничтожили.

Александр Денисов: На аэродроме.

Виктор Литовкин: На аэродроме, да. Мало того, что и аэродром уничтожили. Там на железной дороге под Львовом, во Львове все горит, я боюсь звонить там своим друзьям, чтобы их не подставлять, выяснить, чего там все-таки уничтожили, потому что прослушивают телефоны, думаю, мало ли, потом... Вон, в Харькове уже начали проверять телефоны у граждан, кто с Россией, родственникам звонит туда и обратно, чтобы обвинить людей в шпионаже, поэтому уже опасно стало звонить на Украину своим друзьям, родственникам и т. д. Поэтому ну пусть американцы присылают, и России Javelin достанутся, в музеи, конечно, мы же не будем их применять, у нас свои великолепные... Javelin – это старое оружие...

Александр Денисов: Донбасс вернет, как мы говорили.

Виктор Литовкин: Донбасс вернет им, ну вот Донбасс будет с ними воевать. И английский вот этот NLAW тоже... Гаубицы 155-миллиметровые – кому они нужны на Донбассе? Там же снаряды надо калибром 155 миллиметров, американцы обещали 40 тысяч тонн прислать, но пока они пришлют эти 40 тысяч тонн...

Александр Денисов: И неизвестно, пришлют ли.

Виктор Литовкин: Неизвестно, дойдут ли.

Александр Денисов: Доедут ли.

Виктор Литовкин: Доедут ли, да.

Александр Денисов: Виктор Николаевич, вот что касается Мариуполя и заблокированных там иностранных наемников, азовцев. Ситуация – хоть святых выноси: уже Папа Римский собрался приезжать, явно их вызволять уже который раз. Что ж там за грешники сидят? И смысл их скрывать, если все и так понятно, НАТО откровенно заявляет о своих целях? Ну и всему миру ясно: ну да, сидят там натовцы, командуют. Чего они пытаются избежать?

Виктор Литовкин: Ну, во-первых, они пытаются избежать убийства этих людей. Потому что бандеровцы не выпускают их почему? Они прикрываются ими как живым щитом.

Александр Денисов: Натовцами?

Виктор Литовкин: Да, натовцами, большими этими начальниками. Они думают, что благодаря вот этому влиянию президента Франции, который каждый раз звонит, Гутерриш, который генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, приезжал там организовывать, Международный комитет Красного Креста, ну и там многие, кто звонит Путину, убеждает его, уговаривает. Ну пусть выходят.

Александр Денисов: Путин сказал: ситуация сложная, но простая – для мирных открыто, для военных – в плен.

Виктор Литовкин: Простая – белый флаг, да, и все, и вопросов нет, будут относиться как положено по женевским конвенциям. Но они же не хотят или, вернее, их не выпускают. А с другой стороны, вот уже канадского генерала в отставке, руководителя лаборатории №1 биологической задержали, он в Москве, он уже дает показания.

Александр Денисов: Уже дает показания?

Виктор Литовкин: Уже дает, наверное, я не знаю, я не служу в ФСБ, но я догадываюсь, что он дает показания, не просто так сидит. Других генералов натовских выловили там – они тоже будут давать показания, им же хочется сократить срок пребывания...

Александр Денисов: Тревор Кадье, посмотрел.

Виктор Литовкин: Да-да-да, у него такая фамилия, вы правы.

Александр Денисов: Канадский.

Виктор Литовкин: Они же хотят сократить срок пребывания в российской тюрьме: одно дело 15 лет, другое дело 2–3 года, потом их, может, обменяют. Поэтому они будут давать показания, они же разумные люди, хотя и попали в неприятную ситуацию. Но я понимаю, добровольцы, эти вот «гуси войны», «дикие гуси», которые пришли заработать деньги. Эти же приехали на Украину, прилетели на Украину по указанию своего правительства, они же не просто так.

И тогда мы показываем, что правительства западных стран активно участвуют в этой войне не только тем, что снабжают Украину своим оружием, но оно находится в одном строю с бандеровцами. Поскольку эти люди вместе с бандеровцами оказались на «Азовстали», значит, и правительство их поддерживает вот это бандеровское движение. Значит, Западная Европа – это нацистская организация и НАТО – нацистская организация, это всем будет людям видно. Это не я сказал, это будет видно разумным всем людям, что НАТО, мало того, что это агрессивный блок, а не оборонительный, как утверждает его генеральный секретарь Йенс Столтенберг, но это еще нацистская организация, это возрождение фашизма в Европе.

Вот им не хочется это показать, потому что мы это будем показывать, мы будем говорить об этом, что санкции, контрсанкции, влияние Соединенных Штатов – это возрождение фашизма в Европе. Для чего? Что такое нацизм? Это превышение, возвышение одних людей за счет других, вот в чем нацизм заключается. Национализм, когда ты гордишься своей нацией, но ты не принижаешь других, – это нормально.

Александр Денисов: Не крайний национализм, здоровый.

Виктор Литовкин: Да, это нормально, потому что это ты патриот, мы русские, вы немцы и т. д., мы все равны, это нормально. Но когда ты говоришь, что мы немцы, мы высшая раса, а вы достойны только копать землю и прислуживать нам, – это нацизм. Так же как и бандеровцы, которые считают, что они высшая украинская раса, а все остальные, русские, евреи и т. д. и т. п., должны им прислуживать, а кто не прислуживает, того убивают, измываются над ним и т. д. Вот мы не хотим, чтобы на Украине был этот нацизм, мы не хотим, чтобы в Европе был нацизм, и говорить об этом обязательно надо, показывать этих людей обязательно надо, всему миру демонстрировать. Несмотря на то что правда у нас с трудом пробивается на Запад, вы знаете, в Мариуполь пригласили журналистов разных...

Александр Денисов: Да журналистов регулярно возят, чуть ли не каждую неделю по 50 съемочных групп.

Виктор Литовкин: Но сколько сюжетов на Западе вышло из их командировок? Минимум, потому что журналист может снять все что угодно, но там есть редакторы, которые не пускают это в эфир, не пускают это на страницы газет, не пускают это на страницы журналов. Но иногда пробиваются люди, вот даже я помню...

Александр Денисов: Блогеры дорогу пробивают.

Виктор Литовкин: Да, блогеры пробивают дорогу, но и журналисты. Вы помните, французы удивились, когда француженка им начала рассказывать, что творится на Донбассе...

Александр Денисов: Лоранс Гийон.

Виктор Литовкин: Да. «Да неужели вы сами это видели?»

Александр Денисов: Ее «агентом Путина» назвали.

Виктор Литовкин: «Как это? Я видела». – «Не может этого быть!»

Александр Денисов: Она в Переславле-Залесском живет.

Виктор Литовкин: Да. Я, говорит, приеду вам покажу эти документы, у меня все есть. Так что вот такая вот... Западу предстоят еще большие открытия, если мы выковыряем этих людей с «Азовстали», из подземелья.

Александр Денисов: Насчет корреспондентов интересный момент. Говорят, да так и есть, китайские съемочные группы работают с той стороны и с этой стороны соприкосновения, с нашей и с неонацистской снимают. Предполагают, что будут анализировать это противостояние и учитывать при разгорающемся противостоянии между Штатами и Китаем на площадке Тайваня. Как вы думаете, для нас выгодно вместе с Китаем растянуть эту линию противостояния против нас, ослабить врага по двум фронтам или нет?

Виктор Литовкин: Ну, понимаете, не мы ослабляем врага.

Александр Денисов: Не мы ослабляем.

Виктор Литовкин: Это враг на нас напал, и мы должны, конечно, противостоять ему, защитить свои интересы вместе с Китаем, безусловно. Потому что китайцы правильно сказали, когда американцы им потребовали санкции против нас объявить, бороться против нас, они говорят: «Да, мы поможем вам бороться с Россией, а потом вы будете бороться против нас». Они же понимают, что это не просто так делают, американцы ничего просто так не делают. Поэтому нам, конечно, выгодно вместе с Китаем противостоять Соединенным Штатам, ослаблять Соединенные Штаты.

Ну и они сами подорвутся, потому что ту политику, которую проводят Соединенные Штаты, она не имеет перспектив. Да, опора на доллар, опора на принуждение, как сегодня Байден говорил, «мы демократия», – да какая вы демократия? Вы автократия, потому что вы под себя подмяли всю Европу и вы диктуете Европе, как себя вести. Мы никому ничего не диктуем, вот у нас демократия, вот у нас спокойно можно говорить о том, другом, третьем и т. д. А вы наши радиостанции глушите, телевизионные каналы глушите, газеты не хотите наши показывать и т. д. и т. п.

Александр Денисов: Сегодня Урсула фон дер Ляйен заявила, да, что запретили вообще вещание всех каналов...

Виктор Литовкин: Да-да-да, спутники...

Александр Денисов: И Сбербанк от SWIFT, по-моему, отрубили.

Виктор Литовкин: Да, и Сбербанк отключили – ну демократы такие, каких свет не видел.

Александр Денисов: Ха-ха. Виктор Николаевич, если сравнить тактику украинского государства, нет ощущения, что она в какой-то момент пересеклась со стратегией «Исламского государства», запрещенного в России? Те объявляли себя, якобы государство, совершенные террористы, вели себя так же, как украинцы, в Ракке, прикрываясь мирным населением. Тут государство эту тактику взяло на вооружение. В какой момент эти стратегии пересеклись? Как вообще так вышло, что государство превратилось в чистого террориста?

Виктор Литовкин: Ну, это всегда, когда попытка запугать, когда попытка доказать, что ты лучше, чем все остальные, это называется терроризмом. Кто такие террористы? Это люди, которые пытаются запугать других и на основе страха возвысить свою власть. Так и Украина делает. Вот эти бандеровцы, вся идеология бандеровцев – это запугать, застращать, уничтожить тех, кто не согласен с ними, и на основе этого страха утверждать свою власть.

Александр Денисов: И ради денег, Виктор Николаевич, ведь главный момент, как террористы все снимают, спонсор оплачивает, так же и здесь, ровно та же самая тактика, все больше и больше денег требуют.

Виктор Литовкин: Конечно. Несмотря на то что Украина была прекрасная оборонная промышленность, была богатейшая республика в 1991 году, сегодня Украина стоит на коленях, попрошайничает по всему миру. Стыд и позор.

Александр Денисов: Виктор Николаевич, у нас минута остается до конца эфира. Вот сегодня Сергей Кужугетович Шойгу сказал, что мы будем наносить удары по средствам доставки вооружений. Как нам истолковывать? Очевидно, они доставляют через Польшу, потом автотранспортом и переставляют на железную дорогу...

Виктор Литовкин: Нет, через Польшу пока железной дорогой они доставляют, через Румынию, вот в Одессе – это же румынское, через Румынию, через Молдавию. Хотя молдаване говорят, что они не пропускают через свою территорию, но я думаю, что это не совсем правда. А вот есть железная дорога через Чоп. Я все время говорю, почему-то по Чопу никто удар не наносит. В Чопе, это станция на границе между Венгрией, Словакией и Украиной, есть, переобувают вагоны с узкой колеи европейской на широкую российскую колею. Вот если этот уничтожить узел, все, по железной дороге ни один поезд не пройдет, так что в Польше все и останется американское оружие, пускай там и будет.

А по дорогам автомобильным тоже через Карпаты ведь не так много дорог, потому что через Белоруссию они не могут доставлять вооружения, вот только через Карпаты, через Львов, Ужгород, Мукачево и т. д. и т. п. Мы тоже можем контролировать и, я думаю, можем устроить в Карпатах, в горах, достаточно много завалов, чтобы никакой транспорт не прошел.

Александр Денисов: Заблокировать окончательно.

Виктор Литовкин: Да.

Александр Денисов: Спасибо большое, Виктор Николаевич! Виктор Литовкин был у нас в студии, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.