Китайские инвестиции. Почему народ против?

Теперь ещё одна громкая история, связанная с другим статегическим соседом - Китаем.

В среду Федеральное агентство водных ресурсов сообщило, что завод по розливу байкальской воды, который строится на китайские деньги, не имеет права брать воду из нашего озера..

Оказывается, инвестор проекта компания "АкваСиб" не заключила договор водопользования. А все квоты на этот год уже и так уже превышены. Строительство завода в районе поселка Култук Иркутской области началось в январе. Жители выходили на акции протеста, жаловались во все инстанции - и подействовало. С 15 марта работы приостановлены по решению суда. Инспекторы обнаружили на стройплощадке утечку нефтепродуктов, а возле нее - свалки строительного мусора.

Марина Петрова, заместитель министра экономического развития Иркутской области: «Сотрудничества с китайскими предпринимателями, как такового, у нас не было. У нас была российская компания, основным учредителем которой является китайский инвестор. Китайский инвестор начал вкладывать средства в строительство завода. Вопросов пока не возникало… Если контролирующие органы нашли какие-то нарушения, то все-таки контролирующие органы у нас представлены федеральными структурами. И я думаю, что этот вопрос тоже решится на уровне предприятия и контролирующих органов».

Инвестор вложил в строительство завода полтора миллиарда рублей и заплатил в бюджет муниципалитета 8 с половиной миллионов рублей в виде налогов.

Небольшие "инвесторы" из Китая тоже осваивают байкальские берега -- несмотря на противодействие жителей и природоохранной прокуратуры... С её подачи суд запретил китайцам строить несколько гостиниц в курортном поселке ЛиствЯнка - у воды... Но местные говорят, что иностранцев это не останавливает.

Софья Бунтовская, житель поселка Листвянка: «Обосновались у нас здесь китайцы. Учредителя зовут Цуй Фей. Стройка эта приостановлена, но это пока. На самом деле там регулярно ведутся какие-то отделочные работы, гудят инструменты».

Прокуратура также добивается сноса действующих китайских гостиниц. Они строились под видом индивидуальных жилых домов. Но большинство из них рассчитаны на единовременное проживание нескольких сотен туристов. Неочищенные канализационные стоки сбрасываются в самое большое пресноводное озеро мира.

Китайцы скупают земельные участки и в окрестностях поселка, например, в садовом товариществе на берегу Ангары. В прошлом году они даже перегородили проход к Байкалу забором. Садоводы заставили китайцев снести ограждение. В ответ те обратились к крупной юридической фирме.

Александр Алексеев, председатель СНТ «Турист»: «Если им удастся перевести земли из сельхозназначения в земли поселения и так далее, тогда наши все усилия будут бесполезны. Они будут делать то, что они считают нужным».

ТАСС сообщил, за последние 5 лет китайские компании вложили в сельское хозяйство России шесть миллиардов долларов. Но официальных данных об общей площади полей на Дальнем Востоке, которые арендовали наши соседи, или о количестве приезжих сельхозрабочих найти не удалось.

Не удаётся поговорить на камеру и с самими гражданами Китая, которые у нас ведут дела.

Вот почему в следующем репортаже нет ни одного гражданина КНР. И есть только одна точка зрения, местных жителей. Тут не мы виноваты. Китай пока не выходит на связь.

Татьяна Григорьянц – о конфликте интересов.

- Вытаскивай их отсюда!!

- Эй, вы чего делаете?!!

- Дебилы, ****, откройте дверь!!

- Заходим аккуратно!!! Аккуратно, аккуратно пошли!!

Жители поселка Омский штурмуют здание местного Дома Культуры. Там проходят публичные слушания о строительстве городка для 3,5 тысяч китайских рабочих. Компания China National Chemical Engineering собралась заниматься в регионе реконструкцией нефтеперерабатывающего завода, входящего в структкуру "Газпромнефти". Жители категорически против. Но высказаться им не дают - попросту не пускают на слушания.

- Где полицейские?! Почему тут такое происходит?!!

- НАЗАД!!! ВСЕ НАЗАД!!, - полицейский всех толкает и орет.

- Уважаемые граждане, давайте будем действовать в рамках закона, - говорит Татьяна Павленко, председатель комитета по правовой политики администрации Омского района.

- Вы нарушаете 221 федеральный закон! – говорит местный житель.

- Хорошо, а если в зале нет свободных мест?... А требования пожарной безопасности? – парирует чиновница.

Запускают немногих, тех, кто взял с собой паспорт. Оставшиеся на улице уверены – китайскому кварталу быть. Тем более, что на месте предполагаемой стройки уже идут работы. На момент выхода сюжета в эфир получить комментарий от администрации района нашей телекомпании не удалось. Местным жителям власти объявляют, что после окончания проекта китайские рабочие уедут. Между тем, в городке для строителей планируются и многоэтажные жилые дома, и спортзалы, и центры досуга. На вопрос: почему не привлекут россиян к реконструкции завода, активистам отвечают: нет среди местного населения работников такой квалификации.

Артём Мироненко, житель п.Омский: «На мой взгляд, они не являются квалифицированными рабочими, потому что чисто визуально – это 18 летние девушки и парни».

Муниципальные депутаты заявляют, что стройка вообще ведется незаконно.

Дмитрий Петренко, депутат Омского городского совета: «Минсельхоз подтвердил, что перевод земель из сельхозназначения не выполнен. У меня есть письмо, официально подписанное заместителем губернатора Бойко, о том, что на данном участке никакого капитального строительства не ведется. А всего, что вы видите здесь - этого нет!».

В Чувашии китайские инвесторы присмотрели земли для завода по производству сухого молока. И местные жители тоже не рады такому соседству.

Валентина Илларионова, житель деревни Рыкакасы: «Категорически, категорически не нужно!!! Ихний химикат!! Зачем?»

Петр Егоров, житель деревни Эхветкасы: «Завод по производству сухого молока, литейный завод, как потом узнали. Общежитие на 8 тысяч человек китайцев. У нас в деревне всего восемь тысяч. Это самая хорошая у нас земля. Выше нашей деревни она находится. Все отходы, экологически вредные отходы спускаться будут в деревню».

Не смотря на активные протесты жителей, земли под будущий завод уже обносятся забором.

Вот китайцы установили первые столбы от деревни. С этой стороны и с той стороны. От забора до первого дома сантиметров 40 всего-то. И по всей длине, вокруг этих 40 гектаров.

Алексей Моисеев, житель деревни Эхветкасы: «Дороги захватили. У нас прямая дорога есть грунтовая, выходим к остановке, выходим к магазину, и к 60 соткам. Сосед говорит: "Вы хоть дорогу оставьте!" Они говорят: "Это мы купили, а если ты переживаешь за жителей деревни, проложи дорогу через свой огород!"».

Если молокозавод все-таки построят, уверены сельчане, близлежащие деревни опустеют - никто не будет жить и вести хозяйство рядом с производством.

Михаил Васильев, староста деревни Эхветкасы, депутат сельского поселения: «Китайские инвесторы, предприниматели, наши просьбы и требования игнорировали. Они говорят: "Мы для вас рабочие места сделаем!" 200 человек будет работать местного населения. А в проекте у них гостиничный комплекс на 200 человек. Для китайцев».

На запрос ОТР Минэкономразвития Чувашии ответило в письменном виде: строиться завод в деревне Эхветкасы не будет. Не под запись сообщили: глава республики велел бизнесменам, продавшим землю, деньги китайским инвесторам вернуть.

На этой неделе мы говорили об этих и других инвестпроектах с экспертами. Нам объяснили – дело не в китайцах. Дело в том, как у нас соблюдаются наши законы. Китай работает ровно так, как ему позволяют. А в этом смысле руки развязаны.

Иван Зуенко, научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований Дальневосточного отделения РАН: «Любая покупка китайцами каких-либо активов, это инвестиции. Надо понимать: это приток денег в экономику нашу. Но тут необходимо четко понимать риски, четко их просчитывать, контролировать, использовать свой суверенитет для того, чтобы держать приток этих инвестиций в нужном нам русле».

Виктория Перская, директор Института исследований международных экономических отношений Финансового Университета: «Когда китайские инвесторы идут, вот поверьте моей практике, мы уже давно работаем с китайцами: они ведь очень часто используют фактор родственных связей. Вот мы называем его «китайский инвестор». А он давно уже не китайский инвестор. Он женился на русской женщине. И вполне осуществляет посреднические функции. И он уже гражданин России. Китай не несет с «Одним поясом - одним путем» он не привносит ни в коем разе свою ментальность, и свои требования. Но он будет действовать так, как его допускают те территории, на которых он работает. Вот и все».