Сергей Морозов: Моя самая главная и правильная инициатива - это акция "Роди патриота в День России".

Константин Точилин: Это программа "Де-факто". Сегодня гость нашей студии – Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области. Здравствуйте.

Сергей Морозов: Здравствуйте.

К.Т.: Сергей Иванович, вы, наверное, один из самых упоминаемых в прессе российских губернаторов, потому что от вас постоянно идет поток каких-то очень разных инициатив, которые обожают комментировать журналисты и блогеры. Навскидку, я посмотрел, сейчас вспоминается возврат в документооборот буквы "Ё", тесты по русскому языку и краеведению для чиновников, акция "Роди патриота в День России". Очень много зубоскальства вокруг этого, конечно же. Но давайте на все это посмотрим серьезно. Мне кажется, с одной стороны, это такой хороший бесплатный пиар для области, да? В хорошем смысле пиар. А, во-вторых, есть ощущение, что нет какого-то застоя, что вы будоражите ваших подчиненных, чтобы они как-то не заснули.

С.М.: Стоит еще обратить внимание на то, что все то, что вы перечислили, а я могу еще достаточно много сказать – это все через некоторое время после определенного ерничанья находит отражение в решениях не только на уровне губернии, но и на уровне федерации. Реально надо же заниматься продвижением знания русского языка и литературы.

К.Т.: Я поэтому и хочу как раз вас спросить: какие инициативы, какие проекты вы для себя считаете правильными, удачными, а что, может быть, не пошло?

С.М.: Вы знаете, я уже 11 лет работаю губернатором. И на следующий год у меня завершается. Я, правда, не понимаю, в какой у меня срок работа завершается, но, судя по действующему законодательству, если я пойду на следующие выборы, то это будут первые всего лишь…

К.Т.: Такое законодательство.

С.М.: Да. Я вполне серьезно говорю о том, что когда буду подводить итог своей работы губернатором, наверное, буду считать то, что самая главная и самая правильная инициатива – это все, что касается "Роди патриота в День России". Я еще раз говорю, что я преследовал именно ту цель, о которой вы, журналисты, говорите. Потому что когда мне первый раз задали вопрос и говорят о том, почему 12 сентября вы открываете эту акцию "Роди патриота в День России", а 12 июня вы будете считать?

К.Т.: Через 9 месяцев.

С.М.: То есть, получается, 12 сентября – это день зачатия? Я говорю: нет, это не день зачатия, и мы не собираемся по головам посчитать 12 июня, кто воспользовался этим. Это была совершенно другая идея. Идея, связанная с тем, чтобы научить людей быть вместе, чтобы научить людей не только любить и уважать друг друга, но и посмотреть совершенно другим взглядом. У вас есть дети?

К.Т.: Да.

С.М.: Сколько?

К.Т.: Двое.

С.М.: Двое. У меня пять детей. И я уверяю вас, по крайней мере, я хотел в это верить о том, что если я приду с пятью своими детьми, вам будет завидно.

К.Т.: Я бы, наверное, прошел тест на знание русского языка.

С.М.: Вам бы, наверное, было бы завидно то, что у меня два взрослых сына, средняя дочь уже, которой уже практически исполнилось 19 лет, и две маленьких дочери. Согласитесь, вам будет завидно. А раз будет завидно, то вы, наверное…

К.Т.: Почему мне будет завидно? Я, может быть, не собираюсь останавливаться на достигнутом. Что ж вы меня сразу же сбрасываете…

С.М.: Приезжайте к нам в регион и будьте участником этой акции.

К.Т.: Дают "уазик" же за это?

С.М.: Да, конечно.

К.Т.: "Уазик" у меня уже есть. Скажите, у вас одновременно и промышленная, и сельскохозяйственная область. И как область переживает те непростые экономические условия, в которых мы оказались? Давайте начнем, наверное, с промышленности. Все знают про УАЗ, безусловно. Это такой областной и всероссийский бренд. Как дела на УАЗе?

С.М.: Во-первых, я бы хотел сказать, чтобы хорошо понимали, что это за регион. Мы один из самых главных автомобильных регионов и в целом один из самых главных машиностроительных регионов для страны. Мы по доле машиностроения в валовом региональном продукте, это, наверное, один из самых главных экономических показателей, входим в первую пятерку. И еще, может быть, вам пригодится: в Ульяновской области, город Ульяновск в частности – это авиационная столица нашей страны. Что касается автомобильного завода, замечательный завод. Тем более, раз вы сказали о том, что у вас есть автомобиль, вы подтвердите: хороший автомобиль.

К.Т.: Хороший.

С.М.: Кто бы что ни пытался говорить, классный автомобиль.

К.Т.: Его надо любить. Тогда он тебе ответит взаимностью.

С.М.: Сегодня автомобильный завод испытывает просто одно удовольствие от своей работы, от той продукции, которую он выпускает. Я совершенно не оговорился. Это, в отличие, может быть, от других автомобильных заводов, мы сегодня имеем темпы роста выпускаемой продукции почти под 130%.

К.Т.: А каким образом это получается? "Автоваз" проседает, не говоря про иностранные бренды, даже локализованные здесь.

С.М.: Надо отдать должное компании "Sollers", Вадиму Швецову, который почувствовал несколько лет назад, что надо постепенно, а, может быть, и очень быстро надо уходить от достаточно большого количества комплектующих. Была проведена серьезная модернизация, построен практически новый конвейер, созданы новые условия труда. И сегодня мы имеем то, что имеем. Во-первых, мы продолжаем выпускать традиционный для нас и любимый для многих россиян автомобиль – это УАЗ "Буханку", "Санитарку" эту. Это "Хантеры", это УАЗы "Патриот", который все больше и больше сейчас завоевывает рынок. И я могу сказать, что это действительно…

К.Т.: Там от "Хантера", по-моему, они решили отказаться, что я считаю глубочайшей ошибкой.

С.М.: Я думаю, что нет. Мы недавно встречались с Вадимом Аркадьевичем, обсуждали этот вопрос. Да, конечно, спрос начинает падать. Но я думаю, что до тех пор, пока…

К.Т.: Это автомобиль-легенда уже такая.

С.М.: Пока сельская местность жива, дай Бог она будет очень-очень долго жить, этот автомобиль, так же как и "Буханка", будет востребован.

К.Т.: Успокоили. Теперь расскажите тогда, поскольку про УАЗ знают все, а то, что вы начали, чуть-чуть мы затронули и авиацию, и все остальное – давайте об этом поподробнее.

С.М.: Я хочу сразу обратить ваше внимание на то, что когда я говорил в самом начале, я не оговорился – мы один из самых главных машиностроительных регионов Российской Федерации. И у нас не только УАЗ, чтобы у вас было понимание, у нас еще есть один китайский автомобильный завод, у нас еще есть один японский автомобильный завод. И у нас есть еще порядка 100 с лишним заводов, которые занимаются производством автокомплектующих. Что касается авиации, я с гордостью всегда и везде говорю, что мы действительно авиационная столица Российской Федерации. Это не только из-за того, что у нас крупнейшее авиационное сборочное производство "Авиастар", которое сегодня выпускает самые уникальные, самые востребованные самолеты. Это "Ил-76" - вы, журналисты, очень часто показываете этот самолет-труженик, грузовичок, который используется и в армии, который используется и в МЧС, и при спасении людей.

Мы сейчас приступаем к производству новых самолетов "Ил-78". Это так называемые топливозаправщики. Мы достаточно активно работаем в кооперации с "Иркутом" по МС-21 – суперуникальному самолету…

К.Т.: МС-21 – это пассажирский?

С.М.: Это будет пассажирский самолет, который будет реально превосходить по своим техническим характеристикам, да и качеству нахождения там пассажиров то, что мы сегодня постоянно видим – Боинги, Airbus, которые есть. Мы достаточно активно участвуем в кооперации с Комсомольском по "Сухому Суперджету 100", у нас огромный центр кастомизации, у нас огромный покрасочный комплекс, и у нас, в конце концов, огромный авиационный кластер, где у нас есть и конструкторы, где у нас есть и специальное учебное заведение.

И я хочу сразу воспользоваться… Я не знаю, вы сегодня будете показывать или как-то, но сегодня день рождения уникальнейшего человека – Генриха Васильевича Новожилова, дважды героя социалистического труда, конструктора, который как раз имеет отношение к самолету "Ил-76", 90 лет сегодня отмечает. Такой замечательный человек. И я думаю, что самолеты будут столько летать.

К.Т.: Скажите, если говорить о самолетостроении, просто многие эксперты говорят, что мы, конечно, что-то можем делать сами, но все то, что называется авионикой – это импортное, подпадает под санкции. Или это не совсем так?

С.М.: Не верю. И даже не то, что не верю, а могу об этом спорить. У нас на территории региона в пределах около десятка крупных предприятий, которые занимаются производством авионики, которые ничем не уступают, а даже во многом превосходят то, что сегодня производится в Европе, в Америке. Я уже не говорю про Азию. Поэтому я считаю, что мы умеем это все делать. Кстати, у нас в Ульяновске совсем скоро, где-то по весне следующего года мы будем открывать еще один уникальный завод, который будет работать на авиационную промышленность. И, может быть, вам пригодится, может быть, зрителям будет очень приятно. Мы с вами в этом году открыли уникальнейший завод "Аэрокомпозит", который позволяет выпускать уникальное крыло, черное крыло. Это как раз для "МС-21". Это, наверное, далеко не все даже авиационные страны могут делать.

К.Т.: А что это такое?

С.М.: Это специальное крыло из аэрокомпозитов. Мы готовы вас пригласить, чтобы вы сами посмотрели эти все технологии. Там достаточно много научных российских разработок, которые мы используем в авиастроении. И это нам позволяет сегодня иметь совершенно другую аэродинамику и совершенно другую экономику наших самолетов.

К.Т.: Сергей Иванович, вы так говорите о промышленности в Ульяновской области, как будто никакого кризиса нет в природе вообще. Вам действительно как-то так повезло или не повезло, а это результат какой-то сознательной деятельности? Но вас действительно это в меньшей степени касается?

С.М.: В природе кризис, наверное, есть. И я думаю, что, конечно, есть. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что мы где-то порядка 11 лет выбрали для себя путь развития. Мы могли прийти…

К.Т.: 11 лет назад?

С.М.: 11 лет назад, да, выбрали путь развития. Мы могли, так же как и некоторые территории, просто приходить и в Минфине просить средства на то, чтобы концы с концами свести. Мы сказали, что нет, мы пойдем совершенно другой дорогой.

К.Т.: "Мы пойдем другим путем", как сказал ваш известный земляк товарищ Ульянов, он же Ленин, если кто вдруг забыл.

С.М.: Все правильно. Поэтому мы пошли по пути создания инвестиционного климата, предпринимательского климата. Об этом почти никто не говорил, за исключением, может быть, Калуги, за исключением, может быть, Татарстана. И мы с удовольствием у Калуги учились. За это время незаметно-незаметно мы реализовали порядка около 130 крупных инвестиционных проектов и создали более 30 000 новых рабочих мест. Кстати, я могу сразу сказать о том, что мы сейчас одновременно строим 20 крупных предприятий, 20 крупных заводов. А вообще у нас в инвестиционном портфеле порядка 300 инвестиционных проектов, вдумайтесь, на 200 млрд рублей. И мы точно их реализуем, и мы точно создадим порядка 50 000 новых рабочих мест. Этот задел позволяет нам пройти без каких-то потрясений. У нас отмечен рост промышленного производства, у нас отмечено улучшение всех показателей и в социальной сфере. Мы почти на 40% больше собрали финансовых средств и направили в нашу государственную казну. И это реальность сегодня.

К.Т.: Удивительные вещи рассказываете.

С.М.: Я могу вас только пригласить.

К.Т.: Мы вас с удовольствием ловим на слове. Обязательно пришлем наших корреспондентов, чтобы они это все посмотрели, потрогали руками. Сельское хозяйство. У вас же еще и аграрный регион, безусловно. Сейчас о нем очень много говорят. Говорят, когда речь заходит об импортозамещении, говорят, когда предлагать поддержать крестьянство. Но, как многие сельхозпроизводители, которые в этой студии тоже были, жалуются, что говорят больше, чем делают. Как у вас с этим?

С.М.: Я действительно представляю сельскохозяйственный регион. У нас более миллиона гектар пашни. И надо честно сказать о том, что погода резко поменялась, все же природные условия поменялись. У нас за последние 6 лет почти 5 раз засуха посещала, в том числе, к сожалению, и в этом году. И, несмотря на это, мы собираем достаточно неплохие урожаи. В этом году мы соберем почти около 1 миллион тонн зерна. Для того чтобы нам прокормить себя, прокормить ту живность, которая у нас имеется, достаточно 600 тысяч тонн, то есть 400 тысяч тонн мы отправляем в продажу. И это помогает нашим крестьянам.

Могу сразу сказать, что в этом году мы прожили достаточно хорошо благодаря той поддержке, которую сегодня федеральное правительство нам оказало. В общей сложности из регионального бюджета около 1 млрд рублей направили и почти 1 млрд рублей получили из федерального бюджета, даже чуть больше. Поэтому я думаю, что…

К.Т.: Тут вопрос же – как это все распределить, чтобы это действительно дошло до конечного крестьянина.

С.М.: Я хочу сказать о том, что система…

К.Т.: Потому что деньги имеют тенденцию как-то размыливаться по дороге.

С.М.: Система настолько хорошо отработана в Минсельхозе, что, наверное, грех жаловаться, потому что она рассчитана не только на крупных товаропроизводителей. А вы знаете, наверное, о том, что есть субсидии на гектар и на литр молока, и на все остальные направления. Поэтому мы сегодня с гордостью говорим о том, что деньги все получены, деньги достаточно эффективно вложены, и у нас нет и тени сомнения о том, что мы подготовимся к следующему новому уже сельскохозяйственному году.

К.Т.: Скажите, такая очень больная для огромного большинства регионов нашей страны проблема – оптимизация здравоохранения, которая оказалась не совсем оптимизацией, если смотреть на корень этого слова. Потому что "оптима" – это все-таки улучшение, да? Отовсюду приходят сообщения, что стало сильно хуже. Как у вас с этим? Потому что я так понимаю, что в этой оптимизации часть Минздрава, а часть – прерогатива местных властей.

С.М.: Хочу сразу сказать о том, что с учетом прожитого времени за эти 11 лет могу сказать о том, что мы тоже много чего поэкспериментировали и тоже, наверное, наломали достаточно много дров. Потому что нам всем вдруг одно время показалось, что самое главное – эффективность, самое главное – поменьше тратить средства, и чтобы они были больше сохранены для крупных лечебных учреждений. В результате этого прошли достаточно необдуманные действия, когда мы сократили в большинстве своем фельдшерско-акушерские пункты, сократили небольшие врачебные амбулатории, не подумав о том, что это хорошо в городе можно сократить какую-то поликлинику, оптимизировать ее, соединить, потому что в любом случае можно на трамвае, на троллейбусе, на автобусе доехать и все. А из села, которое 40 км, а то и больше, до райцентра, трудно доехать. Поэтому, конечно, здесь есть большая ошибка со стороны региональных, муниципальных властей. Но сегодня здравоохранение находится уже в полном объеме в региональном подчинении, поэтому сейчас приступили, что называется, к восстановлению здравоохранения. И надо поблагодарить руководство и правительство страны, Владимира Владимировича за то, что не снимают этот вопрос с контроля.

Я могу с гордостью сказать о том, что мы не только сейчас очень неплохо подремонтировали лечебные учреждения. У нас небольшой регион. За последние буквально 5 лет мы почти 100 миллиардов рублей направили на поддержку здравоохранения. Это огромные деньги для нас, притом, что консолидированный бюджет Ульяновской области составляет где-то около 50 миллиардов рублей. Согласитесь, это колоссальные деньги. У нас только в этом году на здравоохранение почти около 20 миллиардов рублей направляется. Но одновременно мы не только сейчас восстанавливаем все, что касается вот этих ФАПов и многого другого, сейчас запустили хороший проект "земский фельдшер", потому что не только надо, чтобы врачи пришли, но и работники со средним образованием. Но одновременно продолжаем строить крупные лечебные учреждения.

Сейчас благодаря обращению к президенту мы начали строительство большого перинатального центра, а самое главное, я хочу, кстати, обратить ваше внимание и ваших зрителей, что мы строим сейчас крупнейший ядерный медицинский центр, аналогов которому нет в Российской Федерации, да их и в мире всего буквально пять. Просто одну цифру: объем инвестиций, которые страна вкладывает в этот центр, составляет более 20 миллиардов рублей. Там огромные…

К.Т.: Это где? В Ульяновске?

С.М.: Это в Димитровграде, там, где у нас Институт атомных реакторов строится, вернее, работает. И мы сейчас там строим очередной экспериментальный научный реактор. Вот там мы строим сейчас вот этот центр, который будем нам с вами помогать решить проблему №1 – это все, что касается сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, особенно связанных, в том числе, и с мужским здоровьем.

К.Т.: Давайте от миллиардов и миллионов перейдем к сотням и к тысячам. Всегда интересно примерить, я думаю, всем нашим зрителям тоже, интересно примерить на себя, как живут соседи. Что такое хорошая зарплата в области считается? Не средняя, а такая, которая, во-первых, с одной стороны, реально существующая, которая считается хорошей.

С.М.: Вы знаете, мы здесь не очень порадуем, может быть, кого-то, но у нас хорошая заработная плата – это в пределах 35-40 тысяч.

К.Т.: Это хорошая считается, да?

С.М.: Это очень хорошая зарплата.

К.Т.: Много ли народу ее получает, или для большинства это…

С.М.: Для большинства работающих это все же мечта.

К.Т.: Мечта.

С.М.: Средняя заработная плата в целом по региону, как бы вы ни хотели это услышать, составляет в пределах 24-25 тысяч, а в самом городе Ульяновске в пределах 26-27 тысяч.

К.Т.: А работа какая считается престижной? Куда люди стоят в очередь, чтобы устроиться, грубо говоря, если есть такие? Я так понимаю, что проблем с безработицей у вас сейчас нет.

С.М.: У нас безработица очень низкая. Если берем тот уровень безработицы, который считает Министерство труда, то у нас всего лишь 0,5%. Если брать то, что считают во всем мире, то 4 с небольшим процента. То есть это в любом случае и по российским, и по международным меркам достаточно низко, если не сказать, что практически мизерная безработица. Куда люди мечтают попасть? Делим сразу пополам. Первая – это мечтают попасть на новые заводы, которые мы сейчас строим, потому что абсолютное большинство – это иностранные заводы, там американские, французские, немецкие, итальянские, мексиканские.

К.Т.: Несмотря на все санкции?

С.М.: Несмотря ни на какие санкции. Я могу сразу сказать, что ни один проект не остановился. За исключением, я прошу прощения… канадцы остановились в самом начале строительства вместе с нами самолета. А все остальные в полном объеме реализуются.

И второе – сегодня молодежь очень увлекает работа в кол-центрах, в разных бэк-офисах крупных коммерческих банков, которые пришли в Ульяновскую область и выбрали ее в качестве базовой территории. У нас и "Бин-банк", и "Альфа-банк", и ряд других банков построили свои…

К.Т.: Но это федеральный кол-центр, только располагается…

С.М.: Да, это федеральный кол-центр, который одновременно дает возможность… Например, я сейчас только был в кол-центре и в бэк-офисе "Альфа-банка". За последние три с небольшим года вложено почти 1 млрд рублей. И 2200 молодых людей, многие из них даже до сих пор студенты, там работают и достаточно хорошую заработную плату получают, в районе 20-30 тысяч рублей, в зависимости от квалификации.

К.Т.: Жилье у вас насколько вообще доступно?

С.М.: Я не знаю, насколько вы знаете цену на квадратный метр здесь в Москве. У нас можно купить неплохую квартиру в пределах 30-35 тысяч рублей за квадратный метр. Мы достаточно много строим. В этом году мы сдадим порядка 920 тысяч квадратных метров. Я просто для понимания, что это такое. Я в 2004 году избрался губернатором. И тогда область построила всего чуть меньше 100 тысяч квадратных метров. Сегодня мы сдадим 920 тысяч. В лучшие советские времена, когда мы строили "Авиастар" в конце советского периода, когда строили у нас там большой авиационный городок, мы сдавали около 1 млн. То есть мы практически вышли на советские показатели.

К.Т.: Но это, в общем, хорошо.

С.М.: Это очень хорошо. Потому что…

К.Т.: Многие советские показатели для нас сейчас остаются в масштабах страны пределом мечтаний.

С.М.: Причем я хочу обратить внимание на то, что мы стараемся не разбегаться далеко за историческую черту этого города, например, города Ульяновска. Если мы ведем о нем речь, мы стараемся очень много строить внутри города, занимаясь так называемой программой реноваций, как мы говорим: сносим старое жилье и здесь же строим. Благо, что здесь и школы, и детские сады, и больница рядом, нам лучше вложить средства на развитие инженерной инфраструктуры, на расширение дорог, на благоустройство, чем тащить за несколько километров - а то и десятка километров - эти все инженерные сети и строить в чистом поле.

К.Т.: Насколько вот это жилье, которое построено, пользуется спросом? Насколько люди вообще могут себе позволить?

С.М.: Если на сегодняшний почти на 30%... покупательских спросов, то по прошлому году у нас не было никаких проблем по продаже жилья, по реализации жилья. Я думаю, что и в этом году мы выправляем ситуацию. Я недавно встречался со своими коллегами-строителями, которые у нас имеют свои компании в Ульяновской области. Мы с ними договорились о том, что мы будем способствовать улучшению покупательского спроса. В результате появилась программа "губернаторская ипотека". Мы понимаем, что такое ипотека. Мы со строительными компаниями договорились. Самое сложное время для любого человека – не только прийти и подписать документ о том, что ты берешь ипотечный кредит. Самое сложное – чтобы в первый, второй, даже третий год привыкнуть, что ты теперь должен где-то в течение 10 лет платить.

К.Т.: И планировать свой бюджет так, что ежемесячно…

С.М.: Поэтому мы приняли решение о том, что вы берете ипотеку, оформляете эту ипотеку в этой компании и получаете гарантии от губернатора. Если вы работаете или пытаетесь устроиться, или мы нуждаемся в ваших услугах на приоритетных предприятиях, то мы практически 100% за вас первоначальный взнос заплатим. Кроме этого, первый год 0%, второй год 5%, третий год 10%. Только с четвертого года начинают платить уже полные проценты.

К.Т.: Слушайте, по нынешним временам просто коммунизм какой-то у вас.

С.М.: Я вас в третий раз приглашаю: приезжайте.

К.Т.: И раз уж мы заговорили о коммунизме, буквально 2 минуты у нас осталось. Ведь понятно, что Ульяновск – это родина Ленина. Во-первых, этот музейный комплекс – жив ли он еще, и насколько он посещаем и востребован. И, во-вторых, были ли мысли о переименовании обратно в Симбирск, и уж пусть будет, как будет?

С.М.: Были мысли по переименованию. Но население не готово. Да и мы сейчас, наверное, уже не готовы. Музей и все, что связано с фамилией Ульянова-Ленина, мы сохранили, даже, наоборот, привели все в идеальное состояние. Более того, могу сказать о том, что мы приняли решение и создаем сейчас на основе этой исторической страницы в нашей симбирской, ульяновской биографии большой музей СССР. Такой, знаете, музейный кластер. И, наверное, вас заинтересует, мы сейчас подписали с нашими китайскими партнерами крупный проект. Он называется "красный маршрут". Мы хотели бы вернуть интерес не только у китайских товарищей, но и у российских граждан к местам людей, которыми мы гордимся с вами. Мы же родили не только Владимира Ильича Ленина, мы и Александра Федоровича Керенского родили, мы родили Ивана Александровича Гончарова, мы Сергея Тимофеевича Аксакова, мы Николая Михайловича Карамзина, юбилей которого будет отмечаться на следующий год, родили. Аркадия Александровича Пластова, великого советского художника. То есть мы хотели бы, чтобы люди знали свою страну и гордились ей.

К.Т.: Спасибо, что нашли время заехать в нашу студию. Очень надеюсь, что получится у нас к вам съемочную группу отправить, чтобы не просто поговорить об этом, а чтобы можно было это все посмотреть и показать зрителям Общественного телевидения России.

С.М.: Я готов прислать к вам "уазик", и мы приедем из Москвы в Ульяновск.

К.Т.: Отлично. Ловим на слове. Все запротоколировано, все зафиксировано на видеоноситель. Спасибо огромное. Это была программа "Де-факто". Увидимся.