Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Петр Шкуматов: Платный въезд в населенные пункты приведет к колоссальному увеличению издержек, прежде всего для наших производителей

22:25, 8 декабря 2014

Виталий Млечин: Одна из самых популярных тем для обсуждения среди московских автомобилистов сейчас - идея сделать въезд в Москву платным. Но в ближайшем будущем платить за проезд, возможно, придется не только в столице. Законодательной базой для этого  станет законопроект, который разрабатывает Правительство. Если его примут, то решать, делать ли платный въезд или не делать в том или ином населенном пункте, будут органы местного самоуправления. Здравствуйте, сегодня мы поговорим о том, придется ли автомобилистам платить за проезд. В студии программы "Де-факто" - Петр Шкуматов, координатор движения "Общество синих ведерок". Петр, здравствуйте, спасибо больше, что пришли к нам.

Петр Шкуматов: Здравствуйте.

В.М.: Петр, я у вас вычитал такую интересную мысль, что, если этот законопроект примут, то это вернет Россию во времена феодальной раздробленности. Это как?

П.Ш.: Это Средние века. Напомню, что тогда, когда у нас была феодальная раздробленность, ее основным отличительным признаком, помимо отсутствия центральной власти, являлся так называемый платный въезд. То есть, когда вы из одного княжества перемещались в другое, вы должны были заплатить определенную денежку. Сейчас этот законопроект, который министр транспорта Соколов уже объявил, что они будут вносить его в Государственную думу, наделяет правом муниципальные образования - это деревни, города, области - вводить платный въезд в определенные зоны, так называемые "специальные". Без предоставления, что самое важное, альтернативного объезда. К чему это может привести? Предположим, в Краснодарском крае какое-нибудь предприятие производит свинину. И вот едет фура с грузом мяса по муниципальным дорогам, пытается выбраться на федеральную опорную сеть. Путь ее пролегает через деревню Гадюкино, в которой никто никакого мяса не производит. Но, тем не менее, которая находится в стратегическом месте на пути к федеральной трассе. А альтернативной дороги нет. В результате чего может произойти следующая ситуация, и она может стать из фантастики явью. В деревне Гадюкино собирается народный сход, решает, что транзит их всех задолбал, надоел, мешает спать, мешает жить, дети не могут спокойно гулять, и поэтому они вводят платный въезд в центр Гадюкино, который, допустим, 100 метров. Платный въезд этот будет стоить 100 тысяч рублей. Мы, конечно, можем улыбаться, но в этом законопроекте вообще нет никаких ограничений для суммы, стоимости и определения порядка, то есть местные власти могут творить что угодно. Конечно же, этот лакомый кусочек будет взят с тех, кто хочет проехать по единственной дороге без предоставления альтернативы. То есть, это будет такая транспортная монополия. Самое печальное то, что мы уже имеем подобную практику: в Псковской области уже действует платная дорога без предоставления альтернативы, и там грузовики платят по тысяче рублей за проезд. То есть опыт Псковской области будет распространен на всю Россию. Это приведет к колоссальному увеличению издержек, прежде всего для наших производителей. Я напомню, что Владимир Путин много-много раз сказал уже, что нам нужно заниматься импортозамещением. Сейчас импорт стал дороже в силу падения курса рубля и роста, соответственно, доллара и евро. Но очень может быть, что эту разницу очень скоро съедят издержки на перевозку товаров по нашей стране, и наши производители опять станут неконкурентоспособными.

В.М.: Вот вы про Псковскую область рассказали, о платной дороге. А там как-то стали лучше дороги от этого, или как-то облагородили территорию? Если деньги собирают, то они должны идти на что-то общественно-полезное.

П.Ш.: Нет, эта дорога осталась в таком же раздолбанном состоянии, и по ее поводу ходят анекдоты. Те люди, которые ездят по Псковской области по этой самой замечательной платной дороге, размещают в сети Интернет фотографии раздолбанной ужасной дороги с огромной колеей, с ямами - ну, все, как обычно у нас. Но, тем не менее, проезд по этой замечательной дороге - платный. То есть, ничего не изменилось. И более того, в этом законе, который Минтранс внес, нету никаких указаний на то, куда должны будут идти эти деньги. Эти деньги будут идти в бюджет муниципального образования, и будут тратиться по усмотрению администрации этого городка, деревни или области. Но, то есть, это уже не обязательно дороги, да и далеко не обязательно дороги, то есть это может быть что угодно.

В.М.: Но тропу к этому всему проложит Москва, я так понимаю. Как это все будет выглядеть, потому что информация немножко разная идет? За проезд через МКАД и по Третьему кольцу или как?

П.Ш.: На текущий момент можно сделать несколько выводов, потому что информации поступило очень много и от самих московских властей. Рассматривается пока две платные зоны. Правда, Максим Ликсутов опроверг это, сказав, что пока нет законодательной базы для ввода платного въезда. Но здесь он немножко слукавил: дело в том, что он не опроверг сами планы ввода платного въезда в пределы МКАД или в пределы Третьего транспортного кольца. А он всего лишь сообщил, что на текущий момент не решены юридические формальности. Так вот, министерство транспорта их решает. И думаю, что в следующем году этот закон будет принят Государственной думой, что даст зеленый свет организации платного въезда в пределы МКАД, в пределы Третьего транспортного кольца. 

Надо развивать регионы, чтобы жизнь была не только в пределах МКАД 

Так вот, рассматривается два варианта: проезд по МКАДу бесплатный, въезд в пределы МКАДа платный. То есть, если вы едете из-за пределов МКАДа, пользуетесь МКАДом как транзитной дорогой, и ваш путь лежит не в Москву, а за ее пределы, - то в этом случае вы не платите. Если вы въезжаете в пределы МКАДа – вы будете платить. Сумма тоже называлась - 200 рублей. Потом пошла информация, что это будет 150 рублей. В любом случае, газета "Известия" сообщила, что отталкиваться будут московские чиновники от стоимости билета на электричку. То есть, чтобы проезд на автомобиле не стоил дешевле, нежели проезд на электричке. Таким образом, видим - будут пытаться стимулировать людей пересесть на пригородные поезда и не ехать в Москву на личном автомобиле.

В.М.: Про пригородные поезда я тоже хотел с вами поговорить, но, может, чуть-чуть позже. Знаете, какой меня вопрос волнует: как это все будет работать? Поставят шлагбаумы на въезде в МКАД или как?

П.Ш.: Нет, это не так, как в Псковской области. Все-таки в Псковской области не такой большой трафик – там стоят шлагбаумы, да. В Москве, скорее всего, будет использована лондонская схема. Во всяком случае, уже сейчас ведется активный обмен опытом, как в Лондоне взимают плату за въезд. Там сделано это довольно просто: ставят камеры, они фотографируют номер, распознают его, и потом владельцу приходит квитанция, которую он должен оплатить. При этом за быструю оплату даются скидки, а если человек тянет с оплатой, то он, соответственно, платит полную стоимость. При этом в самом Лондоне есть огромное количество неплательщиков, то есть людей, которые получают счета, но не платят. Также в Лондоне есть целое движение, сами власти оценивают движение таких автомобилистов примерно в 10-15% людей, которые специально заляпывают себе номера, и так пытаются въехать в эту центральную часть.

В.М.: Законопослушные англичане…

П.Ш.: Но это особо не помогло Лондону избавиться от пробок. Дело в том, что многолетняя статистика показала, что Лондон, скажем так, уменьшил в этой центральной зоне, которая по площади всего лишь чуть-чуть превосходит Садовое кольцо, пробки на 20%. То есть это вообще неотличимо. Скажем так, вы стоите не час в пробке, а стоите 54 минуты – никакой водитель это просто не заметит. То есть, все осталось на том же самом уровне. И водители привыкли, и власти привыкли, все привыкли. Вот как раз это является основным аргументом в движении против платного въезда в Лондоне, который, говорят сейчас , просто превратился в зарабатывание денег на перемещениях жителей этого города.

В.М.: Но, тем не менее, чиновники не отказываются от этой идеи?

П.Ш.: Да, дело в том, что Лондон "чистыми" заработал миллиард фунтов стерлингов на вот этой затее. Это очень доходная статья городского бюджета и, конечно, они от этого отказываться не хотят. То есть, они как бы подсели на эту иглу, и сейчас, даже когда тамошние жители говорят, что ничего не изменилось, ребята, все как было, так и есть, как центр стоял, так и стоит - они, конечно, сопротивляются, потому что эти деньги уже, как в анекдоте. Берешь чужие, а отдаешь свои.

В.М.: Правильно я понимаю, что платить даже в большей степени, если эту меру введут в Москве, будут москвичи? Потому что, если кто-то едет из области, как вы уже сказали - по МКАДу проехал, обратно в область выехал - то бесплатно. А если, условно говоря, человек живет у МКАДа, и он хочет в гости съездить к своему другу или еще кому-то, и ему нужно по МКАДу проехать, он должен заплатить, так?

П.Ш.: Да, любые пересечения в этой концепции МКАДа будут платными. Почему вообще рассматривается именно концепция МКАДа? Дело в том, что жители ближайшего Подмосковья или Новой Москвы, "замкадья", к сожалению, купили свои квартиры или получили в тех местах, где нету вообще никакого общественного транспорта, даже во многих случаях электричек нет. То есть, может, люди и рады туда пересесть, но их нет. Потому что, допустим, в том поле, где построили их микрорайон, нету ничего, кроме поля и их домов, и даже магазинов нет, не говоря уже о детских садах и школах. Поэтому этот огромный поток автомобилей из Подмосковья, каждое утро направляющийся в Москву, конечно, создает очень большие проблемы для департамента транспорта. И они вот думают, как от этого потока автомобилей избавиться. 

Если эксперимент с платным въездом состоится, он будет приносить Москве 200 миллиардов в год. Седьмая часть бюджета будет формироваться за счет автомобилистов и жителей Подмосковья 

К сожалению, программа перехватывающих парковок, которая помогла бы избавить город от части этих автомобилей жителей "замкадья", была свернута. Было создано, если я не ошибаюсь, порядка 5 тысяч мест на перехватывающих парковках. Больше за последний год мест создано не было. В результате около конечных станций метро все дворы заставлены машинами, все забито, яблоку негде упасть. Люди бы рады пересесть на метро, но не могут, потому что это иной раз физически невозможно. Все это переметнулось на тему платного въезда. Почему? Дело в том, что, если этот эксперимент состоится, то он будет приносить городу Москве порядка 200 миллиардов рублей каждый год, а бюджет Москвы - 1,5 триллиона. То есть, седьмая часть бюджета будет формироваться за счет средств автомобилистов и жителей Подмосковья.

В.М.: На общественный транспорт пытаются пересадить. А он готов к этому? Есть статистика, сколько миллионов человек ездят каждый день в Москву из области?

П.Ш.: Последние данные, которые приводит Петр Иванов, заместитель губернатора Воробьева, - это 1,5 миллиона человек каждый будний день. И обратно они, соответственно, едут. Это колоссальная маятниковая миграция, которая, наверно, достойна Книги рекордов Гиннесса. Это невероятно абсурдная история, потому что наша страна тратит огромные ресурсы на перемещение каждое утро миллионов людей из места проживания к месту приложения труда. Это колоссальные деньги. Чтобы вы понимали, вот эти 200 миллиардов, которые может "заработать" Москва на платном въезде, - это капля в море тех денег, которые тратятся на перевозку людей с места их проживания к месту, где они работают. Это абсолютная потеря для страны. Гораздо проще было бы перевести места приложения труда, поближе к тем местам, где люди живут, но, к сожалению, на это никто не идет. Никто не идет по той причине, что, опять же, общественный транспорт, который является самым основным инструментом перемещения такого большого количества людей, в ближайшем Подмосковье практически не развит. Метрополитен, который является основой транспортной системы города и вообще региона, не развивался практически в течение 20 лет - так, чисто символическими темпами. Именно он должен взять на себя основную нагрузку. Сейчас получается ситуация патовая: метрополитен перегружен, на Таганско-Краснопресненской линии перегрузка уже достигает от нормативных значений 140 %. Это уже просто опасно, потому что скоро начнут люди банально гибнуть из-за любого незначительного техногенного сбоя в условиях такой скученности. Тем не менее, к сожалению, метро развивается только в центральной части, а "замкадье" застраивается очередными многоэтажками. На текущий момент порядка 80 миллионов квадратных метров недвижимости уже запланированы к постройке в самые ближайшие годы. Опять же, чтобы все понимали, это дополнительные 3-4 миллиона человек, которые, естественно, приедут сюда. Они будут пользоваться или дорогами, которые не строятся, или недостаточно развиваются, или метрополитеном, или теми немногими автобусами, которые все-таки ходят, но крайне редко. Очевидно, что транспортные системы города не выдержат дополнительных нескольких миллионов человек, это физически невозможно. Тем не менее, к сожалению, градостроительные планы никто не пересматривает. Новая Москва уже начала активно застраиваться многоэтажками без всякой, опять же, инфраструктуры, без парковок, без мест приложения квалифицированного труда. Ситуация, конечно, загоняется в абсолютный тупик, из которого очень скоро не будет иного выхода, кроме как, не знаю, бульдозерами там сносить все это понастроенное. Но это же неправильно! Зачем страна, город тратит ресурсы на заведомо тупиковый путь – это мне непонятно.

В.М.: Московские власти пытаются людей заставить все-таки не ездить на машинах?

П.Ш.: Да. Дело в том, что борьба с пробками выражается в двух стратегиях: первая стратегия – построить достаточное количество дорог. Чтобы наши уважаемые телезрители понимали, в Москве на душу населения в 8 раз меньше дорог по протяженности, нежели в Лондоне. То есть, это следствие того, что в течение 20 лет - а уже скоро 25 - застраивались огромные территории жильем, а про дороги забывали. Потому что, конечно же, дорогу не продашь, а квартиру можно продать. Норма прибыли у застройщиков очень долгое время превышала норму прибыли у наркоторговцев, и это на полном серьезе говорю. Естественно, когда такая доходность, там было абсолютное строительное безумие. 

Парковочное пространство в Москве не развивается, потому что оказалось, что выгодно зарабатывать на беде 

В результате мы пришли к тому, что у нас между Третьим транспортным кольцом и МКАДом самая низкая плотность и протяженность дорожной сети среди всех ведущих мировых столиц. Мы даже африканским странам уступаем. Потому что почему-то власти Москвы решили построить огромное количество жилых районов, "забыв" о дорогах и общественной инфраструктуре. Парковок у нас… На три автомобиля приходится одно парковочное место – это катастрофическая ситуация, и такого тоже нет даже в африканских странах. К сожалению, парковочное пространство не развивается, потому что оказалось, что выгодно зарабатывать на беде. Это знаете, как есть пословица: кому война, а кому и мать родная. Здесь получилось то же самое. Людям негде ставить машины. Но тут же вместо того, чтобы создавать парковочные места, пусть даже платные, появились эвакуаторы, которые начали зарабатывать двойную, а иногда и тройную норму прибыли с каждой эвакуации. Появились в огромном количестве так называемые "Парконы", которые начали выписывать штрафы сотнями тысяч штук, миллионами уже. Это штрафы одни из самых высоких в мире – 3 тысячи рублей в пересчете на покупательную способность - это те же самые 7 тысяч рублей в Лондоне, потому что мы просто живем банально беднее, чем в Соединенном Королевстве. Это огромные деньги, это миллиарды рублей, которые начали перетекать из карманов граждан в бюджет, а, поскольку эвакуацией занимаются еще и частные компании, начали еще и пополнять, скажем так, состояние некоторых товарищей, которые вовремя подсуетились и начали городу оказывать соответствующие услуги. Я считаю, что это неправильно, это путь в никуда. То есть, по сути, в данной ситуации государство воюет со своими гражданами, загоняя людей в угол, у людей не остается никаких вариантов, кроме как продать автомобиль. А во многих случаях, как я уже сказал, он просто необходим, потому  что альтернативы  в виде общественного транспорта нет. Ее нет, либо она существует только на бумаге, либо она существует в формальной плоскости. Попробуйте, например, жить даже в самом ближайшем Подмосковье, куда последний автобус приходит в 22:30. Это совершенно распространенная практика. А если вы задержались? Вам нужно будет оплачивать такси. Такси туда будет стоить, как минимум, 1500 рублей. И это вызывает у людей много негативных эмоций. 

Если подмосковные строительные планы воплотятся в жизнь, четверть страны будет жить на маленьком пятачке, в условиях чудовищной скученности 

Людей, по сути, загоняют в угол, то есть люди говорят: хорошо, мы пересядем в автобус. Покажите, где он? Его нет. Мы пересядем в метро. Покажите, где оно? Его нет. Мы пересядем в электричку. Электрички либо нет, либо она приходит уже настолько забитая, что туда физически влезть невозможно. И очень скоро люди, как в Индии, будут цепляться за выступающие части вагона и путешествовать снаружи поезда. Но это же не соответствует великой стране, какой мы являемся, и у которой 1/8 часть суши. Не соответствует вообще здравому смыслу. Мы как страна ведем какую-то абсолютно недалекую политику в отношении развития территории. И даже территории, получается, развиваются как-то криво. Про дороги забываем, про парковки забываем, про метрополитен забываем. И пытаемся свезти сюда всю страну. Я напомню, что, если строительные планы воплотятся в жизнь, то здесь, в Москве и ближайшем Подмосковье, будет жить порядка 25-30 миллионов человек. При том, что у нас огромная территория не освоенная. То есть, это четверть страны будет жить на маленьком пятачке,  в условиях чудовищной скученности. Даже если получится как-то разрулить транспортную ситуацию, очень негативно сказывается вот эта скученность на психологическом состоянии людей. Многочисленные эксперименты научные показали, что самый оптимальный размер мегаполиса – это 5-7 миллионов человек. В этом случае людям жить в нем комфортно. Когда число превышает 7 миллионов человек, уже сразу наступают негативные тенденции и конфликты между жителями этих городов. И те страны, которые аккуратно и адекватно подходят к вопросу планирования территории, они не дают разрастаться агломерациям больше, чем 7 миллионов человек. Потому что это число уже долгое время известно и архитекторам, и планировщикам территорий. Понятно, что любой следующий человек после 7 миллионов – 7000001-й – будет приносить зло уже существующим жителям и самому себе. То есть, он уже не будет жить в городе саде, он уже будет жить в городе перенаселенном, пока чуть-чуть. Но уже сейчас здесь, когда деловая активность на пике, в Москве и области находится 20 миллионов человек с учетом приезжих. Вот сейчас, перед  Новым годом, будет 22 миллиона. И это невероятная цифра. Это невероятные цифры, которые уже должны вызывать очень серьезную озабоченность даже не только у московских властей, а у федеральных властей, потому что это надо ограничивать. Москва и любой город другой - не резиновые.  Надо развивать регионы, надо развивать другие территории, надо перекидывать туда ресурсы, деньги, чтобы жизнь была не только в пределах МКАД, но и чтобы люди в других городах тоже могли жить, достойно жить, достойно развивать нашу страну и свои города.

В.М.: Петр, спасибо вам большое. Надеюсь, что власти московские и федеральные услышат, что вы сейчас сказали и, может быть, выделят больше денег на развитие наших регионов, чтобы жизнь там стала  лучше. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Константин Косачев председатель комитета Совета Федерации по международным делам
  • Показать еще
    В России могут подорожать сигареты Минздрав считает существующий акциз на табак слишком низкой
    13 минут назад
    Минздрав предложил ввести экологический налог на сигареты Концепция была внесена на рассмотрение в правительство РФ
    вчера
    вчера

    Даже население "Дома-2" не будет голосовать за Ксению Собчак, если она станет баллотироваться в президенты

    Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России

    ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • 22 акушера и главврач помогали петербурженке родить четверню В роддоме №17 Санкт-Петербурга четверня родилась впервые за 50 лет
    вчера
    Герб Владимира История создания геральдического символа древнего города
    вчера
    Три укромных уголка Европы Австрийский Зальцбург, португальская Алгарви, французская Корсика
    вчера
    Цифровой формат: Россияне предпочитают помогать конкретным людям, а не фондам
    вчера

    Музыкальное образование в школе рассчитано на уровень художественной самодеятельности, а от детей надо большего требовать и добиваться

    Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова
    Забайкальский пенсионер попросил у Владимира Путина могилу и гроб Пенсионер написал президенту, после того как приставы сняли деньги с его карты
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments