Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Дмитрий Дагаев: Китайский феномен поражает любителей футбола, но не экономистов

Гости

Дмитрий Дагаевкандидат физико-математических наук, специалист по экономике спорта

Ольга Орлова: В 1950-е годы, когда профессиональный спорт только формировался, считалось, что в Англии футболист не может получать больше шахтера. И звезды тогда зарабатывали не больше 20 фунтов в неделю. С тех пор спортивный рынок изменился до неузнаваемости. Более того, появились ученые, которые всерьез изучают этот феномен. И вот с одним из них, специалистом по экономике спорта, кандидатом физико-математических наук, Дмитрием Дагаевым мы беседуем по гамбургскому счету. Здравствуйте, Дмитрий. Спасибо, что пришли в нашу студию.

Дмитрий Дагаев: Добрый день.

Дмитрий Дагаев. Родился в 1985 году в Москве. В 2006 году окончил механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова. В 2008 году – российскую экономическую школу. В 2011 году защитил кандидатскую диссертацию по дискретной математике и математической кибернетике. С 2010 года работает в Высшей школе экономики. Автор более 10 научных публикаций. Сфера научных интересов включает теорию турниров, теорию игр и экономику спорта.

О.О.: Я на вас смотрю и вспоминаю фильм "Москва слезам не верит". Помните ли вы его или нет, не знаю. Но там был такой эпизод. Главная героиня, когда она уже выросла, стала директором ткацкой фабрики, к ней пришли записывать телевизионную передачу. И она начинает ее такими словами: "А сейчас я попрошу остаться у ваших экранов женщин. Мужчины могут заняться своими делами". И если бы мы с вами записывали нашу программу лет 20 еще назад, мне бы пришлось сказать: "А сейчас я попрошу у экранов остаться мужчин, а женщины могут заняться своими делами, потому что мы будем говорить об экономике футбола".

Но времена же изменились. Теперь футболом интересуются не только женщины, но даже ученые. И это потрясающе. Пишутся диссертации, ведутся исследования. А что ученые делают в футболе? Что они там изучают?

Д.Д.: Да, интересно, интерес ученых к исследованиям в области футбола, в общем-то, начался около столетия назад. И футболом интересуются представители самых разных научных дисциплин. Это и медики, и психологи, и математики, и статистики, и экономисты. И если ретроспективно взглянуть на интерес к этой области, то, наверное, раньше всех футболом начали интересоваться именно медики.

О.О.: А экономисты подключились тогда, когда уже образовалась индустрия и когда заработал полноценный рынок?

Д.Д.: Да, действительно. Совершенно верно. Я представляю как раз экономику спорта.

О.О.: Потому что да, вы как раз профессиональный экономист. Я хотела бы понять, что же экономиста может там интересовать. Что вы там изучаете?

Д.Д.: Действительно, со временем оказалось, что людям интересно не просто выполнять какой-то набор физических упражнений, а им интересно соревноваться друг с другом. После этого оказалось, что другие люди, которые не участвуют в соревнованиях, готовы платить за то, чтобы смотреть, как другие соревнуются. Потом оказалось, что некоторые люди готовы ставить свои деньги на исход тех или иных спортивных соревнований. И вот так по очереди начали появляться рынки, связанные со спортивными соревнованиями, со спортивными мероприятиями. И как только возникают рынки, возникает вопрос о том, как работают эти рынки, как они регулируются, как их регулировать, каковы законы взаимодействия агентов на этом рынке. Спортивные экономисты как раз занимаются изучением этих вопросов.

О.О.: То есть вы изучаете спортивный рынок?

Д.Д.: Да, совершенно верно.

О.О.: Я знаю, что у вас даже в Высшей школе экономики есть семинар по прикладной экономике. И даже не так давно там ваша коллега Ксения Андреева делала доклад по своему исследованию. Она тоже пишет диссертацию. И там был такой тезис. Меня очень заинтересовало как человека, неспециалиста. Она утверждает, что те теоретические модели, которые работают в классической экономике, когда применяются к экономике футбола, они вдруг не работают или работают как-то не так. Что это за наблюдение такое? Почему так?

Д.Д.: Дело в том, что все-таки современные экономические модели – это абсолютно строгие с формальной точки зрения утверждения. И они основаны на наборе некоторых аксиом. И в рамках действия именно этих аксиом мы получаем те или иные закономерности, те или иные результаты. Когда мы наблюдаем на практике, что агенты ведут себя как-то по-другому или что события развиваются каким-то другим образом, это может означать, что мы в нашу модель, которая иллюстрирует этот рынок, не включили те или иные факторы. Поэтому я бы говорил не о том, что экономические модели не работают. Я бы говорил о том, что необходимы более сложные экономические модели, для того чтобы описать те или иные взаимодействия.

То есть нужно включать дополнительные факторы, которые, может быть, не учитываются в простейших моделях. И это очень серьезный вопрос.

О.О.: А что имеется в виду? Вы имеете в виду, что, например, слишком, допустим, агентов рынка много?

Д.Д.: Когда я говорю слово "агент", я имею в виду как, например, участников спортивного соревнования, иногда бывает…

О.О.: То есть это, условно говоря, игроки, владельцы, болельщики, инвесторы, покупатели спортивной продукции – это все агенты?

Д.Д.: Да. И взаимодействие между ними устроено сложно. Потому что футбольный матч как таковой – это отдельное взаимодействие этих 22 игроков, которые сейчас в данный момент играют на поле. Но в то же время, если посмотреть на футбольный матч более глобально, то это и взаимодействие тренеров, которые выбирают стратегию на этот матч, это и взаимодействие владельцев футбольных клубов, которые во время трансферного окна подбирают состав команды и покупают новых футболистов.

И каждый из этих агентов принимает решения. А еще это федерации, которые регулируют правила проведения футбольных матчей и которые определяют правила проведения турниров. И это тоже на самом деле стратегическое взаимодействие, которое изучают экономисты.

О.О.: Скажите, вы и ваши коллеги пишете диссертации, ведете исследования. Они вообще востребованы этими самыми агентами рынка? Скажем, инвесторы или владельцы спортивных клубов этим интересуются? Им важны ваши наблюдения, заключения, выводы?

С начала XX века каждые 20-25 лет трансферная стоимость самого дорогого футболиста растет практически в 10 раз. Эти темпы роста существенно опережают, скажем, темпы роста мировой экономики и многих других отраслей

Д.Д.: Да. Безусловно. Все началось как раз с того, что этот рынок начал очень сильно расти. И, например, достаточно привести факт, что с начала XX века каждые 20-25 лет трансферная стоимость самого дорогого футболиста растет практически в 10 раз. Эти темпы роста существенно опережают, скажем, темпы роста мировой экономики и многих других отраслей. И в такой ситуации возникает необходимость для более точного принятия решений. Когда деньги приходят в этот рынок, то, естественно, те, кто приносит деньги, хотят распоряжаться ими правильно. И тогда и возникает интерес к исследованиям. И этот интерес возникает на самых разных уровнях.

На уровне спортивных клубов. Например, если мы посмотрим современные волейбольные матчи, то очень часто можно увидеть тренера с наушником, который постоянно находится на связи со статистическим отделом, который сидит прямо рядом на спортивной площадке.

О.О.: Что вы говорите!

Д.Д.: Конечно.

О.О.: А мы по наивности думали, что это у него просто телефон-наушник и все.

Д.Д.: Нет. Он находится на связи со статистическим отделом, который онлайн анализирует то, как играют игроки соперников, и, скажем, находят того игрока, который несколько раз подряд сыграл неоптимально в той или иной ситуации. Скажем, несколько раз подряд плохо принял слева. И тренеру следует подсказ мгновенный. И он просит своих игроков, чтобы они…

О.О.: Дает им задачу.

Д.Д.: Да, совершенно верно. И из таких нюансов как раз и складывается удачный результат. Это как раз пример того, как эти исследования востребованы на уровне спортивных клубов или национальных сборных. Но точно так же интерес возникает не только у клубов. Интерес возникает, например, у…

О.О.: А вот инвесторы, например.

Д.Д.: Конечно, инвестор. Инвестору, перед тем как вложить деньги, нужно понять, насколько эта инвестиция будет удачной. Мы сейчас не рассматриваем случай, скажем, политических инвестиций. Такое тоже бывает. Или когда инвестору просто интересно, чтоб у него было. Но те инвесторы, которые приходят в спорт серьезно, они, как правило, пытаются проанализировать, насколько эта инвестиция будет выгодной.

О.О.: И что, они спрашивают ученых-экономистов совета?

Д.Д.: Конечно. Дело в том, что многие факторы просчитываются очень хорошо. И детерминанты успеха футбольного клуба известны. Как раз ученые-экономисты их и находят. Это одно из больших направлений в области экономики спорта – это определение слагаемых успеха футбольных клубов. Что входит в эти слагаемые, можно отдельно долго говорить на эту тему. Но, тем не менее, это помогает принимать правильные инвестиционные решения.

О.О.: Давайте мы про клубы еще поговорим чуть позже. А вот сейчас я хотела спросить у вас. Знаете, у нас вообще футбол иногда упоминается в этой студии. Это редкость, потому что у нас программа, посвященная науке. И периодически футбол упоминается вот в каком контексте. Ученые часто недоумевают, что вклад многих ученых и вообще науки в развитие человечества и современную экономику в том числе – он огромный.

Но если мы посмотрим зарплату самых знаменитых ученых в мире (я не говорю – в России, а просто в мире), то если ученый получает, например, 1 млн долларов в год, это считается топовый ученый. Это ученый такого мирового уровня, которого все знают. Для футболиста миллион в год – это зарплата скорее всего такого футболиста, которого мы даже и не знаем. Потому что речь идет совсем о других суммах. И возникает недоумение: почему им так много платят и почему их продают и покупают так за дорого? Расскажите про зарплаты футболистов. Откуда они вообще возникают? И расскажите про трансферные стоимости, про продажные стоимости. Откуда они берутся?

Д.Д.: Сначала хочу начать с того, почему, если сравнивать зарплату ученого и зарплату футболиста, то иногда мы увидим такие разные цифры. Одной из наиболее частых объяснений этому состоит в следующем. Хороший футболист, действительно суперзвезда…

О.О.: Можете называть фамилии.

Д.Д.: Я сейчас абстрактно хорошего футболиста имею в виду. Он, приходя в ту или иную команду, способен привлечь миллионы болельщиков к просмотру игр этой команды. Ученый волей или неволей ограничен аудиторией. Например, лекционной аудиторией. Или аудиторией, скажем, онлайн-слушателей того или иного курса. Но, как правило, это гораздо меньшая аудитория, чем аудитория болельщиков футбольного клуба.

О.О.: То есть вы просто хотите сказать, что футбол может смотреть каждый, а понять, что говорит ученый… И каждый, кто смотрит футбол, понимает, что происходит. А порог вхождения в научную лекцию довольно высокий. И поэтому не каждый может понять, что рассказывает ученый. Соответственно, аудитория совсем маленькая. То есть в этом разница?

Д.Д.: Да, совершенно верно.

О.О.: Что футбол доступен всем.

Д.Д.: Это вопрос в привлечении новых покупателей. Продать ту или иную рекламу, например, после того как пришла новая суперзвезда в футбольный клуб, становится существенно проще. И именно это объясняет его несоизмеримо большую зарплату, чем зарплата ученого.

О.О.: То есть если у нас один в университет переходит ученый-нобелевский лауреат, то, конечно, скорее всего, туда поток абитуриентов увеличится, но все-таки не сотни тысяч.

Д.Д.: Да, совершенно верно. Но на самом деле есть и другой феномен. Мы сравниваем высокие зарплаты. Но, конечно, когда мы говорим о сверхвысоких зарплатах, то мы имеем в виду очень огромное количество футболистов. Я вас уверяю, что если посмотреть на общее число людей, которые занимаются футболом, то, скажем, медианная зарплата у них будет вполне разумной. Не такой большой. И вот это так называемая экономика суперзвезд, когда возникает такой эффект, что футболист, который, скажем, в 3 раза лучше, чем другой футболист, он не ровно в 3 раза дороже, чем этот футболист. Потому что, скажем, в команде ограниченное число позиций. Их 11. И нет выбора между тем, чтобы купить одного хорошего футболиста или трех других. Не получится поставить на поле в три раза больше других футболистов. И именно это объясняет эту возрастающую отдачу от уровня игры. Чем лучше играет футболист, тем существенно выше его зарплата. И этот рост непропорционален.

О.О.: Причем, она может быть выше и по отношению к тем, кто в команде.

Д.Д.: Да, конечно.

О.О.: Это еще хоть как-то можно понять, вот, то, что вы сказали. Но есть и другая вещь. Смотрите, мы берем рейтинг сейчас самых высокооплачиваемых игроков мира. Карлос Тевес. Он играет в китайском "Шанхай Шэньхуа". Это не самый известный игрок. Эту команду вообще многие не знают. Я уверена, что в нашей студии (здесь много мужчин-операторов) слушают, они, может, и не знают такой команды. Однако 40 млн евро. То есть это топовая зарплата. А это откуда?

Д.Д.: Китайская история – это действительно некоторый феномен вот этого года, может быть, последних 2-3 лет. Но с точки зрения экономиста ничего удивительного абсолютно нет. Когда новая фирма (или в данном случае новый футбольный клуб) хочет выйти на рынок (а появление китайских футбольных клубов я воспринимаю именно как появление нового большого футбольного рынка по сути), для того, чтобы привлечь хороших игроков на этот рынок, нужно сначала, видимо, чуть дороже (или, может быть, даже не чуть дороже, а сильно дороже), чем это действительно того стоило бы, привлечь нескольких футболистов, на которых люди потом будут ориентироваться при принятии решений о переходе в китайскую лигу.

Ведь если ты уже будешь знать, что в китайской лиге играет Карлос Тевес или что один из клубов тренирует Андре Виллаш-Боаш, то желание перейти в такую лигу будет существенно больше.

И через какое-то время, если у китайцев все пойдет удачно… Здесь почему я делаю эту оговорку? Можно вспомнить пример махачкалинского Анжи, когда Керимов захотел построить большой футбольный клуб и в течение нескольких лет он активно привлекал действительно звездных футболистов – Роберто Карлоса, Самюэля Это’О. Спустя какое-то время, видимо, интерес к этому проекту пропал – и все мгновенно рухнуло. В случае китайской лиги есть та же самая опасность. Очень интересно посмотреть на то, что будет дальше. Если интерес будет продолжаться, если действительно это серьезные люди, которые пришли надолго, то тогда мы можем получить новый рынок с сотнями миллионов потенциальных зрителей.

О.О.: Дмитрий, а у нас же есть история китайского образовательного рынка, история китайских университетов, что с ними происходит за последние 20 лет. Там они двигаются довольно последовательно. Нельзя сказать, что сегодня вложили в университет деньги, привлекли иностранных ученых, завтра забыли программу и закрыли.

Д.Д.: Действительно, чтобы построить какую-то устойчивую систему, нужно начинать в том числе развивать детские спортивные школы, выращивать собственных футболистов. Но, видимо, для того, чтобы подать пример, нужно все-таки, чтобы дети ориентировались на каких-то звезд, которые играют рядом с тобой, у которых можно попросить автограф. И покупка, например, дорогостоящих футболистов – это как раз один из таких способов повысить интерес к занятию спортом.

Если посмотреть на пример Краснодара, это в каком-то смысле антипод Анжи. Владелец команды выстраивает клуб, начиная…

О.О.: Это Сергей Галицкий, бизнесмен.

Д.Д.: Да. Он выстраивает команду, начиная с самых базовых уровней. То есть это детки, которые буквально приходят в возрасте 6-7 лет. Играют сначала за детские, потом за юношеские. Потом кто-то потихоньку подключаемся к основным командам. Такая система гораздо более устойчива к стрессу от внешних факторов, будь то изменение курсов валют, когда вдруг звезды, которые столкнутся с девальвацией национальной валюты, могут просто решить отказаться от выполнения контракта. До просто потери интереса владельца ко всему этому проекту. Вот такая система более стабильна, более устойчива.

И именно поэтому в такие проекты почему-то верится больше. И то, как это будет развиваться у китайцев, очень интересно. Действительно вы сравнили с образовательным рынком. И, в общем-то, все очень похоже, потому что инвестиции на начальном уровне у китайцев на то, чтобы пригласить ведущих ученых, на то, чтобы отправить своих студентов получать степени в ведущих мировых университетах и потом вернуть их назад, вот инвестиции в эти программы очень большие. Но только так можно построить сильный современный университет. И только так можно привлечь новых мотивированных сильных абитуриентов выбирать именно китайские университеты, а не, скажем, хорошие зарубежные университеты.

И с футболом я думаю, что получится точно так же. Китайские футболисты, которые выходят на определенный уровень, будут видеть, что им интересно оставаться в национальной лиге, потому что рядом с ними играют великие игроки, их тренируют сильные тренеры. И поэтому, сравнивая несколько альтернатив, в частности, альтернативу переезда, скажем, в европейские или американские лиги, они более охотно будут соглашаться оставаться дома. Поэтому аналогия, мне кажется, работает.

О.О.: Знаете, когда вы рассказывали об особенностях китайского футбольного рынка, мы ведь не затронули еще один момент – момент трансферной стоимости. Потому что одно дело – сколько игроку платят, а другое дело – за сколько те же китайцы его покупают. Расскажите, как принимаются эти решения, откуда берется эта стоимость.

Д.Д.: Современная сделка по переходу одного игрока из клуба в другой клуб включает в себя три стороны: это сам игрок, это клуб, из которого переходит игрок, и клуб, в который переходит игрок. И они все должны договориться между собой и согласовать все условия как трансферной стоимости, то есть сколько новый клуб платит старому клубу за передачу прав на этого игрока, так и индивидуальные условия контракта с этим игроком.

Так было не всегда. Например, еще до 1990-х годов свободные переходы игроков из одного клуба в другой клуб были практически невозможны. И только "дело Босмана" в каком-то смысле отменило это правило. С этой точки зрения трансферный рынок тоже изменяется, эволюционирует. Сейчас, когда этот рынок стал достаточно конкурентным… Например, до того, как в 1990-х годах были разрешены эти свободные переходы, например, если мы еще на 30 лет назад откатимся, то до 1961 года, например, в английской лиге действовал потолок зарплаты в, по-моему, около 20 фунтов стерлингов в неделю. И только протест самих футболистов против этого в корне изменил эту систему. Потолок зарплат был отменен, и это было одной из серьезных причин, которая повлияла на изменение трансферного рынка, сделала его более свободным.

Но сейчас ограничения еще меньше. Они по-прежнему существуют. В разных странах существуют квоты, например, на число легионеров и так далее. Но, тем не менее, рынок достаточно свободный. А в таких условиях трансферная стоимость и зарплаты игрока, как правило, определяются теми способностями, которыми этот игрок обладает.

Трансферная стоимость и зарплата – это не всегда одно и то же. Потому что, например, если у игрока осталось полгода до истечения контракта с текущим клубом, то он за дорого продан быть не может по определению, потому что у него есть альтернатива через полгода уйти за бесплатно. Поэтому это один из факторов, который влияет на трансферную стоимость. Но, тем не менее, зарплата его в этот момент будет определяться не тем, сколько у него действует контракт с текущим клубом, а тем, сколько голов он забивает, тем, насколько он представлен в медиа. И это тоже один из факторов, которые влияют на зарплату игрока.

О.О.: То есть если, допустим, игрок начинает играть хуже, но при этом он медийно популярен и очень востребован в рекламных проектах, то все равно у него будет зарплата достаточно высокая.

Д.Д.: При прочих равных, тот, кто больше представлен, раскручен в медиа, конечно, будет иметь более высокую зарплату. И, опять, с точки зрения экономиста ничего удивительного, потому что это больший потенциальный рынок, большее число потребителей.

О.О.: Извините, такой личный вопрос. Вы ученый, вы это изучаете. А вам лично самому это не обидно? Вас это не задевает?

Д.Д.: Обидно – это немножко неправильное слово. Если ты чем-то недоволен, выходи…

О.О.: Вы живой человек.

Мы делаем одно дело: футболисты, ученые, болельщики. Действуя вместе, мы и создаем этот футбольный рынок и делаем его лучше, делаем его более правильно организованным 

Д.Д.: Выходи на футбольное поле и показывай то, насколько хорошо ты играешь. Ни перед кем эта дорожка не закрыта. Поэтому обидно – здесь неправильное слово. Мне интересно делать то, чем я занимаюсь, исследовать этот рынок. И здесь и набор качеств, набор компетенций каждого из нас различается. Поэтому нет ничего такого.

Я бы сказал, что мы делаем одно дело: футболисты, ученые, болельщики, действуя вместе, мы и создаем этот футбольный рынок и делаем его лучше, делаем его более правильно организованным.

О.О.: А вы сами за кого-нибудь болеете? Вы вообще футбольный болельщик?

Д.Д.: Я поддерживаю российские футбольные клубы в международных матчах, да.

О.О.: Вообще все? Или у вас есть какие-то предпочтения?

Д.Д.: В международных матчах – все.

О.О.: Любой российский клуб?

Д.Д.: Да.

О.О.: А внутри в российском чемпионате у вас есть пристрастия?

Д.Д.: Есть. Но, как и подобает ученому, я от этих пристрастий абстрагируюсь. Делая те или иные выводы, анализируя те или иные вопросы, я стараюсь не думать о том, за кого я болею.

О.О.: Спасибо вам огромное. У нас в программе был кандидат физико-математических наук, специалист по экономике футбола Дмитрий Дагаев.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Александр Сергеев директор Института прикладной физики в Нижнем Новгороде, академик РАН
  • ГОСТИ

  • Алексей Иванченко руководитель Лаборатории физики Политехнического музея
  • ГОСТИ

  • Алексей Хохлов проректор МГУ им. Ломоносова, председатель Совета по науке при МОН РФ, академик РАН
  • ГОСТИ

  • Алексей Старобинский главный научный сотрудник Института теоретической физики им. Ландау, академик РАН
  • ГОСТИ

  • Александра Архипова кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследования РАНХиГС
  • ГОСТИ

  • Леонид Бородкин член-корреспондент РАН, руководитель Центра экономической истории Исторического факультета МГУ
  • ГОСТИ

  • Олег Орлов директор Института медико-биологических проблем, академик РАН
  • ГОСТИ

  • Александр Семенов гидробиолог, руководитель проекта "Акватилис", лауреат премии "За верность науке" 2015 года
  • ГОСТИ

  • Петр Арсеев член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ФИАН им. Лебедева
  • ГОСТИ

  • Николай Гринцер директор Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХИГС, член-корреспондент РАН
  • ГОСТИ

  • Лев Зеленый директор Института космических исследований РАН, вице-президент Российской академии наук
  • ГОСТИ

  • Михаил Соловьев ведущий научный сотрудник Биологического факультета МГУ, орнитолог
  • ГОСТИ

  • Наталья Залуцкая кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения гериатрической психиатрии СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева
  • ГОСТИ

  • Петр Талантов основатель просветительского фонда "Эволюция"
  • ГОСТИ

  • Андрей Козлов доктор биологических наук, руководитель Научно-исследовательской лаборатории молекулярной вирусологии и онкологии Политехнического университета Санкт-Петербурга, директор Биомедицинского центра
  • ГОСТИ

  • Владимир Михаленко доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН
  • ГОСТИ

  • Владимир Филиппов ректор Российского университета Дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии
  • ГОСТИ

  • Евгений Крупицкий руководитель отдела аддиктологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева
  • ГОСТИ

  • Никита Шкловский-Корди кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Отделения гематологии и интенсивной терапии Гематологического научного центра РАН
  • ГОСТИ

  • Григорий Рубцов заместитель директора Института ядерных исследований РАН
  • ГОСТИ

  • Антон Родионов доцент Первого МГМУ им. Сеченова
  • Показать еще

    ГОСТИ

  • Барух Бен-Нерия эксперт по военно-политическим делам (Израиль)
  • Александр Михайленко профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности РАНХиГС
  • час назад
    Лимузин Бориса Ельцина выставили на продажу за 19,7 млн рублей Машина выставлена на продажу в Петербурге
    час назад
    Военнослужащий Росгвардии покончил с собой в Крыму Его тело и предсмертная записка были найдены в лесу в Крыму
    2 часа назад
    Судьба флота Документальный фильм о "Ледовом походе" Балтийского флота в 1918 году
    2 часа назад
    Disney планирует снять отдельный фильм про Оби-Вана Кеноби На пост режиссера позвали британца Стивена Долдри
    2 часа назад
    3 часа назад
    Российским туристам из Турции начали измерять температуру в аэропортах Таким образом пытаются не допустить распространения вируса Коксаки
    4 часа назад
    Москвичи несут цветы к посольству Испании Президент Путин уже выразил свои соболезнования родным погибших в терактах
    4 часа назад
    На "Первом канале" опровергли информацию о закрытии четырех своих программ В частности, речь шла о "Давай поженимся" и "Модном приговоре"
    4 часа назад
    5 часов назад
    Только 9 % россиян увидели необходимость в "пышной" свадьбе При этом 11 % вообще не считают нужным устраивать праздник после регистрации
    6 часов назад
    Экс-полковник ГРУ приговорен к 1,5 года колонии за разжигание розни Он записал видеообращение, в котором нашли признаки экстремизма
    6 часов назад
    Жители Ярославля обсудили с мэром города проблемы ЖКХ Люди жаловались на некачественную работу управляющих компаний
    6 часов назад
    6 часов назад
    СМИ: ФСБ намерена внедрить российские алгоритмы в стандарты блокчейна По данным "Ведомостей", в комитете при ISO работает сотрудник спецслужб России
    7 часов назад
    7 часов назад
    Синоптики предупредили об угрозе нового паводка в Приморье Под угрозой могут оказаться хозяйственные объекты, мосты и дороги
    8 часов назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments