Соцсети как оружие

Гости
Андрей Масалович
президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности

Константин Чуриков: Сейчас поговорим о том, что происходит в социальных сетях в момент специальной военной операции, в момент, просто если вещи своими именами называть, конфликта России и стран Запада. Не кажется ли вам, уважаемые зрители, что соцсети – это уже не то место, где в мирное время какие-то котики размещались, какие-то глупости писались? Сейчас тоже пишутся разные глупости, но пишутся со знанием дела, чтобы на нас с вами каким-то образом повлиять.

Вот как людям не дать себя обмануть? Кому и зачем нужны тысячи Telegram-каналов? Вот об этом мы сейчас спросим Андрея Масаловича, это президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности. Андрей Игоревич, здравствуйте.

Андрей Масалович: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Вот ваше экспертное мнение, что сейчас у нас происходит в соцсетях? Давайте не будем считать соцсетью WhatsApp, ну все-таки это мессенджер...

Андрей Масалович: Ну, тем не менее в WhatsApp тоже много чего происходит. Однако главные площадки, главное поле битвы – это, конечно, Telegram. И кстати, хорошо, что он у нас работает, потому что он дает возможность как-то отвечать. Раньше это был Facebook запрещенной у нас организации Meta, там немножко Instagram (Запрещено в России (ред.)), совсем чуть-чуть TikTok, потому что аудитория TikTok такая несильно политизированная, вот она как раз про котиков, она на улицы не выходит.

Однако уже давно, кстати, это случилось не вчера и не в 2014 году, это случилось лет 20 назад, т. е. как только появились соцсети, обнаружили, что они способны, во-первых, не просто изучать наши профили и улучшать, впаривать нам больше продуктов, но и влиять на настроение...

Константин Чуриков: Не за тем они делались, да?

Андрей Масалович: Не только. Они делались вообще чтобы заработать, но оказалось, что заработать на политическом олимпе можно не меньше, чем на рынке. Выяснилось, что, во-первых, через соцсети очень хорошо изучать предпочтения населения и под них подстраивать не то что реальную политику, а слова этих будущих политиков, предвыборные кампании. И оказалось, что соцсети очень эффективный инструмент, чтобы влиять на политические процессы и чтобы раскачивать лодку.

И вот очень мало кто помнит сейчас, но были времена и страны, когда в странах не было интернета и принес его туда Сорос. Почему? Потому что вместе с интернетом придет свобода.

Константин Чуриков: Нес свободу, да.

Андрей Масалович: Да, а вместе с интернетом пришло облучение мозгов.

Константин Чуриков: Кстати, по поводу TikTok не будем забывать, что в сравнительно недавнем прошлом как раз-таки через TikTok тоже пытались раскачать ситуацию, было такое.

Но вот сегодня и сейчас, как вам кажется, в нашей стране соцсети определяют политику или политика определяет деятельность соцсетей?

Андрей Масалович: Если воспринимать мир как некоторую единую конструкцию, сейчас эта конструкция для каждого практически состоит из трех частей. Мы четко выделяем военные действия, все за ними следят, все там эксперты в военных действиях. Мы выделяем политиков, которые пытаются свои политические задачи решать и тоже стали немножко политиками. И мы выделяем то, что мы так размыто называем информационной войной. Вот они все действуют сообща, ничего не является оружием для другого, они вместе. То есть информационная война – это разновидность атак.

Просто получается, что на поле боя Россию победить нельзя, у нас это в Конституции написано: либо мы побеждаем, либо достаем ядерное оружие, ну это все прочитали уже. На политическом поле тоже не очень получается, вот саммит на Бали сейчас шикарно это показал, что нет изоляции России, нет, не получается изолировать. А вот атака на мозги иногда удается или создает иллюзию, что можно продавить.

Константин Чуриков: Я так аккуратно вас спрошу – а то ли сейчас время, чтобы позволять атаковать мозги?

Андрей Масалович: А вот вы посмотрите, что произошло сегодня. Вчера некоторые «писатели» с Украины допустили некоторый ряд высказываний, которые наш народ заволновали, про Херсон, – сегодня наши выключили рубильник и треть трафика Украины, треть интернет-трафика Украины куда-то делась. Оказывается, треть трафика Украины – это сто ракет, они у нас есть.

Константин Чуриков: Они выключают Telegram-каналы?

Андрей Масалович: Они выключают ненужный трафик. Кстати, это китайский путь: китайцы когда планировали надолго свой взгляд на мир, интернет и цифровое будущее, у них вот такая четыреединая конструкция. Первое – это отключать враждебный трафик, просто отключать и все, не пускать. Второе – контролировать весь трафик, который проходит, причем физически, чтобы рука была на рубильнике. Третье – на каждый чих давать свой инструмент и свой ответ, ну то есть не просто запрещать чужие инструменты, а давать китайские заменители. И четвертое – очень четко прослеживать, чтобы не отклонялись от линии партии. И китайская модель себя показала эффективно; можно поговорить про «цифровой концлагерь», хотя, кстати, в Штатах его не меньше.

Константин Чуриков: Это мы отдельно поговорим.

Вы знаете, сейчас все так или иначе начинают делиться на тех, кто за, тех, кто против, т. е. идет такая поляризация. Есть какие-то объединяющие людей символы, какие-то слова и т. д. Вот есть символ «Z». Telegram-каналы, в т. ч. и каналы противника, кстати говоря, знают, что означает буковка «Z», и они ее используют. Вот здесь каким образом человек может понять, это правильный Telegram-канал или не правильный? Ему сейчас сознательно говорят неправду или ему говорят правду? Очень сложно теперь отличать.

Андрей Масалович: Я бы даже не звал людей отличать – я бы делал какие-то заведомо безопасные такие «песочницы», что вот хотите... Ну, они должны быть, правда, интересными, что вот хотите послушать – послушайте вот здесь, потому что иначе там вам просто облучают мозги. Отличить неподготовленный человек не может. Более того, даже в безобидных фразах, в составе даже одной фразы можно сделать слова, которые человека успокоят, а можно набрать слов, которые человека озадачат, а можно набрать слов, что он пойдет бить физиономию.

Константин Чуриков: Нейролингвистическое программирование.

Андрей Масалович: На самом бытовом уровне. Кстати, когда вот проводили первые такие попытки настоящих массовых выборов, то народ, который дежурил на избирательных участках, этим фразам учили, что вот эти фразы и слова не употребляйте, они уровень агрессии повышают, а вот эти употребляйте. Например, я сейчас...

Константин Чуриков: Только аккуратно, не повысьте сейчас уровень агрессии, он и так высок.

Андрей Масалович: Да-да-да. Применю удар ниже пояса, просто процитирую, чтобы другие если его услышат, его уже узнавали: одно дело сказать, что в одном населенном пункте при попытках его атак были случаи, которые требуют разбора, это дело военных, они разберутся, они знают, что там не все было гладко, и совсем другое дело объявить – ну конечно, когда ослы командуют... нет, там кто... когда бараны командуют львами, так и получается. Вот во втором случае те, кто дальше начнут эту фразу разбирать, пойдут между собой драться, собственно, на это и расчет.

Поэтому людей, которые сами не являются субъектами этой информационной войны, я очень старательно призываю: найдите набор источников таких безопасных, которые публикуют новости, но при этом несколько защищают от облучения мозгов, иначе мозги закипят.

Константин Чуриков: Архангельская область нам пишет: «И соцсети, и ТВ – это, конечно, оружие, но в соцсетях есть и правда и неправда, а на ТВ – одна неправда». Ну, тогда позвоните, напишите, какая неправда, уважаемый телезритель.

Андрей Масалович: В соцсетях гораздо больше неправды просто потому, что они ее больше вмещают. Правды, кстати, в природе нет. Правда – это то, что победитель напишет в учебнике истории.

Константин Чуриков: То есть это мы позже узнаем.

Андрей Масалович: Это мы позже узнаем.

Константин Чуриков: А нужно как-то сейчас все-таки отличать ложь и не ложь.

Давайте обратимся к небольшому видеоопросу. Спрашивали людей, доверяют ли они новостям из соцсетей и как их проверяют.

ОПРОС

Константин Чуриков: На эту тему можем поговорить с вами: 8-800-222-00-14 – официально вас приглашаем в прямой эфир.

Андрей Игоревич, хочу, чтобы вы прокомментировали, сейчас SMS такая пришла из Псковской области любопытная: «Пропаганда не делает из людей дураков, она изначально на них рассчитана». Согласны?

Андрей Масалович: Отчасти да. Те, кто занимаются пропагандой, сами дураками не являются, раз, во-вторых, сами в это не верят. Те журналисты, которых привозят и они там что-то под копирку пишут, всегда какую-то фигу в кармане держат, в нужный момент потом расскажут, что на самом деле было не так, сами себя опровергнут. То есть это такая, как раньше была «фабрика грез», вот сейчас такая «фабрика фейков», она работает. Но для того, чтобы она работала, у человека должно быть отключено критическое мышление, потому что если оно включено, его не пробьешь, это раз.

И второе: вот сейчас произнесли волшебную фразу девушки «мама знает». Вот сейчас пытаются разобщить, что «да не слушайте родителей, они насмотрелись телевизора».

Константин Чуриков: А, вот так, да?

Андрей Масалович: Да, «у вас своя голова на плечах». И обратите внимание, старшее поколение посмотрело телевизор и поверило; младшее поколение посмотрело телевизор, не поверило, заглянуло в интернет и поверило.

Константин Чуриков: Там-то точно правда. Нет, у нас дома строгая договоренность со старшим сыном: он мне когда присылает новости (а он, кстати, человек-молния, он прямо вот первый), это либо «РИА Новости», либо ТАСС, либо «Коммерсант». Ну то есть мы четко понимаем, мы вот привыкли так.

Андрей Масалович: Ну, мне по работе приходится не так. У меня включено порядка, наверно, 30 Telegram-каналов, и они по всему спектру, от самых отмороженных тех до самых отмороженных наших.

Константин Чуриков: Нет, у нас, у взрослых, да, я говорю про детей.

Андрей Масалович: Но есть середочка, которая что-то взвешенное пишет. Но согласитесь, вот у нас сейчас сначала разговор не про то пошел, сейчас разговор не про правду. Правда то, что 2 недели назад сказали, что Херсон оставим, и Херсон оставили. Проблема же не в этом – проблема, а что вокруг, а почему оставили...

Константин Чуриков: Да, а как на самом деле.

Андрей Масалович: А как на самом деле, а может быть договорняк, а может быть сейчас атаку готовят, а может, там засада... Сейчас же все копья ломают именно из-за трактовок.

Константин Чуриков: А мы можем, извините, не ракетами выключать Telegram-каналы? Какие еще есть способы? Вообще сколько их сейчас и зачем их столько нужно?

Андрей Масалович: Бюджет. На продвижение повестки ЦИПсО т. н., ну центров информационно-психологических операций с Украины, бюджет на Telegram-каналы ЦИПсО был 10 миллионов долларов в месяц. Сейчас, после событий в Дагестане, которые они сочли успешными, в конце сентября – начале октября, этот бюджет повысили до 30 миллионов. То есть 30 миллионов долларов в месяц тратятся на то, чтобы нам промывать мозги в Telegram. На раскачку ситуации в Дагестане было 100 с небольшим каналов, во главе которых стоял один канал, «Утро Дагестана», который, кстати, довольно сразу практически поломали, выяснили, что он находится на «Киевстаре», т. е. провайдер «Киевстар» почему-то у «Утро Дагестана».

Константин Чуриков: Мы могли бы себе сегодня представить, например, в том же Китае, что, например, противник, используя какую-то соцсеть, раскачивает обстановку внутри страны?

Андрей Масалович: Противник пытается раскачать обстановку внутри Китая, но делает это за пределами самого Китая. Китайцы, которые находятся внутри, большей части этой активности просто не видят. Хотя такие попытки есть. Сейчас в Китае, во-первых, у них есть, у наших общих противников есть большой интерес, чтобы у них там какая-то дестабилизация началась... Помните, были вбросы про то, что у Си Цзиньпина что-то не так, что там готовится заговор, что самолеты не летают... Сейчас у них новая тема, что по городам из-за нулевой терпимости к коронавирусу, по крупным городам Китая уже началась волна крупных беспорядков, которая его сметет... Но это все, если спросить там китайца, он даже не в курсе о том, что такую новостную повестку где-то обсуждают.

Константин Чуриков: А это, может быть, такие пробные шары? Может быть, действительно есть уже какие-то исследования, вы, наверно, об этом знаете, как влияет та или иная информация на поведение людей? Ведь можно одним сообщением добиться какой-то умеренной реакции, другим большей реакции... А, как говорится, когда ты управляешь умами, ты управляешь миром.

Андрей Масалович: Вот совершенно правильная фраза. Раньше говорили, кто владеет информацией, тот владеет миром, – сейчас это не так: кто владеет мозгами, тот владеет миром. Нет, просто одновременно решается несколько задач. Есть задачи высокого уровня, как вот сегодня Владимир Владимирович сказал, что разрушение нации начинается с мифотворчества, с разрушения ее истории, это такая игра вдолгую...

Константин Чуриков: Да-да-да, он сегодня говорил как раз-таки на форуме «Победа».

Андрей Масалович: Есть ежедневные задачи, которые просто с утра ставят и сегодня решают. Есть т. н. черный пиар, вообще сиюминутный, когда лепите что хотите, но главное, чтобы весь народ вот сейчас ужаснулся, потому что через час выступает Зеленский, надо народ подготовить. То есть для каждого из таких шагов есть методички, есть известные, понятные приемы, есть известные, понятные клише, даже прототипы ситуаций. Но проблема в том, что в каждом случае это очень сильно зависит от целевой аудитории. Если не на том языке говоришь, то аудитория тебя не услышит, поэтому каждому нужно готовить блюдо целевым образом.

Константин Чуриков: А нам нужно использовать те принципы, те фактически методички, которые использует враг, против него?

Андрей Масалович: Отчасти да, и сейчас очень, вы не представляете, в профессиональной среде сколько много сейчас разговоров о том, что мы упускаем время, надо делать, надо... Почему у нас нет своих ЦИПсО, почему вот мы... ? Мы не то что не проигрываем информационную войну...

Константин Чуриков: Может быть, есть, мы просто об этом не знаем...

Андрей Масалович: ...мы на нее не явились, разговор идет такой. Но давайте опять вспомним: история началась в 1853 году, когда было Синопское сражение, которое неожиданно выиграли, там готовился турецкий десант на Сухум, и тут пришла эскадра Нахимова как раз в ноябре 1853 года и раздолбила турков. А в планы англичан и французов это не входило, а объяснить своей аудитории, особенно английской, почему они должны заступиться за турков, было сложно: чего это мы вдруг вписываемся за турков?

И что сделали? Они отправили журналистов, хотя тогда и интернет был медленнее, и авиасообщение было медленнее, журналисты до Синопа добирались неделю... Но через неделю они начали оттуда слать жуткие репортажи, что там плавают трупы, что русские солдаты сожгли город, добивали плавающих раненых, попутно насиловали женщин, и появился термин «Синопская резня», massacre. То есть мы говорим «Синопское сражение», они говорят «Синопская резня». И вот с тех пор мы разделились: информационную войну, информационное пространство – это британцы, они там доминируют, а вот в реальном мире побеждаем мы.

Константин Чуриков: Это такое вот разделение труда.

Андрей Масалович: И с тех пор такое разделение труда.

Константин Чуриков: А как вы думаете, правдой можно победить неправду, или... ?

Андрей Масалович: На длинных дистанциях – да, и это нас сейчас выручает, потому что те, кто несет ахинею, добиваются того, что аудитория, если вдруг она в нее начинает верить, в какой-то момент о правду ударится, ну и это будет просто больнее.

Константин Чуриков: А нам сейчас, смотрите, если говорить уже напрямую о ситуации вокруг Украины, там же украинские медиа. Нам каким-то образом нужно доносить свою информацию, нам это сложно. Вот как сейчас решать эти информационные задачи?

Андрей Масалович: Одно решение у нас уже есть, у нас есть засланный казачок Алексей Арестович.

Константин Чуриков: А, вы говорили.

Андрей Масалович: Да. Он своими выступлениями делит аудиторию на две части: есть «невменяшки», которые ему верят, и с ними ничего не сделаешь, все остальные, послушав его, включают Russia Today и Sputnik. Но второе, я бы вот воспользовался...

Константин Чуриков: То есть он нагоняет публику на нужные нам СМИ, сам того, видимо, не ведая?

Андрей Масалович: Он нагоняет, надо просто его не спугнуть. Он летом пару раз сказал правду, я даже заволновался, думал: блин, он у нас аудиторию отберет сейчас... Но потом опять исправился.

Если серьезно, знаете, что надо сделать, вот чего у нас сейчас нет? Надо сделать, вот с этой трибуны говорю, «интернет-ополчение», просто чтобы появился один маленький центральный ресурс, куда каждый может зайти и прочитать, что противник сегодня будет разгонять вот эти темы. Во-первых, каждый это уже будет узнавать...

Константин Чуриков: А, предупреждение такое?

Андрей Масалович: Да-да-да, и каждый может их растащить, а отвечать надо: «А на самом деле вот так», – ну чтобы каждый, видя вот это...

Константин Чуриков: Слушайте, Андрей Игоревич, мы же это делаем на уровне, например, тех же брифингов Минобороны, когда они говорят, что вот противник готовит «грязную» бомбу, вот они готовят вот это, вот это. Мы предупреждаем, анонсируем.

Андрей Масалович: Это очень правильная деятельность, но это деятельность уровня государства, а у нас человек, который сейчас волнуется, он волнуется прямо сегодня, он ночью не спит. Более того, если вы обратили внимание, последние недели бьют по патриотизму: «вы сейчас русский город потеряете», «вы там своих бросили»...

Константин Чуриков: Вчера Зеленский приехал, специально это показывали, чтобы давить нам на психику.

Андрей Масалович: Да. Так вот на это реагировать надо мгновенно, а это делается дисперсно, это надо вот размазать по всей стране, чтобы каждый знал: с утра заглянул вот сюда, увидел заголовочки, которыми нам сейчас будут долбить мозги, и вот наши ответы.

Константин Чуриков: Очень хорошая рекомендация. А как это сделать? Давайте сейчас как-то сформулируем, может быть, какую-то идею хорошую предложим, сообщим.

Андрей Масалович: Ну, в составе, если вы посмотрите схемы работы ЦИПсО...

Константин Чуриков: Еще раз, просят расшифровать, что это такое.

Андрей Масалович: ЦИПсО – центры информационно-психологических специальных операций Украины, они входят в силы специальных операций Украины, содержат четыре воинских части, главная из них 72-й центр, находится в Броварах под Киевом, еще есть в Одессе, в Житомире и во Львове. Мы их все знаем...

Константин Чуриков: Еще не долетели туда...

Андрей Масалович: Долетели, они просто переселяются.

Константин Чуриков: А, ага.

Андрей Масалович: Первой, кстати, когда началась специальная военная операция, первая ракета, самая первая, пошла в Бровары и там снесла четыре этажа, и 2 недели нам не звонили из «службы безопасности Сбербанка».

Так вот, внутри этого ЦИПсО, упрощенно говоря, четыре отдела. Отдел мониторинга, с этим все в порядке, у меня это работает, я знаю, как это делается, мониторить. Потом отдел планирования операций, где сидит аналитик и вот как раз раскладывает повестку, что сегодня говорим вот про это. И есть отдел исполнения. Вот вместо отдела исполнения может быть, 140 миллионов человек в России прочитали, что враг говорит вот этот заголовок, а мы на него ответим вот это, и каждый где увидел, пишет наш ответ.

Константин Чуриков: Кстати, вот очень интересно, как раз вот эти технологии вбросов. Есть же какие-то даже такие методички, прямо вот учебники...

Андрей Масалович: Есть, да-да, с 2014 года.

Константин Чуриков: Шарп выпускал, да, что-то подобное? Расскажите.

Андрей Масалович: Много таких учебников, просто основные британские. Я уже говорил, я почему понял, что и Зеленский, и Арестович сидят на наркоте? Они когда с умным видом цитируют эти учебники, они цитируют первые четыре страницы, почему-то у них, видимо, сил...

Константин Чуриков: Дальше не дочитали.

Андрей Масалович: У них, видимо, внимание рассеивается. Так вот на первой странице методички написано: главная задача – перехватить повестку, все, дальше делай что хочешь, но просто чтобы сегодня обсуждали мой вопрос, а не их.

Константин Чуриков: Смотрите, что пишут зрители. Москва: «В соцсетях тоже не мешало бы ввести цензуру». Ярославль: «Люди лезут в соцсети, потому что ТВ показывает все приукрашенно», – любопытное мнение тоже, кстати говоря.

Ирина из Москвы до нас дозвонилась. Ирина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Пожалуйста.

Зритель: Вы меня слышите, да?

Константин Чуриков: Да-да.

Зритель: Ага. Здравствуйте. Я очень рада, я вас вижу сейчас и вижу вашу улыбку, первый раз дозвонилась. Я смотрю всегда программу «ОТРажение», и, вы знаете, у меня, я думаю, не я одна имею такое мнение, то, что соцсети – это сейчас такой воспитывающий орган. И это не очень хорошо, потому что школа, родители и, собственно говоря, вся система, которая была, мы сейчас говорим обо всем, берем СССР систему и все такое, мы сейчас пытаемся как-то это изменить с помощью нас всех, кто в этом заинтересован. Я сама педагог, я была, как говорят, училкой, и я очень рада, что я сейчас не работаю в школе, потому что иначе я бы, собственно говоря, сейчас, наверно, ну, не выдержала этого давления...

Константин Чуриков: Вы сейчас были бы в соцсетях, Ирина, потому что ваши коллеги-«училки» первое, что делают, когда новый класс набирают, они вот этот QR-код на доску, и все скачивают, дети, родители, чтобы попасть в общий чат. Ирина, а вы «училка» по какому предмету были?

Зритель: Вы знаете, я преподавала английский язык.

Константин Чуриков: Англичанка, значит.

Зритель: Да-да. У меня была такая ситуация, то, что я одно время работала, одно не работала, но, я думаю, это свойственно для всех мам, у которых есть дети проблемные не проблемные. Но, вы знаете, можно я сейчас скажу такую вещь злободневную? Я работала в одной школе, 329-й, которая на Рязанском проспекте города Москва, и в 2012 году я еще предлагала о том, чтобы мы убрали телефоны во время уроков. И собственно говоря, я была нежелательна для своего директора и своих коллег. Мои дети любили меня со 2-го по 11-й классы, обожали, но я была очень, наверно, некорректна для своих коллег, и меня даже пытались оттуда выжить, я, конечно, ушла. Но это ладно, дело не в этом.

Константин Чуриков: Ну понятно, да, идет вот эта, скажем так, насильная добровольно-принудительная «телефонизация» такая вот.

Зритель: Я не хочу, не хочу как бы, да, на эту тему, не хочу это акцентировать. Я к тому, что прошло сколько-то лет и сейчас я очень рада тому, что сейчас есть такая ситуация, то, что детей сейчас, как это, обязывают убрать телефоны...

Константин Чуриков: Да. Спасибо, спасибо, Ирина, большое за ваш звонок.

Вот, кстати, очень любопытно. Ирина говорит, что сейчас фактически, да, телефон, соцсети, они заменяют очень важные институты, школу, родителей, т. е. там происходит все. При этом вот сегодня президент говорит, что пытаются нас разобщить, лишить ориентиров, ослабить. Как вы считаете, сейчас вообще время ли для вот этого открытого информационного пространства? Если наши дети в соцсетях, и там, мы понимаем, разные, в т. ч. деструктивные, процессы происходят, да даже если, ну господи, никто ничего не вбрасывает, просто детишки если по-хорошему друг с другом пообщаются, то уже ничего и вбрасывать не надо будет. Как сейчас отрегулировать информационную составляющую?

Андрей Масалович: Во-первых, хотел горячо поддержать уважаемую учительницу: хорошо, что у детей отбирают телефоны на входе в класс. На уроке не нужен телефон.

Нужна ли свободная среда и как ее обеспечить? Элементарно. Я сам когда-то до этого дошел. Я был сторонником свободы в интернете, пока не стал замечать... причем таким горячим, я с хакерами работал, сам там что-то даже пытался ломать... что под словом «свобода» бо́льшая часть, ну примерно 100%, понимают слово «безнаказанность». То есть если ты в реальном мире вот за эту фразу получишь по физиономии, значит, ее и в интернете нельзя произносить, или надо сделать так, чтобы человек там каким-то образом по физиономии получил. Все. И тогда, пожалуйста, работай свободно, но именно свободно, а не безнаказанно, и все вернется на свои места.

Другое дело, что, если противника больше, он продвигает свою точку зрения и наш голос просто не слышно, надо ему громкость приглушить, а свою каким-то образом прибавить, чтобы наших источников было больше, платформы появились свои. Тем более что сейчас мы как-то на ошибках учимся.

Константин Чуриков: Мы сейчас чуть позже будем говорить о такой эпидемии отупения, можно сказать, ну или, как нам кажется, о засилье неграмотности. Как вы считаете, вклад соцсетей в это насколько сегодня силен?

Андрей Масалович: Потрясающий. То есть отупение населения – это не следствие такой нахальной рекламы, это следствие общего потока... Человек с зачатками математической логики сейчас невыгоден ни корпорациям, ни большинству государств. Тот, кто думает, задает вопросы, не покупает всякую фигню – ну зачем он нужен?

Константин Чуриков: А вот соцсеть вообще может быть умной? Ну я не знаю, гипотетически, если общаются между собой, не знаю, академики, искусствоведы?

Андрей Масалович: Необязательно академики. Канал «Физика Побединского» – шикарный канал, вот по физике, 1,5 миллиона подписчиков, очень рекомендую.

Константин Чуриков: Telegram?

Андрей Масалович: Не Telegram – YouTube-канал.

Константин Чуриков: Ага.

Андрей Масалович: Канал Алексея Савватеева по математике сам смотрю, хотя он там для более младшего возраста.

Константин Чуриков: Ну и ваш канал, который называется...

Андрей Масалович: …«КиберДед».

Константин Чуриков: «КиберДед».

Андрей Масалович: Там уже 80 тысяч подписчиков.

Константин Чуриков: Вот так вот в Сети зовут Андрея Игоревича Масаловича.

Андрей Масалович: Книжка выйдет, кстати, «КиберДед знает», через 2 недели.

Константин Чуриков: Да? Приносите.

Андрей Масалович: Принесу.

Константин Чуриков: Спасибо! У нас в студии был Андрей Масалович, президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности.

Следующую тему уже проанонсировал – не переключайтесь, будет интересно.