Александр Кобенко: Я поставил амбициозную цель – вернуть Самарскую область в тройку-пятерку самых развитых регионов России

Ольга Орлова: Считается, что научная инновационная политика, как и бизнес-климат, формируются в столице, потому что у регионов на это нет идей, политической воли и денег. Можно ли что-то изменить в отдельно взятом регионе, мы решили спросить по гамбургскому счету у вице-губернатора Самарской области, министра экономического развития Александра Кобенко.

Здравствуйте, Александр Владимирович. Спасибо, что пришли к нам в студию.

Александр Кобенко: Здравствуйте.

Александр Кобенко. Родился в 1978 году в Омской области, окончил в Омске Сибирскую государственную автомобильно-дорожную академию. С 2000 года работал на крупных омских предприятиях - "Омский каучук" и "Омсктехуглерод". В 2002 году руководил проектами в консалтинговой компании "Карана" в Москве. В 2004 году стал одним из управляющих партнеров компании "COGITO Management Consulting". С 2005-го по 2012-й Александр Кобенко работал на "АвтоВАЗе". В 2012 году был назначен на должность заместителя председателя правительства Самарской области, министра экономического развития и инвестиций и торговли Самарской области. В 2014 году стал вице-губернатором, возглавляет Союз банков Самарской области. Приоритетные направления деятельности: создания условий для реализации молодежных инициатив и проектов в области инноваций и предпринимательства, развитие кластерной политики.

О.О.: В нашей программе сегодня необычный гость. Вообще считается, что с руководителями регионального уровня обсуждать инновационную политику, научную довольно трудно, потому что все это формируется в центре, в Кремле, потом в виде больших правительственных программ спускается в регионы, регионы успешно или не очень успешно это выполняют, реализуют. И мне как раз хотелось бы понять, насколько у регионального руководителя вашего уровня в этом смысле развязаны или связаны руки, что вы можете, а что вы не можете.

А.К.: На самом деле, конечно, полномочия регионов достаточно большие. Мы занимаемся и отвечаем за и начальное образование, и среднее образование, за колледжи и училища, за социальное развитие региона и много-много других вопросов, которые находятся в поле нашей деятельности. Конечно, мы не отвечаем за федеральные инициативы, например, за реформу Российской академии наук или развитие Федерального агентства научных организаций, мы не отвечаем за развитие программы "5 - 100", но, с одной стороны, мы можем наблюдать те процессы, которые модерируются федеральным правительством, а можем в них активно участвовать. В том числе, если говорить про работу Российской академии наук, то, например, я являюсь участником рабочей группы под руководством председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина по законодательству в области инноваций. И, например, на прошлой неделе мы обсуждали проект закона, который готовит сейчас Министерство образования и науки Российской Федерации по научной, научно-технической инновационной деятельности. Как раз мы там говорили, что необходимо сделать стране, каким образом необходимо отрегулировать нормы такого закона, который, к сожалению, был принят уже давно и достаточно сильно устарел.

У нас есть подписанное соглашение и с Российской академией наук, и с ФАНО, и в целом они касаются того, каким образом регион готов участвовать в развитии научных организаций, которые базируются в регионе, и те научные организации, которые находятся в других регионах либо в федеральных центрах в Москве, Санкт-Петербурге, но сотрудничать с которыми мы заинтересованы.

О.О.: Почему вам это нужно, и нужно ли вообще? То есть носит ли это сотрудничество формальный или неформальный характер?

А.К.: Скорее, неформальный.

О.О.: В чем ваш интерес?

А.К.: Мы в первую очередь были инициаторами заключения таких соглашений. Мы как регион. Хотя понятно, что вы абсолютно правы: за развитие науки отвечает федеральное правительство, отвечают соответствующие структуры, которые для этого созданы. Но мы как регион заинтересованы в его развитии, мы имеем достаточно амбициозные цели по развитию региона. Если в целом говорить про научно-инновационную деятельность, то я могу сказать пару цифр. Объем затрат, которые тратит и регион, и в первую очередь наша промышленность, научные организации на исследования и разработки, достаточно большой: это примерно 14.5 млрд рублей в год. Для региона это много.

Если говорить показатели по региональной научно-инновационной деятельности, то мы находимся в первой пятерке крупнейших регионов, которые заинтересованы в развитии подобных направлений. У нас очень сильная промышленность, и мы понимаем, что без сильной конкурентоспособной промышленности мы не сможем реализовать свои амбициозные цели как регион, а сильная промышленность не появится без инноваций. Инновации не появятся без инвестиций в науку и образование. И поэтому всю эту цепочку мы имеем в поле зрения, и всей этой цепочкой занимаемся.

О.О.: Такой крен в последнее время на импортозамещение, который был провозглашен. Скажем, специалисты в области наукоемких технологий, конечно, довольно скептически это оценивали, просто учитывая возможности России в последнее время. У вас какое к этому отношение?

А.К.: Во-первых, мы сегодня уже готовы к импортозамещению в целом ряде отраслей, которые являются базой нашей экономики. В первую очередь это космос, космические технологии.

О.О.: Вы имеете в виду все-таки, что Самара, Самарская область – это производители ракет-носителей, и это…

А.К.: Ракет-носителей, спутников, двигателей.

О.О.: Бренд.

А.К.: Да, и мы стараемся этот бренд поддерживать, в том числе через поддержку науки и перспективных разработок. В регионе есть лучший, мы считаем, в России Аэрокосмический университет, который как раз вошел в программу "5 - 100", и, опять же, мы могли стоять в стороне и смотреть, как университет в рамках этой программы работает…

О.О.: Могли бы.

А.К.: И выполняет свои показатели. Но при этом мы софинансируем эту программу от региона. 20% мы имеем софинансирование от региона. Мы участвуем в работе попечительского совета, международного экспертного совета. Мы понимаем те процессы, которые происходят, и помогаем университету активно продвигаться в рамках этой программы. И мы видим очень хорошие результаты: сегодня ребята, которые заканчивают университет, они реально хорошие специалисты, потому что, будучи еще студентами, они работают в очень серьезных проектах. Одно только то, что у университета сегодня два спутника, которые находятся на орбите, ребята могут работать с космической информацией, и еще два спутника уже подготовлены, и в ближайшее время это будут первые старты с космодрома "Восточный", эти спутники будут отправлены, и это будет самая большая космическая группировка среди вообще университетов, такого нет ни у кого. Поэтому мы считаем, что именно аэрокосмическая индустрия, регионы сегодня готовы к проектам по импортозамещению, мы видим, что загрузка ключевых предприятий сегодня на самом деле значительна. То есть она на сегодняшний день максимальная относительно того, что они могли бы делать и то, что делали ранее в истории.

В других отраслях это нефтепереработка. И сегодня мы видим, что весь нефтеперерабатывающий комплекс обновился. То есть реализована очень серьезная программа по обновлению. Мы перешли на стандарты Евро-4, Евро-5. Серьезные инвестиции в направлении нефтехимии и химии. Это большие проекты с иностранными компаниями, такими как "Praxair", "Linde Group" (Германия), "Royal DSM" (Голландия) и многими другими. И сегодня вся эта активность помогает нам и этому сектору активно расти в текущий момент времени.

Несколько иная ситуация в автопроме. Финишеры в лице "АвтоВАЗа Renault Nissan", конечно, готовы к импортозамещению. Сегодня мы видим полное обновление продуктовой линейки. Мы видим готовность компании экспортировать значительный объем автомобилей за пределы России. Есть большое количество компаний – производителей автомобильных компонентов, которые традиционно работали в регионе и пришли в период локализации производств. Многие из них также готовы уже сегодня к тому, чтобы производить конкурентоспособный продукт и даже экспортировать его за пределы России. Но с целым рядом предприятий мы ведем работу по доведению их до уровня европейских производителей. Если говорить в целом про импортозамещение, уже не применительно к региону, а к стране, то я бы сказал, что мы должны еще поработать над определенными правилами и преференциями для тех компаний, которые в этом сегменте готовы реализовывать инвестпроекты, и это может дать очень серьезный прирост к российской экономике. Я считаю, что только за счет импортозамещения мы можем ежегодно на протяжении ближайших 3-5 лет расти темпами 5% в год.

Что для этого необходимо? Для этого необходимы длинные дешевые деньги, то есть нам необходимо финансирование этих проектов.

О.О.: А где сейчас взять длинные дешевые деньги?

А.К.: В первую очередь это, конечно, могут быть программы поддержки, которые реализуются через Министерство промышленности и технологий, сегодня такие программы поддержки есть. Вопрос в их масштабах. Мы считаем, что их нужно увеличивать. Второе – это целевое финансирование, в том числе проектное финансирование. Примеры такого инструмента тоже есть, это постановление 1044, которое реализуется Министерством экономического развития. Есть экспертная группа, которую возглавляет министр экономики Российской Федерации. И целый ряд проектов уже профинансирован именно по данному принципу.

Есть Фонд развития промышленности. Но, к сожалению, пока объемы финансирования по данным институтам развития не такие, как мы бы хотели видеть, для того чтобы программа импортозамещения заработала на максимальный темп, максимальный КПД. Есть еще несколько необходимых критериев, чтобы программа заработала. Это долгосрочность самой программы импортозамещения для страны, потому что сегодня компании, когда принимают это решение, они до конца не понимают, что продлится режим санкций-анти-санкций и что произойдет после того, как санкции будут отменены, мы вернемся опять в режим ВТО.

О.О.: Скажите, а вы не сомневаетесь в том, что они будут отменены и мы вернемся в режим…

А.К.: Я не сомневаюсь. Вопрос только времени. Все понимают, что без России сегодня невозможно обсуждать никакие процессы на мировой арене. И это в том числе определенный критерий, для того чтобы санкции были отменены. Но есть и много экономических инструментов, которые…

О.О.: А наоборот? А Россия может решать свои внутренние дела, если говорить даже в рамках длинных дешевых денег без иностранных инвестиций?

А.К.: Если мы говорим про источники финансирования, пока это такая ключевая для нас болевая точка, пока не можем. Есть еще несколько критериев, которые нужно соблюсти. Во-первых, доверить российскому продукту. И для этого нам тоже определенную систему нужно сформировать, в том числе сертификацию, чтобы все понимали: если продукт производится, какой-нибудь насос на нефтедобычу производится в России, то он такой же по качеству, как американский, у него такой же срок службы, безопасности и все остальные критерии.

Есть необходимость поддерживать импортозамещение не только в отдельных направлениях, но импортозамещение в целых технологических цепочках. Я считаю, что это ключевая задача, потому что когда мы называем импортозамещением только производство конечного продукта, это недостаточно. Нужно, чтобы мы производили и материальные компонентные составляющие внутри страны, и оборудование для производства конечного продукта тоже внутри страны. Тогда это будет полноценное импортозамещение.

И, наверное, сегодня мы не обладаем всеми теми технологиями, которые нам нужно для развития в отдельных отраслях. Поэтому должна быть отдельная целевая программа по приобретению тех технологий, которые сегодня стране нужны. Если возвращаться теперь уже к Самарской области, то мы имеем значительный портфель проектов в области импортозамещения, у нас их более 40. Общий объем финансирования – более 300 млрд рублей. И целый ряд проектов сегодня мы как раз подали в федеральные институты развития, для того чтобы получить поддержку в части финансирования. Мы считаем ключевым фактором как раз конкурентоспособности таких продуктов поддержание ставки на уровне 5-6% при выходе проекта на окупаемость, то это сроки от 5 до 10 лет. То есть должен быть такой диапазон получения кредитных ресурсов. Мы идем в нескольких направлениях. С одной стороны, конечно, мы очень много инвестируем в молодежь. Я сейчас говорю и про высшее образование. У нас более 140 тысяч студентов, которые обучаются в университетах. И примерно треть – это студенты технических университетов, то есть мы техническое образование ставим на 1 место, безусловно. И этого сегодня требует наша промышленность.

Второе – мы активно работаем по вовлечению молодежи в технологичное предпринимательство. Потому что мы понимаем, что это и есть инновации, это и есть коммерциализация.

Третье – мы работаем с университетами в части изменения самих университетов, чтобы университеты становились по сути инновационной средой, инновационными площадками, генераторами инноваций и новых технологий.

Если вы посмотрите на топ-100 рейтинга мировых университетов, то все университеты работают сегодня по трем ключевым направлениям, то есть у них три фокуса внимания. Первый – это образование, безусловно. Это основная задача. Второе – это наука и инновации. Третье – это коммерциализация. То есть мало людей обучить. Нужны перспективные разработки, они нужны постоянно. Нужны наукоемкие разработки, которыми тоже нужно заниматься постоянно. Поэтому лучшие студенты должны оставаться в том числе в университетах, в научных организациях, заниматься разработками.

Но и этого мало. То есть мало превратить разработку в какой-то патент. Важно, чтобы она зажила жизнью, чтобы она была воплощена уже в производство. Поэтому отдельный блок – коммерциализация. Сегодня у нас, к сожалению, не очень сильный в университетах блок в части науки и инноваций. Это видно по количеству патентов, которые мы ежегодно создаем. Это видно по публикациям. Да, они немножко растут, но пока, к сожалению, мы очень сильно отстаем даже от Китая, я уж не говорю про Америку и про развитые европейские страны. С коммерциализацией пока беда. Коммерциализация – то направление, с которым вообще нужно работать и выстраивать инновационную инфраструктуру университетов.

О.О.: Меня совершенно поразило, что вы, министр, который занимается экономическим развитием, настолько хорошо в курсе популяризации науки в регионе, и вы мне с гордостью сказали, что вы выиграли право на финал "Science Slam" у Томска и Новосибирска. Это традиционные наукограды, где огромное количество университетов, много ученых. Но "Science Slam", это такие молодежные научные бои, пройдут у вас. У вас какой-то личный интерес к такой форме популяризации? Вы это просто любите?

А.К.: Я это лично люблю. И я могу сказать, что успех любого региона заключается в том, какую команду ты вокруг себя формируешь. Я могу с гордостью сказать: у меня очень сильная, интересная и креативная команда, с которой мы делаем достаточно большое количество разных проектов, в которых нас поддерживает и губернатор, и председатель правительства, потому что на самом деле это креативно, это интересно, это то, что нас выделяет среди других регионов. Поэтому вообще для молодежи мы проводим до 200 мероприятий в год. И в основном все эти проекты касаются как раз популяризации, вовлечения, технологичного предпринимательства, погружения в стартап-культуру, развитие сообщества бизнес-ангелов, то есть людей, которые готовы финансировать эти проекты.

О.О.: А что, в Самаре есть прямо настоящие бизнес-ангелы?

А.К.: Уже есть. Пока их немного. Но мы шаг за шагом идем к тому, чтобы это сообщество развивалось и росло. Предпринимателей, которые готовы сегодня, кроме своих классических традиционных бизнесов, инвестировать еще в какие-то технологичные инновационные стартапы, появляется все больше и больше. Но их тоже надо учить тому, как правильно инвестировать, как правильно подбирать, как не ошибиться, какой уровень риска правильно выбрать, какой предел финансирования выбрать по инвестициям в один конкретный проект, что делать на следующей стадии. Мы бизнес-ангелов, а это действующие предприниматели с хорошим бэкграундом, тоже этому учим.

О.О.: Александр Владимирович, вы же сами пришли из бизнеса. Вас кто-то водил за ручку, опекал?

А.К.: К сожалению, нет.

О.О.: Как было с вами?

А.К.: Со мной было очень интересно. Я начал работать достаточно рано, после 2 курса университета. На 4-ом я уже создал свою компанию. И на 5 курсе, когда меня уже пригласили в большое предприятие, для меня была большая дилемма: как можно бросить свой маленький, но уже выращенный бизнес, устойчивый, в котором пусть работает небольшое количество людей, но он генерит постоянный поток и клиентов, и денег, как можно уйти в крупную компанию, потеряв при этом и в деньгах, и потеряв свой пусть небольшой, но бизнес. Это было очень сложное для меня решение. Но мне хотелось посмотреть, как работают бизнес-процессы, как они организованы в крупной компании, почувствовать, что такое управление большим коллективом, посмотреть сложные технологические процессы, производственные процессы в крупной компании. Это было химическое производство. И я такой выбор сделал. Но, получив опыт работы в большой компании, это было в Омске, и я поработал в двух химических компаниях, я перебрался в Москву, и поработав уже в Москве с разными направлениями (автопром, лесопереработка, типография, машиностроение, нефтехимия и другие), я пришел к выводу, что нужно опять вернуться к своему бизнесу. И в тот момент, это был 2004 год, мы создали свою компанию.

Следующий виток, и после этого я опять ушел в крупные компании... Наверное, каждый человек сам для себя принимает решение, где ему комфортнее и что должно быть для него следующей ступенькой.

О.О.: Непонятно, все-таки предприниматель – это даже в крупной компании, хотя уж если это не крупная, а свой локальный бизнес, все-таки это больше свобода, это больше самостоятельных решений. А теперь вы чиновник высокого ранга. Какие ваши ощущения? Вы не жалеете?

А.К.: Мы очень многие наблюдаем, что происходит у нас в органах власти. Власть критикуем, говорим, что не так, что нам не нравится. И там не нравится, и там не нравится, и дороги, и так далее, и так далее. Но одно дело – критиковать, другое дело – попробовать это сделать самому. Мне представилась такая возможность. И я принял для себя решение, что надо попробовать в рамках одного конкретного региона своими руками решить амбициозную задачу.

О.О.: Вы же ездили по стране. И у нас все-таки очень разная ситуация в регионах с точки зрения экономического и инновационного развития тем более. Но есть свои локальные истории успеха. Они определяются особенностями местной экономики, даже климата, и руководства в том числе. Скажем, есть феномен Белгорода, есть калужский феномен, есть Татарстан. И в каждом есть, что предъявить. У вас есть какая-то ролевая модель, когда вы стали уже в Самаре работать в руководстве Самарской области, вы поняли, что вы на кого-то хотите ориентироваться и чей-то опыт для вас очень показателен?

А.К.: Безусловно. Есть регионы-лидеры в Российской Федерации, есть страны-лидеры в целом в мире. И там, и там есть то, на что мы равняемся. Если говорить про Российскую Федерацию, то, во-первых, в 2015 году, в том числе Самарская область в лице губернатора была инициатором создания ассоциации инновационных регионов России. На мой взгляд, это единственная такая работоспособная ассоциация сегодня. Туда входят 14 наиболее активных, наиболее инновационных регионов. Мы входим, республика Татарстан, Башкирия, Мордовия, Калужская область, Новосибирская, Томская и еще несколько регионов. Мы не только решаем какие-то общие задачи в рамках этой ассоциации, а общих задач много. Это, например, кластерное развитие, развитие различных институтов, таких как инжиниринговые центры, технопарки и так далее. Мы еще активно обмениваемся опытом. То есть то, у кого что-то получается лучше, выносит это на общий круг обсуждений, делится своими примерами. И это делает все регионы-участники достаточно сильными и, безусловно, двигает вперед страну.

О.О.: Вас чей опыт зацепил?

А.К.: Я могу назвать несколько регионов, которые мне очень симпатичны и с кем мы очень активно общаемся и этот опыт перенимаем. Конечно, Калуга по развитию индустриальных парков и привлечению инвесторов, особенно иностранных. Конечно, это республика Татарстан, чей опыт в части развития технопарков, особых экономических зон и темпов, как они это делают, очень интересен. Как они реализуют проекты по инжиниринговым центрам. Безусловно, опыт, который заслуживает тоже такого серьезного внимания. Это опыт Томска и Новосибирска в части развития образовательной инфраструктуры и инноваций. Это Мордовия, которая с достаточно ограниченными ресурсами сделала прорыв на самом деле с точки зрения инновационного развития. И сегодня большой объем инновационного продукта производится именно там. Поэтому мы все друг с другом общаемся, у нас создана система комитетов, в рамках которой каждый регион пилотирует определенный комитет и объединяет лучший опыт, и старается его экстраполировать не только на регионы АИРР, но и на другие регионы Российской Федерации.

О.О.: А если говорить о зарубежном опыте, что вы видели такого за рубежом, что вы понимали, что в Самаре это приживется?

А.К.: Возьмем опыт Соединенных Штатов Америки в части развития университетов. То есть университетское образование, если мы опять же мы посмотрим рейтинг, в топ-10, ключевые университеты, которые в него входят – это Соединенные Штаты. Притом, в части образовательного процесса и развития университетов нам есть, с кого брать пример и опыт. И как раз концепцию развития университетов 3.0 – образование, наука, инновации и коммерциализация – мы берем оттуда. Это, безусловно, Швейцария, чей опыт в области высокопрецезионного машиностроения, микромеханики…

О.О.: Вы все время произносите какие-то недостижимые вещи. Топ-10 американских университетов, Швейцария. Я пытаюсь все время проецировать на Самару.

А.К.: Нужно равняться на лучших. Поэтому мы с каждым из этих регионов пытаемся делать какие-то проекты. Например, со швейцарцами мы делаем совместный проект с Центром микромеханики и электроники, с нашим Аэрокосмическим университетом. Работаем с Кореей, с их аэрокосмическим университетом, который нам тоже достаточно нравится. В Финляндии мы смотрим, как развивается инновационная экосистема, потому что тема коммерциализации, в том числе новых разработок и вовлечения туда молодежи очень активно реализуется там, и большой объем инновационного продукта мы видим. И очень хорошие мероприятия, которые проводят в Финляндии. Очень хорошо выстрелил Китай, мы это видим, в части развития вообще инфраструктуры. Понятно, что они вообще масштабно подходят к любому проекту. Но в каждой стране точно есть, что почерпнуть, и мы стараемся это делать.

Безусловно, нельзя не упомянуть Сингапур. Модель роста Сингапура, которой все восхищаются. По сути это маленькое чудо, которое как раз сделала Калуга, например. Это очень правильная работа с инвесторами и развитие своей территории. Поэтому пытаемся делать баланс между международным и российским опытом, брать лучшее и учитывать российскую специфику, когда мы не пытаемся просто слепо что-то копировать, мы перерабатываем, проносим это через себя и уже лучшее включаем в наши программы, в наши приоритеты, и начинаем это финансировать.

О.О.: Считается, что век чиновника на одном месте довольно короткий. И часто в народе так принято делить чиновников на тех, которые думают, что я здесь долго не задержусь, и поэтому мне нужно обеспечить некоторую базу себе и своим близким. И второй тип, который понимает: да, меня здесь долго не потерпят, поэтому мне надо успеть сделать что-то толковое. Вы когда в правительство Самарской области шли, вы о чем думали?

А.К.: Любую задачу нужно выполнять с полной отдачей сил и ставить перед собой все-таки амбициозные цели. Я когда приходил в правительство региона, я поставил амбициозную цель – вернуть регион в тройку-пятерку наиболее развитых регионов России. Мы планомерно в этом направлении работаем. Есть результаты, есть поддержка. Самое главное – есть оценка бизнеса, что мы движемся в правильном направлении.

О.О.: Как вы думаете, где вы окажетесь через 10 лет?

А.К.: Это очень сложный вопрос. Слишком много факторов, которые на это решение влияют. Но у меня есть, безусловно, тоже есть своя личная стратегия. И я бы хотел создать сильную инновационную компанию, сделать это с нуля и, безусловно, затем ее возглавить.

О.О.: Спасибо большое. У нас в программе был вице-губернатор Самарской области, министр экономического развития Александр Кобенко.