Иностранцев - на штрафстоянку?

Гости
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза

Петр Кузнецов: Двигатели через забор, да, мы о двигателях сейчас в том числе и поговорим. «Иностранцев – на штрафстоянку!» – решили мы так назвать эту тему. В российских регионах автомобили с армянскими номерами массово сейчас отправляются на спецплощадки. Дело в том, что они не прошли таможенное оформление, поэтому оказались вне закона на нашей территории.

Марина Калинина: При этом у собственников таких машин нет возможности их зарегистрировать по всем правилам. Заложниками ситуации стали, по разным данным, около 300 тыс. автовладельцев.

Петр Кузнецов: Это много уже, решили депутаты. И попросили Комитет по транспорту оперативно решить проблему. Оперативно почему? Пока стоимость услуг штрафстоянки (вы представляете, да, сколько один день стоит?) не превысила цену задержанных автомобилей. Разбираемся в этой истории со всеми иностранными номерами, с автомобилями с иностранными номерами на нашей территории, вместе с экспертами и с вами. Подключайтесь, пишите, ждем ваши звонки в прямом эфире. Антон Шапарин прямо сейчас, он вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте, Антон.

Антон Шапарин: Да, приветствую.

Марина Калинина: Скажите, а почему машины именно с армянскими номерами так в нашей стране популярны? С чем это связано?

Антон Шапарин: Потому что, когда Армения вступила в Таможенный союз, люди увидели, что… Лет десять был переходный период, в Армении были ставки таможенные гораздо ниже, чем в России, а по идее таможенное пространство единое. Люди увидели в этом возможность прилично сэкономить. Люди начали покупать достаточно дешевые автомобили за рубежом. В том числе автомобили, которые сюда официально не завозятся. В основном это семейные микроавтобусы, по большей части. И, соответственно, ставить их на себя на учет в Армении и на армянских номерах приезжать сюда. Вот. А потом столкнулись с тем, что возник такой правовой вакуум между требованиями Министерства внутренних дел и требованиями таможенных органов. Соответственно, в одних документах написано, что это, там, товар, и единый, Таможенного союза, растаможено … и может эксплуатироваться везде. Потом начинаются разъяснения, что эксплуатироваться такие автомобили в России могут только гражданами Армении. Соответственно, если ты гражданин России, то ты попадаешь в такую нелепую, с одной стороны, а с другой стороны – тяжелую ситуацию, когда твой автомобиль сотрудники ГИБДД останавливают и отправляют на штрафстоянку. Это очень массовое явление. Поэтому – люди хотели сэкономить, а в итоге получилось, что они попали в ловушку.

Петр Кузнецов: Антон, а поясните, пожалуйста, я правильно понимаю, что в большинстве случаев автомобили даже здесь покупают, гонят туда, ставят на учет и пригоняют? Или все-таки армянский рынок предлагает широкий ассортимент и машины выгоднее там покупать, просто потому, что они еще и дешевле?

Антон Шапарин: Там появилось огромное количество людей и организаций, которые начали покупать автомобили на аукционах в Европе, Японии, в Штатах, через грузинский порт Поти перегонять их в Армению, растамаживать там по очень льготным ставкам. Так, ставки измерялись десятками тысяч рублей. В то время как в России за аналогичные автомобили можно было отдать и миллион совершенно без проблем.

Петр Кузнецов: Ага. Это подержанные в основном?

Антон Шапарин: Речь, конечно же, про подержанные автомобили. Потому что своего армянского рынка особо не было. Ну, какую-то в основном экзотику, американские старые автомобили, условно, с этого рынка смели, в Россию забрали. А сейчас получается так, что люди столкнулись с этой проблемой. Просто потому, что государство, к глубокому сожалению, не разъяснило тогда, когда Армения вступила в Таможенный союз, когда, собственно, вся эта история появилась. И все прекрасно видели, что с юга через Краснодарский край идет поток автовозов с армянскими машинами. Все это прекрасно видели. Но, к сожалению глубокому, граждан никто не предупредил, разъяснений не было. И, собственно, возникла эта правовая коллизия. И единственный на самом деле сейчас, с точки зрения МВД, выход из нее – это доплата пошлины до полной пошлины, соответственно, российской. А это огромные деньги. Часто это больше, чем стоимость самого автомобиля.

Марина Калинина: Антон, насколько сейчас тяжело или сложно (или просто) зарегистрировать официально такую машину? Это вообще возможно? Или это только вот эти пошлины, доплаты и т. д.? Как вот сейчас?

Антон Шапарин: Только полная таможенная пошлина, согласно…

Марина Калинина: И тогда получается регистрация, правильно?

Антон Шапарин: И после этого, соответственно, получение таможенных документов и, собственно, получение российского ПТС от таможни, и растаможенный автомобиль уже с ПТС ставится на государственный регистрационный учет на владельца.

Марина Калинина: О каких суммах идет речь? Вот так, плюс-минус, чтобы понимать.

Антон Шапарин: Это зависит от автомобиля. Если это какая-то…

Петр Кузнецов: Давайте возьмем, да, не с самым большим объемом двигателя автомобиль, средний.

Марина Калинина: Вот так: от и до, скажем.

Петр Кузнецов: Да-да-да. Что у нас сейчас со средним?

Антон Шапарин: Это в любом случае сотни тысяч рублей.

Петр Кузнецов: Сотни тысяч рублей? Да. Антон, скажите, пожалуйста, я очень часто встречаю на дорогах автомобили с белорусскими номерами. С белорусскими номерами другая ситуация? Расскажите, пожалуйста. Это тоже популярные.

Антон Шапарин: Да, с белорусскими номерами ситуация другая. Там, на самом деле, тоже зреет одна большая проблема, я сейчас про нее скажу. Белоруссия вступила в Таможенный союз раньше, все вот эти переходные периоды уже закончились. Соответственно, они там сразу взяли на себя обязательство по пошлинам. Хотя сейчас в Белоруссии для многодетных, инвалидов и других социально необеспеченных и незащищенных слоев населения действует … скидка 50% от таможенной пошлины. Соответственно, люди массово пользуются этой лазейкой. Покупают в основном редкие, экзотические, спортивные в том числе, машины, на первого собственника – на социально незащищенного гражданина Белоруссии. Он может ввезти таким образом одну машину. И дальше эта машина перепродается на российский рынок. С небольшими доплатами, но такая история есть и эксплуатируется охотно. МВД пока про этот путь ничего не говорит, комментариев … нет. И я не исключаю, что здесь тоже возникнут какие-то последствия и проблемы в будущем.

Петр Кузнецов: Антон, еще одна деталь, показательно очень. Вот эта гоночная машинка с белорусскими номерами – на нее штрафы будут приходить? Сейчас она будет фиксироваться, гонять на ней не получится? Т. е. получится, но тут штрафы наприходят все-таки, да? В отличие от машины с армянским номером.

Антон Шапарин: Это, на самом деле, вопрос межведомственного взаимодействия. Оно вроде бы налажено. Но сказать, что это все идеально работает, нельзя. Плюс часто люди, если покупают какие-то автомобили, они все-таки стремятся перерегистрировать автомобиль на российский учет. И нельзя забывать про то, что не штрафом единым. Соответственно, у нас есть парковка платная и дорогая, у нас есть транспортный налог, который точно так же уходит мимо российской казны. Поэтому я абсолютно уверен, что длинные руки Министерства внутренних дел и Министерства финансов до таких автовладельцев тоже доберутся.

Марина Калинина: У нас есть звонки от наших телезрителей. На очереди Андрей из Волгограда. Андрей, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста.

Зритель: Мне бы вот хотелось задать вопрос, как говорится, эксперту, который сейчас выступает в прямом эфире.

Марина Калинина: Давайте.

Зритель: Почему на протяжении долгих лет люди заезжали спокойно на территорию Российской Федерации и никаких претензий к этим владельцам армянских автомобилей не было? И до определенного момента, т. е., не было, а вдруг резко стали эти люди, больше 300 тыс. граждан, стали нарушителями, так называемыми контрабандистами, которых…

Петр Кузнецов: Заложниками, даже так можно…

Зритель: …да, заложниками, якобы что-то хотели выиграть. Ведь в основной своей массе это люди, которые семейные, которые выбирали себе минивэн по приемлемой цене, хорошего качества. А теперь их обвиняют в том, что они злостные нарушители, злостные контрабандисты, которые нарушили сознательно этот закон. На самом деле все зависит от водителей. Дело в том, что…

Петр Кузнецов: Чувствуется…

Марина Калинина: Антон, а вы пострадали в этой ситуации?

Петр Кузнецов: …да, поясните, пожалуйста, Антон, вы так неравнодушно выступаете. Это вы про себя? Или кто-то из знакомых? Т. е., очевидно же, кто-то из родственников у вас в такой ситуации? Так просто в подробностях описываете картинку.

Зритель: Конечно. У меня масса знакомых, которые так же поехали, сделали запросы в таможенные органы, которые давали положительные в данном случае ответы конкретно гражданам. На бланках, как говорится, официальных, ПТС России. Давали разъяснения. В ГИБДД обращались люди. Вот. Давали разъяснения о том, что да, имеете право передвигаться. А теперь вы говорите совершенно обратное и придерживаетесь какой-то непонятной позиции для этих граждан. Ведь на самом деле люди, которые ездят на российском учете, вот из 10, допустим, автомобилей на дороге – это минимум, может быть, один будет нарушитель с учетом иностранных. А остальные все…

Петр Кузнецов: Понятно.

Марина Калинина: Понятно. Спасибо.

Петр Кузнецов: Нет, но никакой позиции на самом деле мы не придерживаемся. Наоборот, вы же слышали, началось все с того, что депутаты пытаются помочь этим автомобилям, которые оказались в заложниках на спецстоянке.

Марина Калинина: Вопрос, как. Антон, ваш комментарий?

Антон Шапарин: Да, я прокомментирую. Начну с последнего. Депутаты пытаются помочь? К глубокому моему сожалению, этот вопрос вообще находится вне компетенции Государственной Думы. Вне компетенции, на самом деле, даже Министерства внутренних дел. Он находится на наднациональном уровне в рамках Евразийской экономической комиссии. Соответственно, все, что предпринимается Министерством внутренних дел в данном случае, это отражение результатов совещания в ЕЭК. Депутаты помочь в данной ситуации не смогут вообще никак. Кроме разве что похлопать по плечу и сказать: «Ну, жаль». Соответственно, позиция таможенной службы (собственно, с чего я начинал говорить) была одной, у Министерства внутренних дел позиция иная. Соответственно, они взялись трактовать техрегламент, документы о вступлении Армении в Таможенный союз. И пришли к консенсусному выводу, что граждане Российской Федерации данной льготой пользоваться не должны, этим переходным периодом: это для армянских автомобилей, на армянском учете и, собственно, с эксплуатацией в Республике Армения. А я напомню, что у нас для всех автомобилей с зарубежными номерами действуют ограничительные сроки эксплуатации на территории Российской Федерации. После преодоления этого срока, соответственно, автомобиль необходимо растаможить, или он уедет на штрафстоянку.

Марина Калинина: Антон, у нас времени не очень много, еще один вопрос хотелось бы задать. А почему для тех людей, которые уже несколько лет назад это сделали, и тогда это было можно, и никто им этого не запрещал, и они спокойно, не нарушая закон, это делали, – может быть, им сделать какую-то амнистию, что было до? Хорошо, хорошо, вот сейчас приняли это законодательство, и сейчас вот, например, с даты А все нарушители остальные. Зачем всех людей трогать?

Антон Шапарин: Дело в том, что законодательство на самом деле действует уже не первый год. И про то, что армянская схема есть (а именно в данном случае речь идет о схеме сокращения вот этих пошлин), о ней говорили много, давно. И Министерство внутренних дел просто в вопрос не погружалось, потому что их тема основная это безопасность дорожного движения. Сейчас они увидели большое количество правонарушений на дорогах со стороны армянских автомобилей. И, собственно, у нас даже шутка появилась о том, что выделенная полоса для общественного транспорта – на ней буковка «А», так это для армянских автомобилей, а не для автобусов. Соответственно, дракона укусили за хвост, он начал разбираться: а что же вообще произошло, что появилось такое в России? Посмотрели, разобрались, поняли, что была схема, была лазейка. Решили эту лазейку заглушить.

Закон, конечно, обратной силы не имеет, но в данном случае это и не требуется. Потому что вся нормативная база действовала достаточно давно. Вопрос, к сожалению, упирался прежде всего в разъяснительную работу с гражданами.

Марина Калинина: Ну, просто, я так понимаю, что – спали, а потом проснулись и решили заняться вплотную этим вопросом. Спасибо. Антон Шапарин.

Петр Кузнецов: Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Все-таки так и непонятно, что будет с этими автомобилями…

Марина Калинина: Ну, посмотрим.

Петр Кузнецов: …которые сейчас каждый день накручиваются за штрафстоянку, по новой стоимости. Ну что же, мы переходим к еще одной теме. Давайте поговорим о материнском капитале. Есть или грядут новые изменения.