Ельня: первый советский город, отбитый у врага в ходе Второй мировой войны

В цикле "Города воинской славы" мы отправимся в Ельню Смоленской области. Это был первый город, который наши войска отбили у противника. Каждый год в тех краях поисковики поднимают из земли останки порядка тридцати советских солдат. Репортаж Юрия Солопонова. 

Главная достопримечательность города - памятник первогвардейцам. До Ельнинской наступательной операции Советской гвардии не было как таковой. Четыре дивизии 24-й армии первыми получили звание гвардейских - после того, как освободили Ельню от фашистов 6 сентября 1941 года.

Ирина Докина, директор Ельнинского историко-краеведческого музея: "Это был первый город, который наши войска сумели отбить у врага в ходе Второй мировой войны. Пусть это была небольшая победа, но она воодушевила наших бойцов на дальнейшие победы".

После того контрнаступления Ельню освобождали еще дважды. Партизаны заняли его - всего на несколько дней - в марте 1942 года, но удержать не смогли. А уже окончательное освобождение состоялось 30 августа 1943 года. Его участник, артиллерист Гаврил Багров хорошо помнит этот день.

Гаврил Багров, ветеран войны: "Входили в Ельню со стороны, вот, сейчас там построили два дома кирпичных. Переезд, знаете тот район? Вот. Короче говоря, эти два дома на костях. И вот я когда со своим орудием входил в Ельню, оказалось, что это немецкое кладбище".

Уроженец орловской земли, Гаврил Давыдович после войны решил навсегда поселиться в городе, который освобождал.

А вот полковник в отставке Владимир Иванович Кондрашов - коренной ельнинец. Родился в деревне неподалеку, а рос и учился - в райцентре. Помнит, какой Ельня была еще до войны.

Владимир Кондрашев, ветеран войны: "Она была намного меньше до войны. Сейчас 10 тысяч в Ельне, а тогда было около трех тысяч, не больше. Небольшая такая Еленка. Гуляли мы по улицам, пацанами были".

Потом была учеба в смоленском пединституте. Диплом учителя-историка Владимир Иванович получал 21 июня 1941 года.

Владимир Кондрашев, ветеран войны: "Ну, а тут как раз только закончил, и война, в этот же день война. Думаю: елки зеленые...".

Воевать он начал в Смоленской области. Потом была Курская битва, взятие Берлина, а после войны - служба в разных уголках Советского Союза.

Супруга Владимира Ивановича - тоже родом из Ельни. Вспоминает, как в послевоенное время собирали на окрестных полях козелец - так здесь называют один из видов дикорастущего щавеля. И гнилую картошку. Больше есть было нечего.

Прасковья Виденина, житель Ельни: "Соберем эту картошку, принесем, мать ее почистит, промоет шкурку, гнилой этот крахмал, козельцу этого, и разотрет свою сырую картошку. Мы ели, мне сильно нравилось. Такой был кисло-сладкий, похрупывал все равно на губах - хруп-хруп. Я его до сих пор помню".

В этом здании, не подающем сегодня признаков жизни, когда-то было несколько цехов. В одном из них Прасковья Ивановна работала мастером по производству лимонада. В цехе через стенку от нее делали популярную на Смоленщине Ельнинскую колбасу. Но нет больше ни этого завода, ни многих других производств.

Прасковья Виденина, житель Ельни: "Вот за это только жалко, обидно, что ничего не стало, Ельня стала как деревня. Уезжают все в Москву работать, кто куда, чтоб хоть как-то прожить".

Трижды в год - в день освобождения города, в день рождения Советской гвардии и, конечно же, в День Победы - жители города приходят сюда, к братским захоронениям. Их число, даже спустя 70 лет после окончания войны, продолжает увеличиваться. Поисковики каждый год поднимают из ельнинской земли до 30 останков советских солдат. По медальонам восстанавливают имена погибших.

Михаил Дмитриев, настоятель храма: "Мы совершаем заупокойные богослужения. Отпеваем этих воинов, если известно имя, и передаем останки родственникам, которые находятся. Если эти солдаты неизвестные, безымянные, то они хоронятся либо здесь вот, в сквере, либо в каких-то еще памятных местах".

Сегодня жизнь в Ельне течет так же плавно и размеренно, как и десятилетия назад. Никто никуда не спешит и не опаздывает. И на ельнинских улицах встретить велосипедиста или даже запряженную в телегу лошадь по-прежнему можно чаще, чем дорогую иномарку.

 Первые дома в Ельне, на берегу Десны, появились девять столетий назад. Но построек старше 19 века сегодня в городе не сохранилось. Причина в том, что за время своей истории город несколько раз разрушался и переходил из рук в руки.