Георгий Бовт: День святого Валентина – это ловкий маркетинговый ход

В последние годы по мере приближения 14 февраля, в нашем обществе возобновляются споры про то, нужен ли нам этот чуждый католический праздник – день святого Валентина. День всех влюбленных. Как бы в противовес ревнители благочестия вспомнили о собственном аналогичном народном празднике – дне Петра и Февронии, учрежденном в 2008 году. Это 8 июля. Прекрасное время. Первый покос. Близко к уходящему корнями в язычество дню Ивана Купалы. Можно уже купаться в средней полосе, тем более, что согласно народному поверью, в это время русалки уже уходят от берегов подальше. Назван наш день более серьезно – «День семьи, любви и верности».

В этом году тоже не без споров. О корнях, традициях, истинной и лживой духовности и легкомысленной влюбленности. Легкомысленной – если сравнивать с браком. Впрочем, логично ведь, что праздник семьи – летом, а день влюбленных – еще даже до ранней весны, когда так хочется любого повода для праздника.

Если же абстрагироваться от идейных споров, то день святого Валентина – это ловкий маркетинговый ход. Повод для всякого мелкого бизнеса встрепенуться от зимней стагнации. Рестораторы, изготовители сувениров, цветочники давно отмонетизировали нашу любовь. Скажем, в Америке общие траты на подарочки в день святого Валентина составляют 18-20 млрд долларов. Процентов 20 тратят на ювелирку. Конфет покупают на полтора миллиарда долларов. Дотошные британцы в прошлом году высчитали, что в этот день покупают аж 200 миллионов роз, причем 73% куплены мужчинами 14% – женщинами, посылающими их сами себе. Неясно, кто купил остальные 13%.

У нас, за неимением более точных исследований, товарооборот дня влюбленных оценивается в несколько раз меньше американского, но тоже немалые деньги. Нашему малому и среднему бизнесу можно пожелать, чтобы у него ежемесячно были бы поводы для всплеска активности подобные 14 февраля. Если в этом смысле приживется день Петра и Февронии – будет замечательно.

Если же вернуться от денег к любви, то сейчас, по опросу Левады-центра, почти половина россиян 48% – влюблены. Причем влюбленных мужчин оказалось больше (56%), чем женщин (40%). Если верить прошлым опросам, то количество влюбленных мужчин почти не менялось за последние четыре года. И в 2011, и 2013 в своей влюбленности признавались примерно 55% представителей сильного пола. А вот количество испытывающих нежные чувства россиянок, напротив, заметно снизилось – в 2011 таких было 50%, а в 2013 – 46%, сейчас вообще 40%. Мужчинам надо над собой работать.

И еще. За последние 15 лет люди, целующиеся в общественных местах, стали вызывать меньше отрицательных чувств у сограждан. Правда, и положительных эмоций у россиян при виде таких сцен не прибавилось. Резко увеличилось число граждан, которые относятся к этому безразлично. Мне лично хотелось бы, чтобы это безразличие и тем более негативные чувства не переросли в озлобленность. Потому что озлобленности, раздраженности у нас на сегодня, кажется больше, чем взаимной любви. А надо, чтобы наоборот.