Георгий Бовт: Если бы акцент в доходах казны был перенесен на прямые налоги, мы бы строже спрашивали за то, как они расходуются

Налоги - основа государства. А налогоплательщик, по идее, главный контролер, того как расходуются деньги. Но вот парадокс. Многие наши граждане не ощущают налогового бремени. Во-первых, подоходный налог - лишь 13%. Во-вторых, само действие по передаче государству денег в подавляющем большинстве случаев выполняет работодатель. Не прочувствовав факт уплаты своих кровных бюрократам, граждане не очень требовательны к государству.

В США, например, подоходный налог в прошлом году был примерно 8,5 % ВВП в странах ЕС - около 10%, В Америке он обеспечил 44% доходов федерального бюджета, в Европе - четверть. В России доля в обязательных платежах чуть более 10%, а по доле в ВВП наш подоходный - лишь менее 4%.

При этом, подоходный целиком идет в местные бюджеты. Центр данного налога не получает, а значит материально не очень заинтересован в росте благосостояния людей.

Граждане считают ставку подоходного налога в 13% низкой и не интересуются, как власть его тратит. На деле мы платим большие налоги. Если в тех же США страховые платежи в систему пенсионного и медицинского обеспечения составляют 15% от заработка работника, то у нас - 30%. Таможенные пошлины в США обеспечивают 1% доходов бюджета, а в России - больше половины всех его поступлений. И мы платим за подорожавшие из-за пошлин товары.

Если бы акцент в доходах нашей казны был перенесен на прямые налоги, не запрятанные в пошлинах и затратах бизнеса, то мы бы точно знали, сколько мы платим и, может, строже спрашивали бы за то, как это расходуется.

По максимальным ставкам подоходного ближе к нам Чехия, Венгрия и Словения с 15, 16 и 19% подоходного соответственно. В Америке максимальная ставка - больше 39%. В Италии и Испании - 43%, в Великобритании - 50%, а в Скандинавских странах - больше 50%. Замечено, что чем выше подоходный налог, тем больше в таких странах доверие институтам власти. Впрочем, связь тут взаимообратная.

Напрямую у нас сами в последние годы подавали декларации и платили сами налоги лишь около 200 тысяч человек, прочувствовав связь своего кошелька и государственного. Причем процентов 40 из этих людей воспользовались налоговыми вычетами. На приобретение жилья, земли, ремонт, лечение, образование и т.д.

Наша проблема и в том, что у нас мало увязаны уплачиваемые налоги и контроль над расходами там, где власть ближе всего к людям - на местном уровне. При государе-реформаторе Александре II госказна забирала лишь 20% совокупных налоговых поступлений, еще 20% брали губернии, а 60% шли в земства, где основными статьями расходов были здравоохранение и образование. Отсюда - земские учителя и врачи, здания земских школ и больниц. Многие здания до сих пор служат.

Сегодня 60-65% налогов уходит в федеральный бюджет. Региональные бюджеты забирают 25-30%, и только 10-15% - собственная финансовая база местных органов. Лишь 3% муниципалитетов самостоятельно наполняют свой бюджет. Какое уж тут местное самоуправление, если у людей на местах нет ни финансовых возможностей, ни навыков самостоятельной достойной организации жизни.

Народ превращается в попрошаек, добывающих деньги из вышестоящих бюджетов. Совсем забывая о том, что просят они обратно свои же кровные деньги.