Георгий Бовт: В наследство от событий 1993 года Россия получила нынешнюю политическую систему

Социологи «Левада-центра» провели опрос: что думают россияне о разгоне Верховного Совета, доставшегося в наследство от СССР? Почти треть опрошенных считают причиной трагических событий общий развал в стране, начатый Горбачевым. А четверть винит президента Бориса Ельцина. В то же время, более трети респондентов не считают правыми ни Ельцина, ни членов Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым и вице-президентом Александром Руцким. На вопрос «Кто был прав в дни 3-4 октября 1993 года?» большинство вообще ответило «ни те, ни другие». И такое мнение держится в последние годы почти неизменно.

Честно говоря, самый большой оптимизм вызывает другая цифра  - число тех, кто высказывается однозначно против использования танков для разрешения политических споров. Таких 55%.

В наследство от событий двадцатилетней давности Россия получила нынешнюю политическую систему, где парламент занимает заведомо подчиненные позиции по отношению к исполнительной власти. Можно ли было тогда избежать кровопролития, договориться? Стороны долго шли к вооруженному столкновению. Года полтора.

Объективности ради, надо заметить, что тогдашнее окружение Ельцина имело свою программу действий. Ее называли еще шоковой терапией. Она многим не нравилась. И ее было за что жестко критиковать. Но у оппонентов - Верховного Совета  - ничего не было вообще своего, кроме критики. И вряд ли результатом победы сторонников Руцкого-Хасбулатова стала бы милая, «белая и пушистая» парламентская республика. Скорее, гражданская война и погромы.

Президент разрубил «гордиев узел» своим известным указом №1400. Логика действий была проста: те, кто заседает в Верховном Совете, еще хуже. Нас словно обрекли на долгие годы в политике выбирать все время не между хорошим и лучшим, а между двух зол - меньшее.

Президент Ельцин вроде бы тогда победил. Но победа эта была во многом пирровой. Она обернулась в том числе войной в Чечне, а также экономическим дефолтом в августе 1998 года.
Может быть тогда, по итогам трагических событий, было бы лучше, чтобы состоялся объективный суд, который определил бы, кто все-таки больше виноват в той малой гражданской войне.

Но суда не было. Ельцин амнистировал себя и своих врагов. Никто ничего не расследовал, в том числе не выяснил истинное количество жертв. Остались лишь слухи, намеки и проклятия. И лишь со временем общественное мнение интуитивно приходит все же к правильному выводу: надо уметь договариваться. Взаимная ненависть - плохой советчик в политике и уж тем более она плохой помощник в экономике.