Георгий Бовт: Настало время получше разглядеть нашу страну

Глубоко символично, что именно в эти дни происходит суд по делу о летнем банкротстве одного из крупнейших туроператоров страны. На фоне болезненной девальвации рубля и в преддверии новогодних каникул. Которые с точки зрения выездного зарубежного туризма, как уже ясно, будут провальными.

Спрос на туры еще до рекордных валютных обвалов последних дней просел на 40-50%. Кто-то еще ждет горящих скидок, но их не будет. Сейчас даже многие массовые туроператоры работают в минус, банки могу потребовать от них досрочного погашения кредитов. Примерно половина путешествующих россиян откажутся от путешествий. Вместо ожидавшихся в начале года 18 миллионов туристов туроператоры вывезут от силы 10.

Сказывается и резко выросшее недоверие людей к туроператорам после серии громких банкротств тех, кто казался непотопляемым "Титаником". Примерно треть россиян предпочитают сами оформлять свои поездки, теперь это число вырастет. Хотя сейчас на самостоятельном бронировании туристы скорее проиграют, курс валют в таком случае не фиксируется, как если заказ с оптовыми скидками заранее делает турфирма.

Зато внутренний туризм становится антикризисным вариантом. В этом году Минтранс отметил увеличение внутрироссийских перевозок почти на 20%. Туроператоры объясняют высокий годовой прирост эффектом низкой базы, ведь расти начали почти с нуля. И уже уперлись в преграды: колоссальные туристические возможности нашей страны столь же колоссально недоиспользованы. Не хватает гостиниц, внутренние перелеты подчас дороже международных, инфраструктура по модели "с милым рай в шалаше", оказывается, не устраивает почти никого.

Еще под Новый год выясняется, что иные любители быстро срубить денег решили воспользоваться плохой валютной конъюнктурой и так вздули цены, что хочется спросить у них, не попутали ли они себя с Монте-Карло.

Власти давно хотят так отрегулировать туристический рынок, чтобы избавить выпуски новостей от картин застрявших то тут, то там наших соотечественников. В частности, хотят заставить работать турагентов только от имени и по поручению конкретного туроператора. Но у нас на рынке около 20 тысяч турагентств. Как можно всех построить, если крупный туроператор взаимодействует каждый с сотнями? Другое предложение – повысить резко финансовое обеспечение. Но такое может оказаться не по силам уже страховым компаниям.

Так или иначе, пока все риски остаются и лишь множатся в условиях экономической неопределенности. Ясно, что туристический бизнес, да еще выездной, в случае чего, будут спасать в самую последнюю очередь. Так что, как говорил герой одного известного фильма – "сама, сама". Сами, по возможности, организуйте свои путешествия. Настало время и получше разглядеть нашу страну, в ней масса живописных мест. А что касается туристического рынка, то закончу чуть подправленной цитатой из другого классического произведения: "Это будет славная битва, и не всем суждено будет встретить расцвет".