Георгий Бовт: Общественная палата может стать влиятельной экспертной площадкой, когда ее заключения будут востребованы властью

Собрался новый, расширенный состав Общественной палаты. Теперь там 166 человек. Из них 40 человек определяется по президентскому списку, 83 – общественными палатами субъектов Федерации, 43 были выбраны открытым интернет-голосованием от общероссийских общественных объединений и других некоммерческих организаций.

Некоторые говорят, что в новом составе Общественная палата стала менее гламурным органом: там меньше медийных лиц и больше профессиональных экспертов. Председательствует теперь тоже не академик Велихов, а Андрей Бречалов из Общероссийского народного фронта. По мнению некоторых, в новом составе ОП стало гораздо больше людей лояльных власти.

Самое время задать сакраментальный вопрос: а зачем, собственно, нужна эта самая ОП? Напомню, в свое время она была сформирована по Федеральному закону 4 апреля 2005 года для взаимодействия граждан с всевозможными органами власти в целях, цитирую, "учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью разных органов власти". Про ОП известно, что там периодически проводят всякие слушания, иными словами, общественную экспертизу социально значимых проектов законов. Однако результаты этих слушаний не носят никакого обязывающего характера. Могут прислушаться. А могут и нет. Чем-то отдаленно это напоминает ранний парламент, эдакое благородное собрание при монархии.

В России, впрочем, есть и формально полноценный парламент. На мой взгляд, ему неплохо было бы почаще проявлять самостоятельность в диалоге с исполнительной властью, в том числе по части контроля. Однако пока мы имеем то, что имеем, и никакая ОП, увы, компенсировать эту слабость российского парламентаризма не может. Поднять некую волну в прессе – да, может. Решить исход того или иного – чаще всего локального конфликта вроде обиженных дольщиков – тоже может. Может внести в информационное поле мнение того или иного эксперта. Однако не может, конечно же, сколь либо существенно влиять на принятие государственных решений.

Соответственно, пока мнение народа о роли ОП в нашей общественно жизни – так себе. Если о деятельности депутатов Думы большинство россиян хотя бы имеет представление, чем они там занимаются, то чем занимаются члены ОП почти половина жителей страны (47 процентов), согласно весеннему опросу "Левады-центра", не знает. Лишь 11 процентов полагают, что общественники обладают реальным политическим весом. Когда ОП создавалась, в ее дееспособность верило 19 процентов.

Впрочем, быть может, мы просто слишком многого хотим от общественного органа в пору крайне низкого интереса населения к тому, что называется публичной политикой? С другой стороны, не все тут зависит и от населения. Общественная палата может стать более влиятельной экспертной площадкой тогда, когда эти экспертные заключения будут востребованы властью и будут влиять на принятие решений.