Сергей Лесков: «Действия правительства заставляют бизнес игнорировать законы»

Каждый советский человек знал, что такое фарцовщик, валютчик, теневик, а сейчас это кажется древним, каким-то арамейским языком. Но обнародованные данные Росстата говорят, что мы поторопились списать в архив термины социалистической экономики.

По данным статистического штаба России 19% экономически активных граждан получают «серую» зарплату. Из 74 миллионов работающих россиян в неформальной экономике занято 14 миллионов человек. За последние 10 лет максимальное количество граждан было вовлечено в теневую экономику в 2008 году, но сейчас мы почти сравнялись с этим невеселым рекордом. Больше всего теневиков занято в торговле, сельском хозяйстве, строительстве. Надо признать, данные статистики соответствуют жизненному опыту каждого наблюдательного человека.

Но, может быть, теневиков много, но их вклад в ВВП копеечный? Как бы не так! Министр финансов Антон Силуянов сообщил, что доля теневой экономики в ВВП составляет 15-20%. Нетрудно подсчитать, что при государственном бюджете в 60 триллионов рублей государство из-за теневой экономики недополучает в виде налогов 3 триллиона рублей. Но это еще цветочки. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что если теневой сектор выйдет на свет божий, его мощность составит 40% ВВП. Эта цифра соответствует оценке Международной организации труда. От налогов скрыты гигантские суммы, которые могли бы быть направлены в здравоохранение, образование, в развитие транспортной инфраструктуры.

Как обстоят дела в других странах? Что если теневая экономика непреодолима и просто соответствует греховной природе человека? Не будем прятать голову в песок. По оценке экспертов, которые дали России 40%, в Швейцарии доля теневой экономки 8%, во Франции 16%., то есть в несколько раз меньше, чем в России. Зато в Азербайджане 50%, а в Грузии, несмотря на все либеральные ухищрения, – 65%. На одном уровне с Россией находится Бразилия, что соответствует многим другим экономическим характеристикам наших стран. К сожалению, этот паритет не касается футбола, который тоже во многом зависит от экономических механизмов.

Мы любим сравнивать новую Россию с советским периодом. И вот парадокс. Несмотря на то, что мы строим рыночную экономику, теневой сектор за два последних десятилетия расцвел буйным цветом, как бурьян в запущенном огороде. В СССР доля теневой экономики оценивалась в 4%, а сейчас подскочила в 5 или даже в 10 раз! Может быть, мы строим вовсе не рыночную экономику?

Экономисты считают, что рост теневого сектора является прямым следствием непомерной налоговой политики и жесткого административного давления. В 2013 году в России закрылось несколько сотен тысяч предприятий малого бизнеса. Действия правительства заставляют бизнес игнорировать законы и искать обходные пути. И прогноз неутешительный. Эксперты считают, что экономический кризис и сокращение официальных рабочих мест неизбежно приведет к росту теневого сектора.

У замечательного сказочника Андерсена есть поучительная история о том, как тень взяла власть над человеком и стала жить вместо него. Но справиться с тенью все-таки было можно, если смело прокричать: «Тень, знай свое место!» Как жаль, что в настоящей жизни все куда сложнее.