Сергей Лесков: Кризис может затянуться на несколько лет

Бюджет. Какое неприятное слово. Каждому приходилось составлять личный бюджет. И всегда это ухудшает настроение. Хотя трудно представить себе ситуацию, когда глава семьи собирает домочадцев и говорит: придется нам сократить одного из членов нашей дружной семьи. А вот при составлении государственного бюджета жертвы происходят сплошь и рядом.

Что нам надо знать о бюджете следующего 2014 года? Чем пришлось пожертвовать и какие области оказались в выигрыше? Тучные года кончились, цены на нефть не растут, промышленность по-прежнему лежит на боку. Одни экономисты говорят о стагнации, другие выражаются помягче и употребляют столь же загадочное слово рецессия. Но в любом случае гражданам сладкой жизни ждать не приходится. Как говорила одна жена мужу: я все прощу, но то, что ты бюджетник…

В ближайшие три года бюджет России будет дефицитным. То есть объем расходов будет планомерно расти, доходы же не смогут поспевать за тратами. Свести к минимуму опасную разницу решено за счет социальной сферы. Она ужмется почти на 8%. Чувствовать себя в безопасности могут военные и спортсмены, на них прольется золотой дождь. Оборонка и спорт – это отныне наш приоритет.

Итак, затянем пояса потуже. В 2013 году доля расходов на образование составляла 5,1%, в 2014 – 4,3 %, в 2015 году – 4,1%, а в 2016 году – 3,9 %. Та же тенденция в здравоохранении. В 2013 году доля расходов на медицину составляла 4%, в 2014 году – 3,4 %, в 2015 и 2016 годах – 2,7 и 2,6%. Во всех развитых странах доля расходов на здравоохранение и образование гораздо больше, чем в России. А ведь если мы не хотим кормить медицину и образование, то завтра нам просто некого и нечем будет кормить. Вчера президент встречался с писателями и говорил, что хорошо бы литературу в школе в большем объеме преподавать. Так, может, просто подкинуть денег учителям?

В Америке расходы на здравоохранение около 15% ВВП, в Германии и Франции – 10%. Может быть, русские по природе своей здоровее немцев и американцев, их лечить не надо? Вряд ли. Наверное, объяснение в том, что в России можно свертывать социальные программы без риска социальных потрясений. В ближайшие 3 года нашим гражданам предстоит освоить новую жизненную стратегию, то есть перестать надеяться на государство и научиться рассчитывать только на себя. Закаляйся, как сталь! Непонятно только, как быть тем, кому по возрасту или состоянию здоровья уже поздно закаливанием заниматься.

А бюджет – что бюджет? Он приемлемый, то есть кому-то придется туго, но не тем, кто верстал этот бюджет. Это, конечно, тяжкий труд. Как у всех отнять, чтобы всем прибавить? Кризис может затянуться на несколько лет. И экономить решено на тех, кто слабо защищен. Ставка сделана на крупные инвестиции в крупный бизнес. Нельзя допустить, чтобы он сел на мель! А потом, когда-нибудь крупный бизнес поможет экономике выпутаться то ли стагнации, то ли из рецессии.

Пираньи бизнеса сегодня важнее пескарей бюджета. Протянут ли руку миллиардеры российскому обществу? Вы встречали благородных и отзывчивых олигархов? Я не встречал, наверное, просто не повезло.

В конечном счете, бюджет – это воспитательная мера и для тех, кто в плюсе, и для тех, кто в минусе. Депутат верховного Совета СССР поэт Лебедев-Кумач высказался на этот счет: Товарищи депутаты Верховного Совета! / Пускай моя мысль не удивляет вас: / Задача выполнения народного бюджета/ Связана с задачей воспитания масс.