Сергей Лесков: Мы становимся все холоднее, все агрессивнее и нетерпимее. И наши дети повторяют наш путь

Трагедия в московской школе всколыхнула общество. Это в Америке стрельба в школе привычна, а у нас - впервые. Миллион комментариев, тысяча предложений. И, конечно, в стороне не остались парламентарии, которым надлежит писать законы и устранять в уже принятых нормах расхождения с реалиями жизни.

Идеи, посетившие законотворцев, носят исключительно запретительный характер. Это характерная черта нынешнего времени. Что бы ни произошло в подлунном мире, надо пожестче наказать и поскорее раздавить в зародыше. Примеров так много, что не хочется лишний раз перечислять. Создается впечатление, что репрессивные меры кажутся власть предержащим единственным способом правильного устройства российской жизни.

Что еще может попасть под запрет? Виновных много. Во-первых, Америка, но ее не достанешь. Во-вторых, компьютерные игры с виртуальной стрельбой. В-третьих, кино и телевидение. В-четвертых, огнестрельное оружие. В-пятых, школа, которую надо прижать новыми циркулярами.

Взять, например, фильм «Географ глобус пропил». Фильм уныние нагоняет, на учителя клейма некуда ставить. А фильм признали лучшим в прошлом году! Уже предложено запретить вредные телепрограммы, хотя молодежь и без того телевизор смотрит редко. Рассматриваются новые правила продажи компьютерных игр с возрастными ограничениями. Что дадут эти меры, если большинство игр скачивается по-пиратски?

Самая примитивная реакция - ударить по огнестрельному оружию. Обзавестись оружием в России значительно сложнее, чем в развитых странах. Но надо еще более осложнить процесс.

В России на руках - 5 миллионов легальных стволов. Львиная часть убийств совершается из нелегального оружия - это будет холостой выстрел. Законопослушные граждане не заточены на криминальные действия. Неужели есть сомнения? Кстати, в Америке, где на руках 300 миллионов легальных стволов, граждане в рамках самозащиты убивают больше преступников, чем полицейские.

А если бы громкое убийство было совершено ножом, надо разоружить поваров? А если булыжником - каменщиков? Больше всего летальных исходов на транспорте - выхватим руль у шоферов! Плоские меры предлагаются, потому что не хочется заглянуть в проблему глубже, ибо взгляд этот открывает неприглядную картину.

Настоящая трагедия в том, что школа погружена в отчеты, и учителям не хватает времени для общения с учениками. Психологи сокращены, комсомол умер. Дома дети все меньше разговаривают с родителями, семья погружается в виртуальный мир компьютерных наслаждений. Разговор на кухне, беседа за жизнь, дружеские пикники - все это кажется архаикой, как гармошка на завалинке.

Главным воспитателем стал ЕГЭ. Выучи тест - иди на медаль, а то загремишь в армию, сломаешь жизнь. Дети живут в состоянии стресса и вечной депрессии. Образование - это не наслаждение, это бег по карьерной лестнице. Офисные клерки не выдерживают и срываются, где же детям? Если Россия сама себя сделала рекордсменом по числу заключенных, зачем удивляться, что агрессия пришла в детские учреждения?

Разве вы не замечали, что мы становимся все холоднее, все агрессивнее и нетерпимее? И наши дети повторяют наш путь. Это сложно, но если мы не хотим повторения трагедии в Отрадном, надо что-то менять во взрослой жизни и во взрослой душе. 

Обозреватель ОТР - о трагедии в школе №263 в Отрадном.