Сергей Лесков: Отношение к людям с синдромом Дауна является мерилом гуманности общества

Человек хрупок, а судьба непостоянна. Никто, даже самый счастливый человек, не застрахован от беды. И никто не знает, за каким поворотом его может поджидать несчастье. Синдром Дауна - генетическое заболевание, его причины неизвестны. Не выявлено никакой зависимости от расы, социального положения, образа жизни, окружающей среды. Только жестокая игра случая. В среднем один из тысячи рожденных детей болен синдромом Дауна.

Вылечить синдром Дауна невозможно. И нет уверенности, что наука когда-нибудь достигнет такого совершенства. Но наше отношение к больным синдромом Дауна является мерилом гуманности общества. Еще в 80-е годы люди с синдромом Дауна дотягивали до 25 лет. Сейчас продолжительность жизни - 50 лет. Можно сказать, что синдром Дауна ставит диагноз обществу.

От некоторых весьма образованных людей мне приходилось слышать, что выращивать детей с синдромом Дауна - все равно, что жевать гнилую картошку, потому что ее жаль выбросить. Лучше, дескать, растить гениев, чем тратить силы на помощь больным. Конечно, возникает вопрос, согласились бы гении на такой размен? И вообще возможны ли гении в таком расчетливом обществе? Кстати, в нацистской Германии детей с синдромом Дауна уничтожали.

В России лишь 15% родителей после рождения берут из роддомов этих детей. В Западной Европе и Америке отказников не больше 5%. И стоит очередь на усыновление. Не будем огульно осуждать наших родителей. У нас нет социальных условий для воспитания такого ребенка. Это на самом деле очень тяжело и дорого. Ребенка трудно устроить в садик, в школу. Закон, учитывающий права таких детей, разработан, но не утвержден. Исполнение кажется слишком дорогим для казны.

Но люди с синдромом Дауна при заботливом уходе получают высшее образование, становятся актерами, работают в магазинах, ресторанах, офисах. Говорят, что они самые замечательные помощники во многих профессиях, потому что чувствуют хорошее отношение лучше, чем здоровые люди.

И вот важный вопрос. Имеем ли мы право лишать больных людей возможности на непохожую на нашу, но счастливую жизнь? Готового ответа нет. Но это очень важный вопрос для каждого из нас.