Сергей Лесков: Социалистическая экономика ушла в прошлое. Зачем же возрождать «Знак качества»?

Судя по стремительному развитию событий, к нам возвращается «Знак качества». Младое поколение, выросшее на импорте, уже не помнит, что в советской экономике этот знак присуждали самым лучшим товарам - радиоприемник «Спидола», печенье «Юбилейное» и знаменитая сгущенка, которая доводила пионеров до обморока от обжорства. Сравнить с иностранными товарами наши достижения было невозможно, потому что высшим образцом считались югославские сапоги и румынская мебель.

Забавно, что советский «Знак качества», как пешки из одного шахматного набора, походил на символ американского «Крайслера». Вряд ли здесь был коварный умысел, «Крайслеров» в СССР никто не видел. Но если бы на дефицитные «Жигули» повесили «Знак качества», в буржуйский «Мерседес» он бы все равно не превратился. И это понимал самый отъявленный пропагандист советских достижений.

«Знак качества» скоропостижно, в числе первых примет советского времени, скончался, как только столкнулся с наплывом самых обыкновенных заграничных товаров. Их третий сорт оказался лучше нашего первого. Но социалистическая экономика ушла в прошлое. Зачем же возрождать «Знак качества»?

Можно ехидно заметить, что это крах ожиданий, будто рыночная экономика автоматически приведет к повышению качества. Нет у нас конкуренции - и нет качества, зато цены бессовестные. Как говорил Бенджамин Франклин, авторитет которого подтвержден 100-долларовой купюрой, самое лучшее - это самое дешевое.

Но правда жизни в том, что в самых развитых странах существуют аналоги знака качества. В основном это касается продуктов питания, сделанных из экологически чистых товаров. Никому в голову не придет навешивать какие-то символы на «Порше» и «Боинги» или отмечать костюмы «Дольче Габбана» по сравнению с Лагерфельдом. Здесь диктат потребителя и конкуренция. В косметике и фармакологии знак качества вообще выглядел бы как издевательство.

Как будет у нас, непонятно. Роспотребнадзор гоняет иностранные товары, но на качество российской продукции внимания не обращает, будто она святой водой окроплена. За «Знак качества», судя по первой информации, ее обладателям надо будет платить. Понятно, что это признак нынешнего рационального времени, когда покупается даже то, что не продается. Но как доверять такому качеству? В этом вопросе надо по принципу - котлеты отдельно, а мухи отдельно.

При царском режиме почетом пользовался статус «Поставщик двора Его Императорского Величества», который присуждало министерство двора, учитывая, в числе прочего, дешевизну товара. Много воды утекло, в нашей новой жизни сохранилось всего четыре императорских поставщика: «Елисеевский» гастроном, переименованные кондитерские фабрики «Красный Октябрь» и имени Бабаева, а также Подольский механический завод, который делал швейные машинки «Зингер».

Забавно, что фабрика «Большевик» пыталась вернуть себе знак императорского поставщика, а о советском «Знаке качества» даже не вспоминала. Не получилось - и «Большевик» вообще закрылся.

Императора давно нет, а память об императорском знаке качества живет. Заработает ли такой авторитет российский «Знак», неизвестно. Но сомнения закрадываются. Товаров у нас много, но, как говорил один султан, количество жен в гареме не переходит в их качество. 

Обозреватель ОТР - о том, зачем современным товарам оставшийся с советских времен «Знак качества».