Александр Иличевский: Меня всегда занимала тема забвения, то есть то, каким образом человек может бороться с пустотой

Гости

Мария Карпова: Я тоже немножечко запуталась в своих бумагах. Как ты думаешь, о чем могла бы быть книга Александра Иличевского «Исландия»? Книга называется «Исландия», если ты не понял.

Петр Кузнецов: Так, дай-ка подумать. Исландия.

Мария Карпова: Эфирное время не резиновое, Петр!

Петр Кузнецов: Ну, мне кажется, что об Исландии.

Мария Карпова: Об Исландии? У, нет! Это Роман о бакинце в Израиле.

Петр Кузнецов: What?

Мария Карпова: Где логика, казалось бы? Но за что-то же Русского Букера этой книге дали? И Александру Иличевскому. Они же не могли не заметить несостыковки? Значит, так должно быть.

Петр Кузнецов: Ну, может там, да. Я еще хотел сказать: может не поняли?

Мария Карпова: Так должно быть!

Петр Кузнецов: Ну, да. В Русском Букере замечательно все поняли.

Мария Карпова: Да. Без комментария автора мы тут не обойдемся.

Петр Кузнецов: Это точно.

Александр Иличевский: Герой в «Исландии» сдает в аренду Всемирной организации вычислительных мощностей собственное сознание. Когда человеческое сознание настолько смешивается с данными Всемирной сети, возникает вопрос: может ли человек при этом оставаться собой и может ли он меняться, быть, ко всему прочему, счастливым.

А в «Исландии» раскрывается тема личного счастья. Герой находит возлюбленную и обретает с ней свой собственный путь. Выходит, что герой не только из обрывочных сюжетов своего сознания и отблесков чужих воспоминаний, которые еще можно модифицировать, он собирает целостную картину мира. Но еще ко всему прочему, он при этом становится на стезю развития.

В романе меня, как в общем-то и всегда, занимала проблема забвения, т.е. то, каким образом человек может бороться с пустотой. В книге есть линия прадеда героя, о котором совершенно ничего неизвестно. И вот постепенно, с помощью магического кристалла в голове, герой начинает осознавать, каким образом приоткрывается завеса, тайна над судьбой прадеда, и как она поразительным образом оказывается связана с настоящей жизнью?

В общем, если говорить в терминах теории искусства, «Исландия» – книга о том, как сознание способно стать познаваемым объектом.

Мария Карпова: Все, Петь, все, все, все.

Петр Кузнецов: Очень, очень интересно.

Мария Карпова: Александр Иличевский Исландия.

лауреат «Русского Букера» и «Большой книги»