Павел Медведев: «Если вам звонит неизвестный человек, вы должны положить трубку – это просто ваш гражданский долг»

Гости
Павел Медведев
доктор экономических наук

Антон Липовский: Как и обещали, сейчас ответим на все самые злополучные вопросы. И пожалуйста – Павел Алексеевич Медведев с нами на связи, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков.

Анастасия Семенова: Здравствуйте.

Антон Липовский: Павел Алексеевич, здравствуйте.

Павел Медведев: Здравствуйте.

Антон Липовский: Вы знаете, у меня сразу вопрос о новостной повестке, от которой мы сегодня отталкивались, то, что вот документ начал с 24 апреля действовать. Как считаете, такие нововведения со стороны Центробанка смогут обезопасить людей? Или это не гарант?

Павел Медведев: Это не гарант, безусловно, но я одобряю решение, особенно ту его часть, где говорится о счете, на который переводятся деньги. Ключевой вопрос, куда ушли деньги. К сожалению, заставить полицию, которая должна была бы в таких случаях разбираться, понять, кому принадлежит тот счет, на который ушли деньги, а этот счет, очевидно, известен, очень трудно. Сейчас Центральный банк обязывает микрофинансовую организацию выяснять, что за счет и как он связан с личностью того человека, на которого берется заем.

Антон Липовский: Да, хорошо.

Но вот что касается теперь утечки тех самых данных. Вот нам позвонил телезритель, давайте прямо самую свежую историю, которая прозвучала у нас в эфире. Звонили из одного из банков, банк назвали в итоге, человек пошел в этот крупнейший банк, рекламу которого мы видим на всех билбордах и по телевидению, а затем там ему отклонили в решении выдавать кредит...

Анастасия Семенова: ...потому что сумма маленькая.

Антон Липовский: Да, сумма маленькая. Затем он приходит домой и ему тут же звонят из микрофинансовой организации и говорят, что «у нас для вас уже готов договор, придите только подпишите».

Анастасия Семенова: «Только подпишите», т. е. все данные, получается, банк отправил микрофинансовой организации?

Антон Липовский: Как это происходит?

Павел Медведев: Вы знаете, с персональными данными битва проиграна совершенно полностью. У меня тысячи записаны телефонов – тысячи, не сотни, а именно тысячи телефонов, – с которых мне звонили, правильно называли имя-отчество, фамилию, в каком банке у меня есть счет и т. д. Это абсолютно проиграно.

Для того чтобы выиграть эту битву, надо ее начать. Нужно сделать персональные данные действительной ценностью, нужно сделать так, чтобы кому-то было интересно. Конечно, в первую очередь должно быть интересно полиции. Всякий раз, когда мне звонят с какого-то телефона, я должен иметь право сообщить номер этого телефона в полицию, а полиция должна быть заинтересована в том, чтобы найти хозяина этого телефона. Это не делается никогда. Поэтому, к сожалению, такое положение, о котором вы расписываете, мы вынуждены терпеть, у нас нет защиты.

Анастасия Семенова: Но защита только как-то быть самому подкованным, получается? Как не попасться вот на уловки?

Павел Медведев: На улов не попасться таким образом. Нужно следовать такому принципу: с незнакомыми не знакомлюсь. Если звонит неизвестно кто, тут же надо класть трубку. Ни в коем случае не выполнять никаких рекомендаций. Там звонит мне капитан полиции такой-то и требует, чтобы я немедленно позвонил по такому-то телефону, – никогда, никогда не выполнять инструкции неизвестных людей.

Анастасия Семенова: А еще говорят, да, может быть, правда не правда, Павел Алексеевич, если ты уж взял и сказал «да»... Нельзя начинать разговор со слова «да». Есть такое, может быть, это миф, или это правда?

Павел Медведев: Не надо начинать разговор ни с какого слова.

Анастасия Семенова: Понятно.

Павел Медведев: Если вам звонит неизвестный человек, вы должны положить трубку. Это просто ваш гражданский долг.

Антон Липовский: Сегодня это так.

Павел Алексеевич, давайте разберем все-таки пошагово ситуацию. Есть у нас истории и в СМС-портале, в WhatsApp. Если все-таки человек где-то потерял свои данные, не было еще этого апрельского постановления от Центрального банка, и взяли заем на человека, который об этом даже не знает, что в таком случае? Вот надо сесть, выдохнуть и спокойно знать, как вести. Вот пошаговая инструкция, что делать?

Павел Медведев: Я начну с того, что скажу, что никакой человек не должен терять свои данные. Данные человека он вынужден сообщать в очень многие инстанции: в банк, в администрацию отеля, в котором он остановился, в свой ЖЭК и т. д. Поэтому не надо терять данные, для того чтобы попасть в такую ситуацию.

К сожалению, так как нет регулярной заинтересованности властей, чтобы поймать бандитов, которые таким образом нас грабят, я выработал такой метод – надо производить много шума. Безусловно, надо сделать заявление в полицию. Если полиция не знает, что ей надо встать со стула в таком случае, надо жаловаться в прокуратуру.

Есть такой способ, который раньше довольно хорошо действовал, теперь не очень: пойти к своему депутату Государственной Думы и попросить его сделать депутатский запрос генеральному прокурору. Дорогие депутаты! Вот вы можете очень хорошо помочь своим избирателям, если регулярно будете делать такого рода запросы, если вашего избирателя ограбили, и будете добиваться, чтобы службы генерального прокурора прореагировали на ваш запрос (некоторые делают запрос и забывают).

И иногда помогает, потому что сотрудники генерального прокурора звонят в полицию и требуют, чтобы полиция все-таки со стула с этого злосчастного встала. У полиции есть возможности заставить мошенника как минимум испугаться. Надо производить много шума, к сожалению, это так.

Антон Липовский: Да. Но при этом я думаю, что ничего раньше времени... Нам один телезритель написал о том, что «теперь пришлось понабрать кредитов, чтобы расплатиться за микрозаем». Получается, что ничего платить не надо, надо вот этот самый шум наводить и добиваться того, чтобы с вас сняли все вот эти обязательства?

Павел Медведев: Вы знаете, я, к сожалению, не могу дать такой совет, хотя очень бы хотелось. Действительно, нелепо платить за долги, которые не твои, так мало того, что не твои, так они еще взяты какими-то бандитами, а не какими-то несчастными, которым вы могли бы, может быть, захотеть помочь. Иногда судебная система выстраивается как раз против вас. Бывает так, что судья понимает, что вы ни в чем не виноваты, но у него тоже нет способа вам помочь, у него нет рычага, с помощью которого он мог бы разрушить бандитскую схему грабежа.

Антон Липовский: Хорошо. Павел Алексеевич, спасибо вам огромное!

Анастасия Семенова: Спасибо огромное!

Антон Липовский: С нами на связи был Павел Алексеевич Медведев, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков.