Леонид Млечин: Спор о личности Ивана Грозного сегодня - это вопрос о том, как модернизировать страну, и спор о методах

Фильм, который показывает Общественное телевидение России, был снят по заказу. Но, как свидетельствует история искусства, многие художники творили по заказу. И так создавались великие произведения, шедевры. Беда — если заказчик начинает учить художника, как надо работать.

Сталин во время войны захотел, чтобы появился фильм о царе Иване Четвертом, которого чаще называют Иван Грозный. Снимать поручили великому режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Он же написал сценарий. Он умел это делать. За сценарий фильма об Александре Невском ему присудили ученую степень доктора искусствоведения без защиты.

Задача была поставлена так: показать великого собирателя земли русской. Неустанного борца с внутренними врагами, а затем и внешними. Снимали в войну в Алма-Ате. Замечательные актеры. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Фильм вышел на экраны в январе 1945 года и был удостоен сталинской премии первой степени.

Иван IУ вступил на престол трехлетним ребенком. Его отец умер от заражения крови. Потом умерла мать. В восемь лет остался сиротой. Его с детства баловали, потакали его странным страстям.  С 12 лет баловался, сбрасывая с колоколен кошек и собак, с 14 лет – ронял людей. Свой первый смертный приговор вынес в 15 лет: казнил князя Андрея Шуйского. Еще одному боярину велел язык отрезать "за невежливое слово".

В первой период его правления у власти находились, говоря современным языком, эффективные менеджеры – во главе их Алексей Федорович Адашев. Они пытаются навести порядок в стране. Это десятилетие  больших реформ. В России создавалась сословно-представительная система, из нее могла произойти парламентская монархия, как в западной части Европы.  Именно в эти годы взяли Казань, присоединил Астраханское царство.

И вдруг царь Иван всё и всех меняет. Объяснил: они пытались создать систему, когда "рабы властвуют помимо государя". Какое-то время ему реформаторы нравились, а потом надоели. Надоело прислушиваться к их советам. Он захотел ускорить историю. С помощью террора. Как впоследствии Сталин.

Отобрал свою личную гвардию — опричников, которым все позволял в обмен на личную преданность. Сталин называл опричников "прогрессивным войском", которое вело борьбу с феодалами.

На самом деле царь Иван вовсе не сокрушал удельных князей. Кто такие опричники? Отпрыски аристократических родов, старомосковского боярства, титулованные аристократы. Кого казнили в первую очередь? Священников, которые осмеливались отстаивать роль и значение церкви. Несколько монахов привязали к бочкам с порохом и взорвали: раз вы ангелы, то и летите на небо.  Грабили монастыри и церкви, растаскивали церковное имущество. Царь Иван превратил церковь в департамент при власти.

Он убил главу церкви Филарета.  Почему убил? Потому что хотел быть живым Богом на земле... И есть же люди, которые прославляют его за то, что  в христианской культуре и в православной церкви считается тяжким грехом.

Боярство пострадало не больше других.

И, кстати говоря, историки давно пересмотрели представление о боярах как о реакционной силе. Это представление навеяно западноевропейскими баронами. В России этого не было. Не было замков, не было бояр со своим войском. Напротив, боярская дума – инструмент централизации страны. Крупные бояре в первую очередь были заинтересованы в централизации, боясь остаться без земли.

Опричнина была просто инструментом установления личной власти.  А для настоящей войны опричники не годились. Летом 1571 года не сумели остановить крымского хана Девлет-Гирея, который сжег Москву. В минуту смертельной опасности царь Иван назначил князя Михайла Ивановича Воротынского главнокомандующим. А когда опасность миновала - казнил.

В один день на Красной площади казнили  больше ста человек. Казнями распоряжался сам царь. Одного облили крутым кипятком. С другого содрали кожу. Третьему сначала разрубили живот, потом отрубили руки, ногу, голову. Руководителя царской дипломатии Ивана Михайловича Висковатого привязали к столбу, и каждый из приближенных должен быть отрезать у него кусок плоти.

Герой этого фильма не ушел в историю. Напротив, его постоянно  вспоминают, ставят в пример. Ему воздвигают памятники. Тем интереснее посмотреть фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". Первая серия.

         

Вдохновленный зрительским успехом первой серии фильма "Иван Грозный"  Сергей Михайлович Эйзенштейн приступает к съемкам второй серии, которую мы сейчас покажем. А в планах третья. Но этим планам не суждено был сбыться...  Вторая серия Сталину решительно не понравилась.

Первая серия - история успеха. А  вторая — портрет  тирана.  Преступные   средства лишают цель всякого смысла — вот, что показал режиссер. Не величие страны волнует кровавого тирана, а собственная власть. Все остальное красивые слова, обман. И владыка деградирует. Во второй серии это стало очевидно. И заказчик понял, что это показывать никак нельзя.

В сентябре 1946 года появилось разгромное постановление оргбюро ЦК:

 "Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером— слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".

Эйзенштейн лежал в больнице с инфарктом. Исполнитель главной роли Николай Черкасов добивался аудиенции у вождя в надежде как-то объясниться. Наконец вождь согласился. Вызвал к себе Эйзенштейна и Черкасова. Говорил раздраженно-недовольно. 

Долго объяснял выдающемуся режиссеру и выдающемуся актеру, каким Иван Грозный должен  предстать перед зрителями.

 "Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно, но нужно показать, почему нужно быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал 5 крупных феодальных семейств. Если он эти 5 семейств уничтожил бы, то вообще не было бы смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал. Нужно было быть еще решительней".

Чем больше убьешь — тем лучше...

А вот мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждал страну от иностранного влияния.

Сталин неважно знал историю. Как раз по приказу Ивана Грозного в Германии набирали мастеров различных специальностей и заманивали в Россию. И среди опричников, его личной гвардии, процент иностранных выходцев был очень высок.

Но вот, что забавно. Иван Грозный постоянно жил в страхе. Пригласил британского посланника и попросил передать королеве нечто важное. Запретил доверять послание бумаге! Посол сам отправился в Лондон и здесь рассказал королеве: Иван Грозный просит предоставить ему убежище - "для сбережения себя и своей семьи". Как видим, обычай просить убежище в Англии имеет давние корни.

 

Сергей Михайлович Эйзенштейн не успел исполнить пожелания вождя. Умер — в пятьдесят лет.  Вторая серия вышла на экраны осенью  1958 года — после смерти и режиссера, и Сталина.

Чем царь Иван был близок Сталину? Что их роднит? Тотальность террора, когда невозможно понять, почему этого убили, а этого еще нет. Уничтожение только реальных врагов, следование пусть очень жестким, но законам не может напугать. А непредсказуемость террора, репрессий, когда любой может стать  жертвой, пугает народ.

Спор о личности Ивана Грозного сегодня - это вопрос о том, как модернизировать страну.  Это вопрос о том, что сделать так, чтобы Россия двигалась вперед, чтобы она была счастливым, великим и процветающим государством, и это всегда спор о методах.

Естественно, возникает мысль, что твердый, жесткий и, может быть, даже жестокий правитель лучше справится с нашей огромной страной, чем человек, идущий по пути медленных реформ. Это вопрос о жертвах, которые тогда возникают. А жертв может быть очень много. Кто-то скажет: "Ну что делать? Лес рубят, щепки летят, а что, разве в других местах по-другому происходило? А что, разве можно без этого обойтись?"

Выясняется, что можно  обойтись и без жертв. Но есть  самый  главный вопрос: а что в результате?  А результат-то для страны какой? Что тиран оставляет после себя?

Каков итог правления Ивана Грозного?  Экономический кризис, деревни обезлюдели, крестьяне разбежались. Налоги сократились. Четверть века без результата вел Ливонскую войну. Вынужден был заключить мир со Швецией -  неудачный для России. И царь Иван распустил опричнину, то есть признал несостоятельность своей политики.

Иван Грозный оставил после себя бедствующую страну. Восстанавливали ее другие. Вот это и есть ответ на вопрос о методах. Такие методы не приносят для России ничего, кроме бедствий.

Как я понимаю, именно это  Сергей Михайлович Эйзенштейн и  хотел показать.

На Общественном телевидение России "Иван Грозный". Вторая серия.