Леонид Млечин - о времени и о фильме "Великий гражданин"

О двухсерийном фильме 1937 года, посвященном убийству Сергея Мироновича Кирова - "Великий гражданин".

Леонид Млечин: Общественное телевидение России продолжает приуроченный к столетию Великой русской революции показ знаменитых советских художественных фильмов. И, судя по откликам, вам это стало интересно. Я понимаю, почему. Потому что это история нашей жизни. Вне зависимости от того, насколько далеко показанное в фильмах от реальной жизни, все равно это часть нашей истории.

Показываем две серии фильма "Великий гражданин". Я, собственно, мог бы просто сказать, что это фильм, посвященный убийству Сергея Мироновича Кирова, и на этом закончить. Но на самом деле в нашей истории ничто непросто, и в истории кинематографа – тоже.

1 декабря 1934 года был убит член Политбюро, секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии, руководитель Северо-западного бюро ЦК Сергей Миронович Киров. Мелкий партийный работник Леонид Николаев, человек болезненно экзальтированный, застрелил его в Смольном в нескольких шагах от кабинета первого секретаря.

Фильм "Великий гражданин" снят режиссером Фридрихом Эрмлером. Это один из самых знаменитых кинематографистов того времени. Эрмлер нравился главному зрителю того времени Иосифу Виссарионовичу Сталину, и вождь удостоил его личной аудиенции. Сталин так сформулировал главную задачу кино: поднимать политическую боеспособность масс. Иначе говоря, кино является средством донесения правильной идеологии.

Работа над сценарием началась через год после убийства Кирова. Вообще вся работа затянулась и продолжалась 4 года. Первая серия вышла в феврале 1938 года. Премьера второй серии состоялась в ноябре 1939 года.

Первая серия посвящена тому, чтобы разоблачить политических врагов советских власти, а вторая серия – тому, чтобы показать, как политические враги советской власти становятся уголовными преступниками и убивают главного героя, то есть Сергея Мироновича Кирова.

В последние годы убийство Кирова превратилось в какой-то скабрезно-авантюрный сюжет. Мелкий партийный функционер, неудачник застает свою жену во время любовного свидания, убивая счастливого соперника, который оказывается к тому же хозяином города. На самом деле вся эта история значительно сложнее. Выстрел, который прозвучал в Смольном 1 декабря 1934 года, имел огромные и страшные последствия для всей страны.

До смерти Кирова в стране была относительная стабилизация после массовой коллективизации, раскулачивания, что привело к уничтожению русского крестьянства, и не только русского. Изменили тактику. Как бы ослабили гайки. Конечно, все политические противники Сталина и даже те, кто в какой-то малейшей степени был не согласен с главной линией, были устранены. Политическая жизнь в стране исчезла. Но, тем не менее, чекисты не свирепствовали, люди уходили в частную жизнь. Работаешь спокойно, сидишь тихо – и продолжай трудиться.

После смерти Кирова начинается то, что вошло в историю как эпоха большого террора и что через год с небольшим, в 1936 году, достигнет своего пика. Фильм, который вы сейчас увидите, заложил основы мифа о Сергее Мироновиче Кирове, который в определенном смысле существует и по сей день. Более того, после XX съезда, когда началось разоблачение сталинских преступлений, миф о Кирове не только сохранился, но еще стал масштабнее. Рассказывали, будто на XVII съезде партии в начале 1934 года многие делегаты голосовали против Сталина и хотели именно Кирова сделать новым генеральным секретарем ЦК партии, что он был настоящим народным любимцем, невероятно либеральным человеком, который по существу находился в оппозиции к Сталину. Но это не имеет под собой никаких фактических оснований. Только воспоминания, перепроверить которые невозможно.

Сергей Миронович Киров не был народным любимцем и не был политическим оппонентом Сталина. Он, вообще говоря, в иерархии того времени занимал не очень высокое место. Он был политическом областного масштаба. И когда его поставили во главе Ленинграда после Григория Евсеевича Зиновьева, который был ленинским другом, ленинским соратником, председателем исполкома Коминтерна, то это как раз означало понижение статуса Ленинграда и превращение его, как потом выразится один писатель, в город с областной судьбой.

Таким образом, конечно, Киров никогда не был оппонентом Сталина и никогда не мог рассматриваться как его замена. Просто не равны были их категории.

Никогда Киров и не был человеком либеральных убеждений. Работая в Ленинграде, Сергей Миронович просто решал квартирную проблему. Он повелел выселить из города "бывших людей" – речь шла о десятках тысяч людей непролетарского происхождения, которых изгнали из города, где они жили.

Сергей Миронович Киров (это псевдоним, настоящая фамилия – Костриков) поздно пришел к большевикам, а до этого работал в кадетской газете "Терек", о чем ему со временем напомнили. В 1929 году ленинградские партийные функционеры обратились в ЦК партии, где напомнили, что Киров в 1917 году поддерживал продолжение Первой мировой войны, против чего возражали большевики, восхищался Временным правительством и главой Временного правительства Александром Федоровичем Керенским.

Причем, они не просто об этом рассказали, но и представили статьи за подписью Сергея Мироновича Кирова. А дальше самое удивительное. Сталин не отверг эти обвинения, а, напротив, повелел разобрать их. И устроили совместное заседание Политбюро и Центральной контрольной комиссии (это была партийная инквизиция), на которой Сталин дал всем критикам Кирова возможность высказаться. А потом, заключая, сказал: "Да, Киров совершал ошибки в те времена, но сейчас он хорошо руководит Ленинградом, и забудем об этом". Поразительная история.

С одной стороны, Киров мог чувствовать себя спокойно. А, с другой стороны, теперь он был подвешен, потому что в решении Политбюро записали, что он совершал политические ошибки. Этого было достаточно, чтобы в одну минуту лишить его должности. В те времена и за меньшее расстреливали. Почему Сталин оставил его на должности? Ему нравились люди с подмоченной репутацией. Ими проще управлять. И Киров знал и всякую минуту помнил, что он всем, решительно всем обязан Сталину. В годы большого террора вокруг Сталина появились совершенно молодые люди, которые смотрели на него, как на полубога. Они решительно всем были ему обязаны. Зато исчезли старые большевики, те, кто совершал революцию, кто воевал в гражданскую, кто был рядом с Лениным.

И режиссер фильма взялся показать, почему вчерашние соратники Ленина превратились во врагов и почему их нужно уничтожать. В одной из сцен мать главного героя, чьим прототипом является Киров, на партийном собрании, которое устроено в кинотеатре, обращаясь к своему оппоненту, говорит: "Какой же ты большевик, если ты не веришь? А вот они верят", - говорит она, обращаясь к другим участникам собрания, вот он, социализм. То есть зритель должен был понять: надо верить, любое отклонение от генеральной линии невозможно, потому что преступно, ведет тебя в лагерь врага. А враги превращаются в настоящих убийц. И ради этого нужно уничтожать этих врагов. Эта фраза тоже прозвучит в фильме: "Народ, победивший народ уничтожал, уничтожает и будет их уничтожать".

Режиссер очень постарался, чтобы добиться необходимого эффекта, и в значительной степени ему удалось. Поэтому заслуги съемочной группы были отмечены. Но там были очень талантливые люди. Музыку к кинофильму написал никто иной, как Дмитрий Шостакович, попавший в опалу, к тому времени искавший как-то наладить отношения с властью. Ему это удалось. Он был удостоен Ордена трудового красного знамени. Создатели фильма были награждены вождем, получили Сталинскую премию. Режиссер Фридрих Эрмлер стал руководителем киностудии "Ленфильм". Конечно, сегодня историки ставят вопрос об ответственности художника за деяния тоталитарных режимов. Но это другой разговор. А сейчас - "Великий гражданин", обе серии. Вы можете увидеть их только на нашем канале.