Леонид Млечин: Образ забойщика - метафора советской индустриализации и символ успеха, способности добиваться своего, преодолевая любые трудности

Общественное телевидение России продолжает приуроченный к столетию революции показ вошедших в историю художественных фильмов. Эти фильмы вы сможете увидеть только на нашем канале. Судя по откликам, вам интересно. Потому что это история нашей страны.  Как бы далеко ни было показанное в фильмах от реальных событий, эти ленты сами по себе — часть нашей жизни.

Вы увидите знаменитый фильм "Большая жизнь". Это поэма о шахтерах. Один из любимых сюжетов отечественного кинематографа. И понятно почему. В советские годы говорили: "Уголь - хлеб промышленности".  Растущие цифры добычи угля победно звучали с самых высоких трибун и означали неостановимое движение вперед.

Образ забойщика с отбойным молотком  - метафора тяжело дававшейся советской индустриализации. И нечто большее -  впечатляющий символ успеха, способности добиваться своего, преодолевая любые трудности.

Фабула фильма "Большая жизнь" стандартная. Молодые рационализаторы придумывают новый метод добычи угля. Но против - отсталые руководители. Эта нехитрая драматургия кочевала из фильма в фильм. Как у любимого мной Твардовского:

  Показан метод новой кладки.

  Растущий зам,

  отсталый пред

  и в коммунизм идущий дед…

Ну, и, разумеется, шахтерам-новаторам мешают вредители.

Фильм снимался в городе Шахты Ростовской области. Именно здесь устроили первое громкое дело о вредителях. В 1928 году чекисты вскрыли "вредительскую организацию  буржуазных специалистов в Шахтинском районе Донбасса". Устроили шумный публичный процесс, потому что велено было рассказать об этом всей стране.  Обвинителем был  прокурор РСФСР Николай Васильевич Крыленко, председательствовал на процессе Андрей Януарьевич Вышинский, который вскоре станет союзным прокурором.

В чем политический смысл борьбы с мнимыми вредителями?

Ответственность за экономический кризис, за неудачи и провалы переложили на старых специалистов.  Сталин обвинял  старых спецов - "вредителей и саботажников" - во всех экономических провалах.  Но не было никакого саботажа, не было вредителей. Надо было на кого-то свалить собственное разгильдяйство, лень, неспособность наладить работу. Искали и находили козлов отпущения.

В Донбассе арестовали больше половины  инженеров и техников. Избавление от опытных и профессиональных кадров самым губительным образом сказалось на ситуации в угольной промышленности.  Выдвижение на руководящие должности людей без инженерного и технического образования, без опыта только ухудшало ситуацию.

Тогда  методично уничтожали все, что связывало Страну Советов со старой Россией. В 1929 году Молотов заявил, что следующий год станет последним годом для "старых специалистов". Сажали ученых, инженеров. А горное дело — трудное, требует высоких профессионалов. Если их нет, и уголь плохо  добывается, и люди гибнут.

Чекисты получили указание найти вредителей во всех  отраслях народного хозяйства. И указание выполнили. В начале августа 1930 года Сталин в письме Молотову написал, что надо "обязательно расстрелять всю группу вредителей по мясопродукту, опубликовав при этом в печати". Сказано — сделано. Арестовали и расстреляли "вредителей" по  мясу, рыбе, консервам  и  овощам.

Ни мяса, ни рыбы больше не стало. Но объяснение нашли.

Все процессы были одинаковыми. Они должны были показать стране,  что повсюду действуют вредители,  они-то и не  дают восстановить промышленность и вообще наладить жизнь.  А вредители - бывшие капиталисты,  дворяне, белые офицеры, старые специалисты.  Некоторые из них - прямые агенты империалистических разведок, которые готовят военную интервенцию...

В 1937 году на одном угольном складе нашли  сто польских шпионов. На одном складе! Да у польской разведки за всю ее историю такого количества агентов не было, откуда такие успехи?.. Но чтобы придать убедительности, арестованным в фамилии добавили шипящих звуков, чтобы походили на польские.

В 1937 году передовая статья "Правды" провозглашала: "Ни одна неполадка, ни одна авария не должны пройти для нас незамеченными. Мы знаем, что агрегаты сами не ломаются, котлы сами не взрываются. За каждым таким актом спрятана чья-то рука. Не рука ли это врага - вот первый вопрос, который должен возникнуть у каждого из нас".

На процессах в Москве обвиняемые безоговорочно признавали свою вину. Они рисовали грандиозную картину разрушения "вредителями" экономики страны, создавая Сталину роскошное алиби, которого хватило на десятилетия...

Но фильм "Большая жизнь  получился очень удачным. Над ним работали — как в кадре, так и за кадром - очень одаренные люди.

Автор сценария - Павел Нилин. Образования он не получил, в юные годы служил в милиции. В литературе он остался своей повестью "Жестокость" - о двадцатых годах, ее опубликовали уже в послесталинские годы и читали взохлеб. А тогда он только начинал работать в литературе. 

Режиссер -  очень талантливый Леонид Луков, который потом снимет замечательный фильм  "Два бойца".

Главного героя с юмором сыграл очень искренний от природы Борис Андреев. Он стал в кинематографе олицетворением народного характера каким его хотелось изобразить. Да, бывают ошибки, неудачи, но с помощью партии и старших товарищей он находит верную дорогу в  жизни и с богатырской силой совершает трудовые подвиги. И у Андреева это получалось достоверно.

Его друга сыграл  Петр Алейников. А они и в жизни очень дружили. А еще играют Марк Бернес, Николай Крючков...  Для фильмов Лукова характерна достоверность переживаний героев его фильмов. И эта, человеческая сторона "Большой жизни" определила успех фильма. Лидер проката, как бы теперь сказали.

И, разумеется, песня. Для фильма молодой тогда поэт Борис Ласкин и молодой композитор Никита Богословский написали "Спят курганы темные".  Ее пели не только фанаты донецкого "Шахтера". Песня замечательная.

Фильм весной 1941 года получил сталинскую премию первой степени. А после войны возникла идея снять вторую серию — о восстановлении Донбасса, который жестоко пострадал в войну. Вторую серию сняли в 1946 году. И вторая серия подверглась зубодробительной критике.

Приняли специальное постановление оргбюро ЦК 4 сентября 1946 года "О кинофильме "Большая жизнь":

"Кинофильм порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении... Не дает правильного представления о действительном размахе и значении проведенных Советским государством восстановительных работ в Донецком бассейне... Главное место уделено изображению всякого рода личных  переживаний и бытовых сцен... Рабочие и инженеры показаны отсталыми и малокультурными людьми... Лучшие люди являются беспробудными пьяницами... Руководители шахты не проявляют элементарной заботы о работницах... Некоторые работники искусств, живя среди советских людей, не замечают их высоких идейных и моральных качеств".

Сталину фильм не понравился. Он произнес целую речь, перечисляя грехи фильма. Сохранилась стенограмма его выступления, можно почитать, если интересно. Что его раздражало?  Цыганские песни есть. Ресторанные песни есть. Пьянка есть. Любовные похождения есть. Мало показано восстановление Донбасса.  Почему люди живут в страшных условиях? Показали-то лучше, чем было в жизни. Но Сталин и этого не хотел видеть. Еще его разозлило, что не показали, что все механизировано, что работают только врубовые машины.

Я впервые спустился под землю именно в Донбассе — через три с лишним десятилетия после сталинской возмущенной речи о том, что создатели фильма  хотя обмануть зрителей, не показывая механизации горного дела. 

Это был 1979 год. Как это тогда выглядело? Воздух в забое полон угольной пыли.  В шахте душно,  жарко, под ногами вода. Поскольку шахту показывали иностранцам — японским шахтерам, включили врубовый комбайн. Когда японцы ушли, выключили.

На крутом падении, там, где угольный пласт залегает под углом,  никакая  техника не действовала. Врубались в породу отбойным молотком,  как их  отцы в те, когда снимался фильм "Большая жизнь".  Работают  иногда вниз головой и без света,  чтобы не видеть, что висишь над бездной.

Это сейчас угольная отрасль меняется радикально. Я в последний год много ездил и видел новые производства. Но тогда, после войны, в шахте было страшно - в любую минуту выброс газа,  взрыв, обвалилась кровля, и можно погибнуть.  И погибали.

Так что с создателями фильма поступили не справедливо.

Вторую серию показали только в 1958 году. Потом уже весь фильм отредактировали. Убрали портреты и Сталина, и его верного помощника члена политбюро Лазаря Моисеевича Кагановича, который перед войной был наркомом тяжелой промышленности и руководил горняками.

Режиссер фильма Леонид Луков уйдет из жизни совсем молодым. Две сталинские премии, орден Ленина, звание народного артиста России. Но расправа над второй серией не прошла даром….  Он умер во время съемок нового фильма - "Верьте мне, люди", который окажется очень успешным. Но он уже не мог порадоваться своему успеху.

А мы можем насладиться работой талантливых людей. Фильм "Большая жизнь".