Леонид Млечин: Александра Коллонтай сама создавала реальность, она принадлежала к тем немногим, кто творит историю

Общественное телевидение России показывает снятый в 1969 году фильм "Посол Советского Союза". Главная героиня ленты носит иную фамилию, и не упоминается Швеция. Но все знали, что это фильм об Александре Михайловне Коллонтай. Первая женщина-министр, первая женщина-посол, благодаря этому фильму она вновь стала знаменитой.

Ее играла актриса вахтанговского театра очаровательная Юлия Константиновна Борисова. В кино она снималась мало. Ее высоко ценили не только зрители, но и начальство. Политически важную роль доверили не только народной артистке СССР, но еще и депутату Верховного Совета РСФСР.  Юлию Борисову ждали государственная премия и золотая звезда Героя Социалистического Труда.

Режиссер фильма — Георгий Григорьевич Натансон, народный артист России, лауреат государственной премии. Ему особенно удавались романтические ленты, и он умело работал с лучшими актрисами советского кинематографа, которые именно в его картинах  становились звездами общенационального масштаба. Музыку к фильму написали Вениамин Ефимович Баснер и Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Авторы сценария — братья Тур, это псевдоним очень удачливых сценаристов. Петр Львович Рыжей и его жена Ариадна Сергеевна не особенно любимы театральными и кинокритиками, но написанные ими пьесы и  снятые по их сценариям фильмы пользовались большим успехом у зрителя. А соответствие исторической реальности — не главное, что волновало авторов сценария.

На премьере фильма среди зрителей был Владимир Семенович Семенов, некогда один  из подчиненных Александры Михайловны Коллонтай. В годы войны он работал в полпредстве в Стокгольме. Сделал изрядную карьеру в дипломатии и стал заместителем министра иностранных дел. Семенов с чувством глубокого внутреннего удовлетворения отметил, какую важную роль в фильме играет некий советник посольства. И пометил в дневнике: "Даже по внешним данным сделали под меня". А работу кинематографистов в целом оценил снисходительно: "Профессионально – это развесистая клюква. Но все сделано трогательно".

Фильм "Посол Советского Союза" имел большой успех, стал, как бы теперь сказали, лидером проката. Экранный образ, созданный Юлией Борисовой,  в массовом сознании навсегда заменил реальную Александру Михайловну Коллонтай. Зато она вернулась из небытия и прочно вписалась в советскую историю…

Дело в том, что довольно долго советские чиновники не могли простить Коллонтай самостоятельности в политической и личной жизни. За два года до выхода фильма, который вы сейчас увидите, в 1967 году начальник Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР Павел Константинович Романов пожаловался в ЦК КПСС на постановку в театре "Современник" премьеры спектакля "Большевики" по пьесе молодого тогда драматурга Михаила Филипповича Шатрова:

"Вызывает сомнение историческая достоверность и политическая оправданность введения в число действующих лиц пьесы таких персонажей, как  Коллонтай,  которая как до событий, изображаемых в пьесе, так и в последующем была в оппозиции к В.И. Ленину, выступала против политики партии по принципиальным вопросам, примыкала к различным антипартийным группировкам…"

Пьесы Михаила Шатрова всегда трудно проходили через цензуру. И сам театр "Современник" для идеологических чиновников был, как красная тряпка. Они недоумевали, отчего этим вольнодумцам и вольтерьянцам позволено жить и работать. Появление на сцене уже почти забытой Коллонтай давало цензорам желанный  повод обвинить авторов спектакля в пренебрежении основополагающими партийными документами и оценками.

Романова сделали главным цензором страны в 1957 году.  Он просидел на этой должности без малого тридцать лет – аж до горбачевских времен!

Самоуверенный по характеру Павел Романов претендовал на большую роль, чем ему было положено. Не он один желал руководить идеологией, были и другие чиновники высокого ранга, имевшие на то большие основание

Деятельность Коллонтай начальник цензуры Романов, бдительный догматик, называл "антипартийной". Негодовал, как вообще можно выводить на сцену такой сомнительный персонаж! Но разгневанное послание начальника Главлита не встретило понимания. Дело в том, что еще один ее подчиненный  в Стокгольме Андрей Михайлович  Александров-Агентов стал  помощником Леонида Ильича Брежнева по международным делам.

Жизнь Александры Михайловна Коллонтай могла бы стать сюжетом для телевизионного сериала - увлекательного, авантюрного, со множеством интереснейших, в том числе любовных, линий.

Она сама сделала все возможное, чтобы остаться в истории. Не только потому, что  была крупной политической фигурой в самую драматическую для России эпоху - она сама создавала реальность, она принадлежала к тем немногим, кто  творит историю.  Рядом с ней были деятели не меньшего калибра, но они ухнули в небытие, оставшись упоминанием в учебнике истории…  Коллонтай позаботилась о себе. Всю свою жизнь она вела дневник и писала подробнейшие письма подругам и тем самым собственноручно – до мельчайших деталей! - запечатлела свою политическую и интимную жизнь.

Сейчас даже трудно  представить себе, какой фантастической популярностью она пользовалась в революционные годы. Она властвовала над огромными залами тех, кто собрался ее послушать, и завоевывала сердца понравившихся ей мужчин.

Александра Михайловна  добилась  многого в жизни: первая  женщина-министр  и  первая женщина-посол в истории России. Она использовала свой министерский пост для того, чтобы дать женщинам свободу. Заставила мужчин – коллег по правительству согласиться с ней. И своим примером неустанно доказывала, что женщина должна и может добиться равенства с мужчинами –  в карьере, в браке, в постели. В личной жизни она желала абсолютной свободы, и ей это удалось. Что касается всего остального… 

Ее политическая карьера представляет собой серию радикальных  перевоплощений - процесс, который друзья называют ростом политика,  а противники - циничным  приспособленчеством. Она всегда трезво оценивала происходящее и видела, как быстро меняется окружающий ее мир. В молодые годы боролась за свои идеалы. В зрелые – за благополучную жизнь свою и своей семьи.

Она сохранила бесконечную жажду жизни, но стала бесконечно циничной и изощренной. Но не эти ли качества позволили ей сохраниться? Она предпочла пожертвовать всем, чтобы остаться на плаву. Ей повезло, что природа наградила ее железными нервами.

Наученная горьким опытом, она руководствовалась простым правилом: всегда ожидай предательства. В любви она боялась быть брошенной — ее муж Павел Дыбенко, который был много ее моложе, ушел к другой, в политике -  вообще быть выброшенной  из жизни.

  Да и пришло трезвое осознание, что времена наступили опасные. Это против царского правительства можно было бунтовать. Что не так – вытребовал загранпаспорт и в свободные края, Цюрих, Париж, Лондон. А еще кричали "тюрьма народов"… А вот при советской власти по-настоящему стало страшно.

Сталин когда-то к ней расположился и не разрешил трогать Коллонтай, и худшие для родной страны годы она провела далеко от родины в весьма комфортных условиях. Работавшие под посольской крышей чекисты следили за ней,  докладывали в Москву о ее поведении.  Зато в нарушение всех норм и установлений ее сыну (и невестке) тоже  разрешили работать за границей.  Она была очень успешным дипломатом. В отличие от многих других советских  послов она получила хорошее образование, знала иностранные языки, она понимала страны, в которых работала. И ее там знали, и к ней относились с уважением.

К Коллонтай жизнь была милосердна.  Она жила долго и счастливо, избежав жестоких испытаний, выпавших на долю ее друзей и любимых. Она болела, но железный характер и воля ее спасали. Ужен вернувшись в Москву, она в инвалидной коляске приезжала на дипломатические приемы.

Александра Михайловна Коллонтай скончалась от инфаркта  9 марта 1952  года, сразу после Международного женского дня, не дожив двух недель до восьмидесятилетия, которое собиралась пышно отметить в особняке министерства иностранных дел на улице Алексея Толстого. 

Никого из мужчин, которых она любила или которые любили ее, уже не осталось в живых. Все они были значительно моложе ее, но ни к кому из них судьба не была столь благосклонна. Или, может быть, никто из них не был наделен такой счастливой способностью легко расставаться с идеалами юности и забывать о  любимых людях?

На Общественном телевидении России фильм "Посол Советского Союза".