Любовь Адамская: Почта России пытается перетянуть на себя социалку и на этом заработать

Гости
Любовь Адамская
доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат социологических наук

Иван Князев: Прямо сейчас переходим к еще одной теме нашего сегодняшнего дневного блока «ОТРажения». И вот какая она. «Почта России» попросила выделить из федерального бюджета почти 85 млрд рублей для преобразования своих отделений в подобие алкогольных магазинов, аптек, МФЦ, образовательных и медицинских учреждений. Вот так, на секундочку.

Тамара Шорникова: Соответствующие расчеты содержатся в новой концепции, которую компания уже направила на согласование в Минфин и в Минкомсвязи. Причины указываются разные. В том числе необходимо обеспечить работой почтальонов, в связи с тем что традиционной работы у них скоро может стать меньше. Все-таки на смену обычным письмам приходят электронные, XXI век.

Иван Князев: Да, пора бы уже. А также прогноз падения объема корреспонденции в мировых масштабах в 1.5 раза в 2023 году у нас будет. Из-за этого снижается и загруженность почтальонов. Выход – изменить функционал отделений и их сотрудников в населенных пунктах с населением до 20 000 человек. Мы запросили официальный комментарий в «Почте России». Вот, что нам ответили. Я прямо сейчас зачитаю дословно, почему нужны 85 млрд рублей. «Почта России» действительно разработала проект «Центр притяжения» на период до 2027 года. Его реализация позволит повысить доступность социальных и базовых финансовых услуг на сельских территориях до уровня городов. То есть там, где фактически вроде как интернета еще нет, но он должен появиться, нужна уже и модернизация.

Тамара Шорникова: Как это все будет выглядеть, будем сейчас разбираться вместе с нашим экспертом. У нас в студии Любовь Владимировна Адамская, доцент кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при правительстве Российской Федерации. Любовь Владимировна, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Любовь Адамская: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Просим активно звонить и писать наших телезрителей. Расскажите, как часто вы пользуетесь почтовыми услугами. Какими? Зачем привыкли заходить на почту? И как отнеслись бы к тому, если бы в этих отделениях связи появились какие-либо другие продукты? Те же самые лекарства, действительно. Или что-то еще.

Итак, «Центры притяжения». Вот так их называет «Почта России». Апеллирует к тому, что действительно мировой опыт показывает, что может быть очень полезно всем. Давайте разбираться, как это может работать.

Любовь Адамская: Насчет мирового уровня, конечно, это довольно сложно. Почему-то у нас везде и всюду, когда вдруг всплывает какое-то новшество, нам говорят: «А мы подглядели на Западе». Так это Запад, а это наша территория.

Иван Князев: А что у нас?

Любовь Адамская: И очень обидно мне, например, как гражданину, как налогоплательщику слышать такую их типа умную разработку – «Центры притяжения». Алкоголь на селе – это центр притяжения. Это что такое? Как это объяснить? Мне как налогоплательщику это объяснимо следующим образом. Что Дмитрий Евгеньевич до этого долго управлял… Его фамилия, кажется, Страшнов. Могу ошибиться. Он запросил 5 млрд. Получил прибыль. Эта прибыль никак не оговаривается, куда она ушла. Эти пошли дальше, новые управленцы. Они запросили 85 млрд. Вы посмотрите, какой прогресс – 85 млрд. В отличие от 5 млрд.

Моя личная точка зрения, за которую несу персональную ответственность – считаю, что очень неразумно тратить такие средства из бюджета, понимая сейчас все состояние экономики в стране. Это первое.

Второе. Притяжение – это могут быть действительно какие-то образовательные центры для пенсионеров, для молодежи. Да, понятно. Но это никак не алкоголь, никак не табак, никак ничто другое.

Да, может быть, какой-то социальный сегмент. Аптека, первая помощь. Может быть, еще какие-либо новшества. Но ни в коем случае не алкоголь, не табак. Я в шоке как налогоплательщик. Не хочу платить налоги.

Иван Князев: Любовь Владимировна…

Тамара Шорникова: Сейчас есть короткая ремарка. Как всегда в таких достаточно долгих в перспективе стратегий, есть уточнения, что текущая версия концепции «Центров притяжения» будет дорабатываться, пересматриваться. Что в итоге останется в этих центрах – это еще большой вопрос. Но речь там идет, конечно… Мы сейчас зацепились за то, что сразу на слуху, что вызывает вопросы и так далее. Речь там в том числе идет действительно о социальных каких-то услугах. То же МФЦ, те же аптеки в почтовых отделениях, какие-то финансовые услуги, которые могут оказываться на селе. И это действительно выглядит чем-то полезным. Потому что почта в сельской местности – это уже фактически центр притяжения. Не условно названный, а фактический. Соответственно, если в отделении связи появится что-то такое, что будет приближать сельскую жизнь к городскому уровню, это же вроде неплохо.

Любовь Адамская: Вот это, как вы сказали, «что-то должно появиться» - оно действительно должно отвечать тем требованиям села на перспективу развития. Но не для того, чтобы споить население.

Иван Князев: Об алкоголе речь в последнюю очередь идет.

Любовь Адамская: Как бы там ни было, вообще этот центр притяжения должен, наверное, отвечать каким-то требованиям развития села, развития молодежи, получения каких-либо знаний, навыков. Но ни в коем случае ни о какой торговле речи нет. И тем более когда говорят о таких суммах… Позвольте, сделайте тогда пилотный проект. Почему сразу запрашивают деньги в бюджете?

Иван Князев: С этим я согласен. Буквально через минуточку мы посмотрим, на что пойдут деньги. А я, наверное, прямо сейчас попрошу наших режиссеров показать. Смотрите, какие услуги мы будем там оказывать. Во-первых, банковские услуги на почте – хорошо. Пришел, не только посылку получил, пенсия пришла, еще смог денежку перевести. Хорошо? Хорошо.

Любовь Адамская: Это филиал банка. Пожалуйста. С банком можно договориться.

Иван Князев: Смотрите, медицинские услуги? Хорошо?

Любовь Адамская: Районная поликлиника у них есть.

Иван Князев: Половина из которых закрылись.

Любовь Адамская: Неотложка какая-то рядом есть. Первое звено провалилось.

Иван Князев: А если село действительно отдаленное?

Любовь Адамская: Если отдаленные – да. Если есть такая необходимость – хорошо.

Иван Князев: Образовательные услуги. Правда, не очень понятно, какие. Но тоже хорошо. Наверное, хорошо. И если уж там по чуть-чуть еще можно будет что-нибудь прикупить… Ну, бог с ним с алкоголем. Лекарства прикупить хорошо? Хорошо. Вот такие услуги будет предлагать «Почта России». С одной стороны, это действительно очень большое благо. Особенно для отдаленных регионов. Как считаете? Разве нет?

Любовь Адамская: Можно через запятую в продолжение? У нас 12 национальных проектов. Вот сейчас мы даже со студентами в университете начинаем разбирать эти проекты. Мы видим, что они написаны кем-то, которые там чиновник класса А, а реализация на месте, когда губернаторы читают, они, конечно, в силу своих должностных особенностей не могут сказать вслух: «Вы что написали? Вы почему привязку не сделали? Получите фидбек, получите обратную связь и потом упаковывайте в определенный национальный проект». Собственно говоря, у нас как будто нить такая идет всюду, во всех новшествах. Даже вы сейчас говорите – «Вот какие-то будут социальные блага». Для того, чтобы запрашивать такую баснословную сумму в такое кризисное для бюджета время, нужно четко, детально прописать, для чего, куда.

Иван Князев: А давайте прямо сейчас посмотрим. Еще одну графику попросим показать. Смотрите, из 85 млрд, которые просит «Почта России», 66 млрд пойдут на техническую модернизацию, 10 млрд – дооснащение почтовой службы, 7.7 млрд – на расширение площадей отделений.

Любовь Адамская: Все это социалка и все это то, что не будет не давать никакой прибыли для государства. Понятно. Они размазывают сметану по 10 блинам одновременно, а мы выхлоп какой будем иметь? Ведь сейчас на улице капитализм. Если мы вложили рубль, где мы получим 3 рубля? С чего? И кому эти 3 рубля пойдут? Ведь об этом никто не говорит. А деньги – это отправная точка всего. Знаете, как в селе говорят? «Была бы курочка – сварит и дурочка». А вот без курочки попробуйте. Сейчас если смотрят сельчане, у кого есть номер телефона, позвоните и скажите, что я не права. А у нас «дайте бюджет». Бюджет – как будто та самая корова, которая все время дает молоко.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем Вадима из Ростовской области.

Иван Князев: Здравствуйте, Вадим.

Зритель: Я коренной ростовчанин. Сейчас живу в селе.

Иван Князев: Почта у вас там есть?

Зритель: Конечно. Я занимаюсь юридической практикой. Поэтому сформулирую нормально свои мысли, свои предложения. Мне очень приятна эта женщина, которая наконец является нормальным экспертом, который посещает вашу студию. Даже сама почта как центр притяжения… Какой это центр притяжения? Рекламирует в отношении того, что самый лучший банк… Он за это бабки получает. Я занимаюсь юридической практикой. Почта работает безобразно. В частности, даже элементарно телефон не могут заменить на почтовом отделении №1. Более того, есть такое особое условие корреспонденции… называется «особое судебное». В 2018 году вроде бы как бросили на почту, а только… она узнала, что судебный приказ, который можно в течение 10 дней оспорить. И ей навешал бандитский банк «Русский стандарт» эти деньги. А мы могли бы его оспорить. И вот сейчас я доказываю, кто же в этом виноват.

Более того, в отношении… конечно, исключено. Почта – это такое структурное подразделение… Там даже самые дорогие обычные шариковые ручки. Нет нормального сервиса, где очень удобно: пришел, отксерокопировал и отослал. Конверты очень дорогие. И самое главное – очень большие зарплаты у руководства. А нужно платить тем, кто сидит там в жаре, в чаду, в дыму, выслушивать все нарекания. Вот, как нужно работать. Более того, хочу немножечко вернуться к обратному. У вас была тема… я пытался дозвониться, что это дебилизм, что кто-то придумал.

Тамара Шорникова: Вадим, спасибо вам большое за ваш ответ. Мы ограничимся одной темой. Тем более, что времени остается мало. Поэтому прямо сейчас предлагаю еще посмотреть видеоматериал сразу. И обсудим затем уже и звонок, и стрит-ток наш. Спросили: «Какими услугами «Почты России» пользуетесь?» Вот какие ответы получили.

ОПРОС

Иван Князев: Смотрите, Любовь Владимировна, Тамара, ведь не все люди… В большинстве своем в принципе хвалят почту. Пускай даже если я даже останусь сегодня единственным, кто будет защищать «Почту России», но я сам частенько отправляю посылки. У меня куча родственников в других городах. Приложение есть, в котором можно посмотреть? Да. Отправил? Да. Смеешься, что посылка отправлена в сортировочный центр, потом она выбыла из сортировочного центра, потом она снова доставлена в отделение.

Тамара Шорникова: В общем, «Один день Ивана Денисовича».

Иван Князев: Да, там уже целый квест, когда смотришь, куда ее завтра доставят. Тем не менее, 500 рублей – и через неделю посылка у меня в Калининграде у родственников.

Любовь Адамская: Это вам просто повезло. Моя точка зрения как человека, который постоянно пользуется услугами почты. Меня уже в отделении Свиблово в городе Москве в лицо знают. Я каждый раз говорю: «Напоминаю, ко мне вышла бандероль с книгами. Пожалуйста». Они: «Да-да-да». То есть уже индивидуально. Это как в селе – когда приходишь и друг друга все знают. Но еще ни разу вовремя ничего не пришло. Я папе в Саратовскую область выслала бритву электрическую на юбилей. Так вот, уже сколько прошло? Отправили в Свердловск, из Свердловска отправили в Куйбышев. Из Куйбышева отправили наконец в Саратов. Отец говорит: «Так мне уже и не нужно. Уже пора помирать». Вы представляете? Это сарказм, но неприятный сарказм. Идет очень долго. И меня очень волнует. Меня как налогоплательщика очень беспокоит, что пытаются сами решить и дать банковские услуги. У нас есть банки. И хорошие банки. У нас нет банков, которые работают в убыток. Все работают на прибыль. Так пусть банкиры подставят плечо бюджету Российской Федерации и скажут: «В каких-то доступных местах, не сильно напрягаясь, мы можем открыть свое отделение. Почему бы и нет?» Нет, все хотят с этой территории, с этого бюджета в личный карман.

Уважаемые банкиры, уважаемые налогоплательщики, давайте как-то думать о территории, на которой мы проживаем. Это мое личное обращение ко всем налогоплательщикам. Нельзя так заниматься стяжательством с бюджета. А потом все будем говорить – Медведев виноват. А он не виноват!

Тамара Шорникова: Давайте послушаем Валентину из Саратовской области. Валентина, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я очень рада, что я до вас дозвонилась. Именно тот вопрос, который нас беспокоит. У нас произошла такая ситуация. Балаковский район, Саратовская область. Работало почтовое отделение на два села. Неделю назад его закрыли. По какой причине? Вы говорите, что в почтовом отделении продаются товары. Цены на эти товары были завышенные. И наших трех сотрудников заставляли за свой счет выкупать этот товар. И эти сотрудники у нас написали по этой причине заявление на увольнение. Потому что как же так? Нереально на свои деньги выкупать этот товар. Правильно же?

Тамара Шорникова: Ну, да.

Иван Князев: Это незаконно.

Любовь Адамская: Это нонсенс. Молодцы те сотрудники, которые написали заявление. Но не заявление об уходе, а нужно было написать в надзорные органы и не бояться это делать. Грешит наше народонаселение тем, что мы побаиваемся. Мы всегда побаиваемся написать на руководство какую-либо бумагу, и вроде как обличаем себя: «Ну, кляузничать нехорошо». А вот пока мы молчим на территории, так и будет продолжаться эта негативная ситуация, которая тормозит развитие села.

Тамара Шорникова: Нам много пишут действительно про текущий быт, про работу почты и так далее. Мы сейчас говорим в том числе и о будущем, о том, что в отделениях связи может появиться. Поэтому хотелось бы ваших СМС на эту тему: вы вообще за эту инициативу или против? И если за, что бы хотелось?

Иван Князев: А вот действительно, Любовь Владимировна, в какую сторону нужно трансформироваться «Почте России»? Где можно модернизироваться? Что бы хотелось, если так в целом?

Любовь Адамская: В любом случае самый главный профессиональный их сегмент – это если они заявляют, что в течение определенного количества дней приходит тот или иной груз, посылка или письмо какое-то, чтобы они это выполняли. Видите, нареканий очень много. Нужно чисто технически в этом плане проработать. Но это не значит, что они должны просить такую сумму из бюджета. Значит, нужно как-то и бюджет, и собственные средства.

А то получается так… Вот по-хорошему как должно быть? «Почта России» должна была бы публично отчитаться, так как если она запрашивает бюджетные деньги, она должна была публично отчитаться в Госдуме, в регионах всюду и везде, что получена прибыль такая-то, потрачено туда, сюда и сколько получает рядовой сотрудник, сколько получает менеджер. Но этого не произошло. Мы не знаем, мы не владеем ситуацией, но мы просим: «Дайте из бюджета денег».

Тамара Шорникова: Пока говорим про деньги, хочется уточнить. Сразу возникает вопрос: почему из бюджета? Должны быть собственные средства. Сейчас почта как бизнес, если уж мы говорим об этом, за счет чего вообще зарабатывает? У нее много в принципе свободных собственных средств, которые можно пустить в том числе на модернизацию?

Любовь Адамская: Вы знаете, сейчас, не проработав этот вопрос, я не могу сразу клише поставить и сказать: «Да, у них есть». Для этого есть служба менеджеров. Для этого есть прописанные программы. Пусть подсмотрят на Западе, как они любят. Пусть подсмотрят, как заработать денег. Из всего можно заработать. В конце концов, запросите на какой-то период времени в личную собственность эксплуатацию того же помещения, которое считается государственным помещением. Наверняка те помещения, в которых они работают, находятся на балансе где-то в регионе. Скажем так – государственные. Пусть возьмут несколько точек, проработают, поработают и покажут, насколько они могут дать прибыль какую-либо, то есть научиться зарабатывать. Время на улице, когда нужно зарабатывать. Мы говорим всем во всех сегментах по всем профессиям, по всем специальностям: «Зарабатывайте, зарабатывайте». Уже дело дошло до того, что говорят: «Вот, как хорошо в Китае». Некоторые депутаты говорят: «Вот как хорошо в Китае». Из бюджета на пенсию денег не перечисляют. Дети за них там отвечают. Даже на святое пытаются посягать. А уж что касается почты… В принципе, когда живет общество, почта нужна всегда. Влюбленный пишет влюбленной, мама пишет дочери, сын пишет отцу, посылки. Это вообще такая часть жизни, социума хорошая, и если ее хорошо проработать, то и заработать можно, не напрягаясь на том, что там ручка действительно стоит 17 рублей, а она у них стоит 117. Это же бред. И правильно. Я согласна с этим словом «бред», которое прозвучало из уст нашего телезрителя.

Тамара Шорникова: И все-таки есть действительно далекие селения в нашей стране, где важна социальная ответственность и где вряд ли получится хорошо заработать, и там придется потратить, наверное, в том числе и государственные деньги.

Любовь Адамская: Там есть социальные службы. Вы понимаете, «Почта России» пытается на себя перетащить социалку и на этом заработать. Причем, социалку сразу: «Мы вам даем соцуслуги, а вы нам дайте денег». Так у нас для этого есть структура управления на территории, у нас есть департаменты, ведомства. Все, что хотите, у нас есть структуры. И за социалку у нас достаточно отвечающих структур. Почему «Почта России» за это схватилась? Причем, в таком объеме. Это должно быть понятно, это должно быть объяснимо. Значит, нужно найти тонкое место в управлении, объяснить его, высветить его и дать решения этой задачи. Но этого же нет.

Тамара Шорникова: Обещали послушать нашего телезрителя. С нами на связи Максим из Тверской области.

Зритель: Смотрите, дело в том, что я в Тверской области нахожусь и живу. У меня у соседа рядом дом. Он почтальон. Жена у него начальник почты. Я к ним хожу постоянно, посылку посылаю и так далее. И я с этим всем знаком.

Любовь Адамская: Внутри темы вы.

Зритель: Да. Смотрите, у них, во-первых, зарплаты очень низкие. У почтальона на обслуживании 6 деревень, извиняюсь, по 20 км он топает. У них один велосипед на двоих, который еле-еле на ладан дышит, самый дешевый куплен. Уходит он в отпуск – начальник отдела за него ходит. Причем, за это ей никто не доплачивает. Она уходит – он главный. Во-первых, вся эта подноготная внутренняя. Им звонят, говорят: «План надо продавать что-то». Но не привозят того, что заказывают. «Надо порошок. Тут нету автомата». И привозят порошок-автомат. Они говорят: «Куда мы продавать?» Ручной. Понимаете? Именно вот это управление тупое.

Тамара Шорникова: Максим, понятно. Спасибо большое. Действительно, мало времени.

Любовь Адамская: Максиму подсказка. Для начала пусть они сами модернизируются, чтобы у них были не велосипеды, а мотороллеры или еще что-либо, но недорогое.

Иван Князев: «Я почему злой такой был? Почему у меня велосипеда не было». Помните, как почтальон Печкин? Оренбургская область: «Персонал почты такие умнички. Прибавьте им зарплаты за их хороший труд».

Тамара Шорникова: Как минимум, на это можно деньги потратить. И даже на это не стыдно потратить. Спасибо большое. Обсуждали важную тему с Любовью Адамской, доцентом кафедры государственного и муниципального управления финансового университета при правительстве Российской Федерации. Спасибо вам.

Иван Князев: Спасибо вам, Любовь Владимировна.