Спецвыпуск в честь исторического Парада Победы 24 июня 1945 года

Гости
Юрий Вульф
автор проекта «Конная, 10. Память и имя»
Сергей Батаев
режиссёр
Максим Никулин
генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре
Диана Берлин
заслуженный журналист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ
Денис Майданов
заслуженный артист РФ

События этого дня в истории:

75 лет назад – 24 июня 1945 г. - в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы.

24 июня 1941 - при Совнаркоме СССР было образовано «Совинформбюро».

24 июня 1941 - газета «Красная звезда» вышла со стихами Лебедева-Кумача «Священная война».

24 июня 1920 - столетний юбилей Владимира Харитонова, автора стихов песни «День Победы» (в 2020 году песне 45 лет – впервые прозвучала в 1975 г.)

Максим Митченков: Сергей, здравствуйте!

Сергей Батаев: Здравствуйте!

Максим Митченков: Хотим с Вами поговорить о том, как создавался фильм «Старый вояка», мы знаем, что это Ваша личная история, именно история Вашей семьи легла в основу этого фильма. Что это за история, это история Вашего прапрадеда, правильно?

Сергей Батаев: Да, совершенно верно, здравствуйте ещё раз. Сергей Семёнович Петрунин, мой прапрадед, вернулся с фронта в начале 1945 года в январе, в начале, был отозван с фронта, он был уже в достаточно приличном возрасте, и он говорил: «Только бы дожить, только бы услышать, что война закончилась, и можно спокойно умирать!». Это небольшая деревня и, к сожалению, весть о Победе, о всех событиях, которые происходили тогда в стране, доходили чуть позже, и на рассвете 9 мая он умирает, так и не услышав, что война закончилась – эта история и легла в основу фильма «Старый вояка».

Мария Карпова: Это правда очень трогательная история, мы нашим зрителям обещали у Вас выяснить: Вас, получается, назвали в честь Вашего прапрадедушки, да?

Сергей Батаев: Да-да-да.

Максим Митченков: Мы знаем, что Вы искали как раз главного героя в свой фильм, почему выбор пал именно на Этуша, и как вообще он согласился поучаствовать в Вашем проекте?

Сергей Батаев: Я написал в «Фейсбук» его супруге Елене Этуш и говорю: «Мне надо с Вами срочно встретиться, у меня есть замечательный материал», – и на таком амбициозном настроении я ворвался в Театр Вахтангова перед спектаклем, мы поговорили. Никогда не забуду эту первую сцену с Владимиром Абрамовичем, встречу, я подхожу говорю: «Владимир Абрамович, мне очень нужна Ваша помощь, только Вы и никто другой!». Он такой спокойный, я такой неуравновешенный на эмоциях прошу: «Пожалуйста, только Вы, помогите!». Он берёт мою руку, сверху кладёт свою и говорит: «Серёжа, я почитаю и отвечу». И всё, и ты такой остался в этом времени, и как будто всё остановилось, и ты ждёшь, секунды эти я никогда не забуду. Следующее утро: звонок от супруги Елены Этуш: «Сергей, мы согласны, давайте снимать».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Сергей Батаев: Он шутил, конечно, и поддерживал, у нас юмор был постоянно на площадке, было весело и, конечно, было ответственно очень. У нас есть кадр, когда мы чуть не взорвали Владимира Абрамовича. Дело в том, что пиротехники – это особенный класс людей, которые хотят бомбануть так, чтобы были взрывы, и по задумке он должен сидеть на корнях деревьев, и вокруг должны быть взрывы, и они заложили взрывы очень близко, то есть взрывы вообще под ушами. Мы сначала провели беседу: «Владимир Абрамович, не бойтесь, Вы не пострадаете, будут взрывы, будет очень громко», – но это было напрасно.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ФИЛЬМЕ «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Сергей Батаев: И он нас тогда разнёс: «Кто?! Кто разрешил?». И вы знаете, по мановению все моментально: «Кто разрешил?» – и все 20 человек голову так… А я понимаю, что вся ответственность лежит на мне.

Мария Карпова: На режиссёре, конечно.

Максим Митченков: Страшно было в этот момент?

Сергей Батаев: Очень, потому что я боялся, что он сейчас встанет, уйдёт и в кадр больше не войдёт.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ФИЛЬМЕ «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Мария Карпова: Ольга, мы только что разговаривали с режиссёром, расскажите, как Вы согласились сниматься в фильме, в короткометражке всё-таки?

Ольга Тумайкина: Знаете, как говорил английский артист Питер Устинов: «Успех любого предприятия, особенно проекта, – он имел ввиду театральную постановку или кино, – это хороший сценарий, суперкрутой режиссёр и хорошая команда».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Ольга Тумайкина: Почему-то Серёже захотелось наш тандем видеть, может быть, оттого, что мы с Владимиром Абрамовичем партнёрствовали в некоторых спектаклях, и я смею утверждать, что он нежно ко мне относился, Владимир Абрамович, любил меня по-настоящему, а заслужить такое чувство от него – это мало того, что дорого стоит, это невероятный труд. Я помню был такой случай, который… я не знаю, жизнь из меня ушла: в перерыве между репетициями он сказал: «Поедем ко мне, попьём чая, а потом вернёмся в театр». И мы приехали к нему домой, а это был май, и только-только прошёл его день рождения, и 9 мая уже состоялось, и была такая прекрасная жара, и мы сидели за столом, и он сказал: «Давай поднимем что ли наши чашки за Победу!». Я говорю: «Да, давайте». И мы подняли наши чашки за Победу, и вдруг я решила встать, на меня напал какой-то пафос, и я говорю: «Можно я скажу?». «Чтобы никогда не было войны!» – сказала я. И вдруг Владимир Абрамович как стукнет кулаком по столу – всё подпрыгнуло: чашки, эти блюдца, ложки, подпрыгнула я, и он своей железной тональностью сказал мне, глядя на меня, пронзительно просто: «Что ты знаешь о войне?!». Этот его выкрик, этот его всплеск… я поняла, что мы слишком в разных весовых категориях находимся, с тем чтобы я могла посметь взять на себя смелость толкать такой чайный тост.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Ольга Тумайкина: Я бы хотела, конечно же, не боясь уже, что Владимир Абрамович мне пригрозит пальцем, чтобы не было войны, но больше всего я бы хотела, чтобы не было войны вот здесь, вот здесь, в семьях, в домах наших, в наших отношения. Мира в душе, мира в мыслях, настроения, созидания, пусть будет надежда – вот я за это.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ФИЛЬМЕ «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Мария Карпова: Роль старого вояки – последняя в жизни фронтовика и народного артиста СССР Владимира Этуша. Владимира Абрамовича не стало 9 марта 2019, ему было 96.

Максим Митченков: А в 41-м – 19. Ранним утром 22 июня он возвращался с вечеринки и вдруг увидел проносящийся по московской улице автомобиль с флажком гитлеровской Германии.

Мария Карпова: И лишь потом понял, что стал свидетелем проезда немецкого посла Фридриха-Вернера фон дер Шуленбург, который в 5 часов 30 минут утра 22 июня 1941 года вручил наркому иностранных дел Вячеславу Молотову меморандум об объявлении войны Советскому Союзу.

Максим Митченков: И уже в сентябре первокурсник театрального училища Этуш явился в военный комиссариат добровольцем, как и многие известные сегодня актёры, а тогда мальчишки, надевшие солдатские шинели.

Мария Карпова: Максим Юрьевич, с праздником Вас, Днём Победы!

Максим Никулин: С праздником вас, с праздником всех, наверно, одним из самых главных праздников!

Мария Карпова: Самым важным, наверно, да?

Максим Никулин: Да, похоже.

Мария Карпова: Ваш отец как-то в интервью сказал, что война его никогда не покидала, что она осталась с ним навсегда, а вообще сам он часто рассказывал о фронте?

Максим Никулин: Крайне редко настоящие фронтовики очень неохотно делятся и воспоминаниями, и эмоциями, и чувствами, и вообще тем, что было – тема закрытая, я имею ввиду, настоящие, потому что были такие, знаете, у кого вся грудь в орденах, и он сразу с ходу начинает рассказывать, как он выиграл войну – тут сразу становится ясно, что человек на передовой, наверно, и не был никогда, хорошо, если… а так и в тылу сидел. У отца была такая черта: он не терпел совершенно, когда в доме нет хлеба, вот он приходил с работы, или они с мамой возвращались вечером, садились ужинать и хлеба не то что нет, мы же неголодно жили-то, но мало хлеба, он страшно раздражался, если зимой, хватал шапку и ехал или шёл, единственное местов Москве, где можно было купить хлеба ночью – это ресторан ВТО на улице Горького, он работал круглосуточно и оттуда гордый возвращался с буханкой, там его знали.

Мария Карпова: Да.

Максим Никулин: Но это абсолютно блокада, это «блокадный синдром».

Мария Карпова: Да.

Максим Никулин: Синдром тех, кто пережил блокаду, в том числе и Ленинграда, а он там как бы всю блокаду просидел.

Мария Карпова: Да, в самом начале оказался, получается, да.

Максим Никулин: У него фронт-то был гнилой, его как отправили в армию служить, как его взяли в армию, он же под Ленинград уехал, поэтому и Финская война их там накрыла, и там они остались и всю Отечественную и всю блокаду.

Мария Карпова: Какая самая ценная награда была для него?

Максим Никулин: Медаль «За отвагу». Он же был артиллерист, зенитчик, артиллерийский разведчик, и поэтому они в основном в такое прямое соприкосновение с врагом не приходили, ну, пуляли по самолётам, сбивали, не сбивали, там, как повезёт. А блокада – другая немножко вещь: они были на позиции, и был прорыв вражеских танков, и они зенитками артиллерийскими прямой наводкой лупили по эти танкам, но отбились. Он говорил: «Что самое страшное на войне, то, что для меня, – говорит, – было – это когда на тебя идут танки». Страшно, потому что ничего нельзя сделать, это такая сила, против которой очень трудно чисто психологически это всё воспринять, но этот страх длится меньше минуты, а потом приходит спокойствие, опять же, потому что ты понимаешь, что сделать ничего нельзя, значит нужно делать только то, что ты можешь.

Максим Митченков: Максим Юрьевич, а потом, когда Ваш отец снимался уже в фильмах о войне, не было тяжело уже заново переживать все эти события?

Максим Никулин: Наверно, самый лучший его фильм о войне – это «Двадцать дней без войны», это топ, я вообще считаю, что это его топ в актёрской роле, а он долгое время отказывался сниматься.

Мария Карпова: Да.

Максим Никулин: Его уговорили 2 человека: его уговорила мама моя и Константин Михайлович Симонов, но вот слова, которые его добили, то, что сказал Симонов Константин Михайлович, он сказал, уходя как-то сказал, не то что небрежно, но вскользь, он говорит: «Юрий Владимирович, я считаю, что Вы обязаны сняться в этом фильме хотя бы в память тех, кто были вместе с Вами и не вернулись», – и вот это отца подвигло.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ»

Максим Никулин: Я не видел войну, я из другого поколения, но я представляю себе, что это такое умозрительно и не дай бог, чтоб это повторилось, поэтому чистого неба, счастья и мира всем!

Максим Митченков: Денис Майданов с нами на прямой связи. Денис, здравствуйте, поздравляем Вас с праздником!

Денис Майданов: Здравствуйте, Маруся, здравствуйте, Максим! С удовольствием приветствую всю аудиторию, которая нас видит и слышит, с праздником!

Максим Митченков: Денис, понятно, что эта война затронула все семьи в нашей стране, вот для Вас лично, что вообще значит этот праздник?

Денис Майданов: Для нас с вами, для нашего поколения он значит многое, а для наших детей это постепенно превращается в абзац в учебнике истории, ну, не в абзац пока ещё, в дату, просто в дату в истории, вот наша с вами задача, чтобы этого не происходило, всячески рассказывать о Великой Отечественной войне, всячески создавать проекты, направленные на продление памяти.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ДЕНИСА МАЙДАНОВА

Денис Майданов: И могу рассказать о своём проекте: я и Наташа Майданова, моя жена, создали проект под названием «Дети войны» – это серия 3-4-минутных видеороликах, основанных на реальных события, мы собрали эти истории по всей стране и в этот Год памяти и славы много их будет выходить, это реальные, ещё раз говорю, истории, снятые в художественно-документальном стиле и направлены подросткам из настоящего, из нашего с вами времени от ровесников, на чьё детство выпала Великая Отечественная война. Дети войны – это дети, которые и партизанили, и сражались на фронте, и те, которые работали наравне со взрослыми в тылу в сложнейших условиях, это дети, которые умирали в блокадном Ленинграде, это ети, которые выживали, и таких историй много, и наши дети должны знать, что вот этот мир, в котором они живут, где они даже не представляют войны, может быть другим, и он был другим, и именно наши предки создали им эти условия, они отвоевали этот мир и их счастливое настоящее.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ДЕНИСА МАЙДАНОВА

Денис Майданов: Я поздравляю, в первую очередь, всех детей, подростков, всех, кто живёт в нынешнем времени: ребята, будьте счастливы, мы отвоевали нашу страну, отвоевали наше счастливое существование и, пожалуйста, берегите мир, берегите тишину!

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ДЕНИСА МАЙДАНОВА

Максим Митченков: Диана Иосифовна, правда, что сначала появились стихи Владимира Харитонова, а потом уже музыка?

Диана Берлин: Вы знаете, мне очень приятно, что вы вообще в этот день вспомнили Владимира Гавриловича Харитонова, которому действительно мы все, страна, а теперь уже просто мир, обязаны появлению этой песни. Конечно, это были его стихи изначально, изначально он предложил это Тухманову, и потом родилась музыка. Тухманов, как вы знаете, всегда впереди своего времени, он – талантливейший композитор и музыкант, поэтому песня получилась непохожая на все предыдущие патриотические, скажем так, песни. Когда был Совет, об этом я уже очень много говорила, был композитор, большой композитор, его называть его я не буду, потому что в принципе это был очень хороший приятный человек, это он сказал: «Я положу свой партбилет, если эта песня хоть один раз прозвучит». Песня прозвучала и звучит, но партбилет он не положил. Стихи были не пафосные, понимаете? И это сразу отпугнуло и вообще, что значит «со слезами на глазах»? Какие слёзы, когда Победа? Вот в чём дело и плюс ещё, конечно, Давид Тухманов спел это своим голосом композиторским, и поэтому весь Совет просто пришёл в ужас. Когда он вышел из этой комнаты, мы стояли рядом с его женой в то время Татьяной Сашко, известным продюсером, поэтом, он вышел белого цвета, Тухманов, это было ужасно, и Таня казала: «Неважно, эта песня будет звучать», – взяла его за руку, и они ушли. А дальше песня зажила своей судьбой, как у каждого человека своя судьба, так и у песни. Понимаете, есть такие песни, которые рождаются, вспыхивают, как петарда, и всё, и потом о них забывают, и ничего уже не помнят. Песня «День Победы» появилась в 75-м году. Сегодня в этот год, год Победы, мы празднуем уже 75-летие, а нет такого праздника, Дня Победы, чтоб мы обошлись без этой песни.

Максим Митченков: Юрий Исаакович, здравствуйте, рады Вас видеть, поздравляем Вас с Днём Парада Победы!

Юрий Вульф: Спасибо-спасибо!

Мария Карпова: Юрий Исаакович, в основе Вашего очень важного, безусловно, начинания лежит история Вашей семьи, правильно мы понимаем? Как история одной семьи выросла в историю целого дома?

Юрий Вульф: Когда я искал о своей семье в домовых книгах записи, я, например, пока не открыл эту домовую книгу, не знал, что мой дед приехал 7 февраля 20-го года в квартиру №9 этого дома, но когда я там всё смотрел, я видел десятки других записей, сотни записей по этому дому, и я решил восстановить имена тех, кто погиб, и нашёл сайт, который называется «Возвращённые имена», по этому сайту открылись 109 имён всех, кто погиб в этом доме, и я сейчас всем говорю: «Вы хотите найти тех, кто жил в блокаду и погиб в вашем доме, если это дом в центре, а не новостройка? Всего-навсего надо набрать, скажем, улицу Марата, дом №6, и все имена выйдут». Я когда-то мечтал о том, что люди, которые живут в этих квартирах, когда-то будут вспоминать незнакомых людей, которые жили в этих стенах. В моей книге об этой памяти, об этом доме, места захоронения всех 16 человек Ленинградской области, ну, почему школьники из этого дома не могут сесть на машину и вместо пикника поехать на место захоронения того, кто жил в их квартире или хотя бы в этом доме?

Максим Митченков: Мы хотим понять, будет ли этот проект как-то расширяться на другие дома, на другие города, ведь война затронула действительно всю страну?

Юрий Вульф: Это зависит от нас, понимаете. Почему ещё возник проект? У меня какое-то было внутреннее ощущение обиды за своё поколение, я – послевоенный, о сохранении памяти об ушедших поколениях, отец ничего про войну не рассказывал, хотя провоевал 4 месяца, пока не был ранен и на всю жизнь инвалидом не остался, ведь никаких парадов 20 лет не проводилось, а это всё на моём поколении.

Максим Митченков: Да.

Юрий Вульф: И вот это ощущение того, что моё поколение как бы не смогло эту память хранить, хотя бы часть вины снять – ещё это меня сподвигло к тому, чтобы и эту книгу написать, и эту стену сделать, и имена эти восстановить, и, самое главное, показать, что это можно, ведь я с чего начинал? Не со стены, а с парадной: газету повесил, фотографии там повесил, списки там повесил – люди проходили, спускались по лестнице и видели, что идёт какая-то работа, и появилось 6 семей, наследники которых сейчас здесь живут, и их истории вошли в эту книгу. Не надо, может быть, это делать всё на стенах, это можно сделать в любой парадной, в любом садике, но надо сделать, память требует овеществления. Для чего эти списки? Зачем эта аудиозапись? Это овеществление памяти.

Максим Митченков: Юрий Исаакович, мы хотим Вам сказать огромное спасибо за эту работу, которую Вы делаете, она важна не только для жителей Петербурга, а важна для всей страны, за эту память, которую Вы помогаете сохранить, хотим Вам сказать огромное спасибо!

Мария Карпова: Спасибо!

Максим Митченков: И ещё раз поздравить Вас с Днём Парада Победы!

Юрий Вульф: Спасибо за поздравление, я тоже всех поздравляю с праздником и всем желаю здоровья и вместе нам эту память хранить, потому что мы как люди – единственный вид на Земле, у которого есть память, у остальных памяти, к сожалению, нет.

Максим Митченков: Да, спасибо!

Мария Карпова: Спасибо большое!