Портрет смертника

Леонид Млечин: Одного будущего боевика-смертника руководители террористической организации вывезли за город, велели ему вырыть могилу и лечь в неё, они хотели, чтобы он постепенно привыкал к смерти. Вот усреднённый портрет будущего камикадзе: ему нет и 30 лет, он набожен, холост и без работы, у него множество проблем и ощущение, что выйти из них невозможно, и добрые люди ему говорят: «Да-да-да, тебе не избавиться от этих проблем, у тебя есть только один выход – стань мучеником и все проблемы отпадут сами по себе, ты только убей других и погибни сам и всё решится само собой, с той минуты, как мученик проливает каплю крови, – говорят они ему, – он перестаёт испытывать боль, ему разом прощаются все грехи, он избавляется от мучения нахождения в могиле, он прямиком отправляется в рай, где его услаждают 72 темноглазые красавицы-девственницы, и ещё он может замолвить слово за 70 своих родственников, которые тоже попадут непосредственно в рай. Одного боевика отправили на задание вместе с девушкой, они должны были изображать влюблённую парочку. Она-то осталась жива, её арестовали, потом допросили и среди прочего спросили: «А он понимал, что идёт на смерть, что сейчас погибнет?». Она так удивилась: «Да что вы! Он собирался прямиком в рай». Другой террорист остался жив, потому что взорвался только детонатор, его контузило, он очнулся прямо на тюремной больничной койке: вокруг были полицейские, контрразведчики следователи. Он открывает глаза и говорит: «Пусть они заходят». «Кто именно должен зайти?» – не понял контрразведчик. «Да пусть все заходят!». Видя, что никто его не понимает, оп сказал: «Ну, где, где эти 72 девственницы, которые меня ожидают?». Ему никак не могли объяснить, что он вовсе не в раю, а в тюремной больнице. Потом показали удостоверение контрразведки и сказали: «Неужели ты думаешь, что в раю тоже допрашивают?».

Идея с камикадзе, с террористами-самоубийцами, избавила руководителей террористических организаций от главной заботы: как обеспечить пути отхода боевика после исполнения задания, чтобы его не схватили и не допросили, и он не выдал тех, кто его послал – это самое трудное и самое сложное, а если человек сам себя убивает, и эта проблема исчезает. Впрочем, иногда террористы и не подозревают, что ими суждено погибнуть. Им говорят: «Подгонишь грузовик со взрывчаткой к объекту и уйдёшь», – но уйти не удаётся, потому что грузовик взывают с помощью дистанционно управляемого взрывателя. Подготовка боевика террориста-смертника занимает примерно 2 недели, для этого нужна, естественно, секретная база, это требует времени, потому что нужно проверить, подходящий ли это человек, допрашивают его родственников, друзей, соучеников, учителей – его учат сохранять спокойствие, в любой ситуации он не должен выдать своего волнения, не позволить сотрудникам службы безопасности распознать боевика в толпе, во что бы то ни стало он должен оставаться спокойным и даже равнодушным – это главное, вернее, главное другое, ему внушают: «Не забудь включить взрывное устройство!».

Теракт невозможно совершить в одиночку, для организации нужен, как минимум, десяток человек, нужна база, где его подготовят, нужны люди, которые его подготовят, нужны люди, которые соберут взрывчатку, подготовят пояс шахида, люди которые найдут объект и определят время, когда нужно совершить теракт. Как правило, предпочитают пластиковую взрывчатку, она мягкая, как пластилин, и может принять любую форму: её заталкивают в обрезки водопроводных труб, которые укрепляют на так называемом поясе шахида. Основную опасность представляют гвозди, стальные шарики, которые запихивают в эту взрывчатку и когда происходит взрыв, они разлетаются во все стороны, словно стреляет пулемёт, и больше всего людей гибнет именно от этих металлических предметов. Для всего этого нужны деньги и самое поразительное состоит в том, что в нищих странах деньги для совершения терактов обязательно находятся.

Принято говорить, что нищета порождает террор – нет, я бы сказал, что террор порождает нищету, потому что те деньги, которые можно было бы использовать во благо людей, используют для того, чтобы убивать людей. На Ближнем Востоке сознательно проповедают атмосферу безнадёжности и отчаяния, и молодые люди растут в ощущении, что всё бессмысленно и нет необходимости учиться и не нужно искать работу и не нужно работать, потому что нужно убить врага и всё решится само собой, поэтому не нужно становиться врачом или инженером, нужно быть солдатом – убьёшь врага, и исчезнут все проблемы. Самое поразительное состоит в том, что среди камикадзе, среди террористов-смертников в последнее время всё больше женщин.