Наталья Давыдова: Благотворительность нужно уметь донести

Ангелина Грохольская: Сегодня мы поговорим о волонтерах – людях, которые добровольно и безвозмездно ухаживают за стариками и детьми, работают клоунами в больницах, тушат пожары и убирают вольеры в собачьих приютах. Если еще лет пять назад о волонтерском движении в нашей стране мало кто знал, то сегодня многие сами готовы присоединиться к армии добровольцев. Но всех ли примут? Каким должен быть волонтер, и можно ли этому научиться? Об этом и не только сегодня спросим у нашей гостьи – Натальи Давыдовой, директора благотворительного фонда "Под флагом Добра!". Наталья, здравствуйте.

Наталья Давыдова: Добрый день.

А.Г.: Наталья, в 2010 году вашим фондом был создан центр подготовки волонтеров, центр волонтерского движения, начала работать такая программа. Знаете, я нашла статистику как раз за этот год – 2010-й. По данным агентства SuperJob, только 8% россиян тогда хотели бы заниматься волонтерской деятельностью – в то время как в Соединенных Штатах Америки уже на тот момент волонтерской активностью занимались 27% населения. Когда у вас появилась эта идея – создать специальную программу, – трудно было ее продвигать, убеждать, что она действительно нужна, что волонтеры у нас будут сегодня востребованы (как мы это уже, в общем-то, видим)?

Благотворительность нужно уметь донести 

Н.Д.: Фонд "Под флагом Добра!" создан в 2005 году с целью оказания помощи детям, нуждающимся в дорогостоящих видах лечения, детям, страдающим тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями. С детской бедой, с детской болезнью мы сталкивались – те, кто приходили помогать и участвовали в этих благотворительных акциях "Под флагом Добра!" много раз в самых разных городах России. Футбольные матчи, которые проводятся с целью сбора этих средств, собирают большое количество людей. И много причастных к благому делу понимают, насколько это важно.

С 2005 года мы вникали в вопросы лечения детей – там, где эта благотворительная помощь целесообразна, где она востребована, где она вообще нужна. Потому что помощь оказывают врачи, существует система оказания помощи детям в стране. А вот когда включается фонд, мы уже эту программу вместе с педиатрами и составляли, именно программу помощи детям. Эта работа привлекает большое количество хороших людей, думающих профессионалов. Ключевое слово, которое объединяет этих людей, – это "сострадание".

Меня познакомили в 2010 году с профессором Валерием Анатольевич Доскиным. Он руководил кафедрой последипломного медицинского образования и обратился ко мне с таким предложением – написать программу для малышей-сирот, детей, которые находятся в домах ребенка (это дети до трех лет). И мы попробовали подключить к этой программе волонтеров. Задача была не из легких, потому что волонтеров в тот момент в дома ребенка не пускали. Очень сложно было вообще убедить и достучаться. Но благотворительность и любое дело нужно уметь донести.

А.Г.: Тогда еще вообще не знали, кто вы такие. Какие-то люди, не профессионалы, приходят, что-то хотят сделать.

Мы показали, как нужно делать правильно, а дальше волонтеры уже сами двигались по этому пути 

Н.Д.: Нет, о фонде "Под флагом Добра!" знали. И знали, что мы сотрудничаем с профессионалами. И знали, что основной принцип для нас, как и для врачей, – "не навреди". Но волонтеров нужно было обучить. И волонтеры сами хотели обучаться, потому что для них важно знать, как общаться с маленьким ребенком, как к нему подступиться, что нужно с ним делать. Ведь время, которое ты проводишь с ребенком, ограниченное – какие-то часы. И чем они должны быть наполнены? С чем ты уйдешь? Как останется этот ребенок после этого контакта? Это в первую очередь дети, лишенные впечатлений. И эта лишенность хороших, позитивных впечатлений, событий, общения – она очень влияет и на здоровье, и на развитие, и на судьбу ребенка.

Почему нужны были волонтеры? Это кадровый ресурс любого благотворительного фонда. У нас сотрудники занимаются своими непосредственными обязанностями, но посещать детские дома они не могут с такой регулярностью, как это могут делать волонтеры (и делают). Когда проект уже начал осуществляться, он начал развиваться стремительно сам. То есть мы показали, как это нужно делать правильно, а дальше уже волонтеры двигались по этому пути сами. У них были оформлены волонтерские книжки (естественно, и медицинские книжки), разработан кодекс и критерии отбора волонтеров, а также исключения, потому что там не меньше критериев.

А.Г.: Давайте об этом как раз поговорим, потому что у вас фонд непростой, ваши подопечные непростые. Мало того что это дети, которым нужен особый подход. К любому ребенку нужен особый подход, а если это дети со сложными заболеваниями, которыми вы занимаетесь как раз, то это сложно вдвойне. И, допустим, просто школьник, который приходит с горящими глазами и говорит: "Я хочу помогать! Я хочу быть волонтером!" – этого мало, на мой взгляд. Кто может стать волонтером, во-первых? И как?

Н.Д.: На сегодняшний день волонтеры… Это для меня любимая тема разговора, потому что это очень обучающаяся среда. Девочка-волонтер восьми лет (у нас был такой опыт маленького волонтера): "Мы всем сможем, надо только постараться". Они хотят знать, как нужно правильно постараться. И они впитывают эти знания, как губка.

Почему любят с нами сотрудничать известные врачи, педагоги, психологи, люди творческих профессий? Это люди перегруженные, занятые, востребованные. Они любят приезжать в наш фонд, потому что они видят эту благодатную аудиторию, которая "рвет на части" каждого преподавателя вопросами. Когда они понимают, что они теперь вооружены какими-то знаниями, которых у них не было, то, во-первых, меняется еще и их самооценка. Для них важно почувствовать свои способности, свои возможности, в чем-то себя проявить, оказаться в правильном окружении.

И это все мы стараемся делать весело, в тех форматах, которые интересны молодежи. Это не только лекции, мастер-классы и занятия, а это и какая-то интерактивная форма. Если у нас нет возможности собраться в аудитории (да и зачем?), в федеральном центре "Орленок" у нас преподаватели преподают первую помощь, что называется, на газоне иногда, показывают, как оказывать первую помощь. И волонтеры, которые прошли с 2010 года обучение, говорят, что им в жизни это неоднократно было полезно, потому что были ситуации, когда людям становилось плохо, а они знали, что делать, они себя чувствовали компетентными.

А.Г.: Расскажите, чему вы их учите? Я знаю, что у вас все очень серьезно. Неслучайно вы привлекаете и специалистов кафедры педиатрии, медиков, профессионалов.

Н.Д.: "Под флагом Добра!" – это такой большой проект, который проводит большие массовые мероприятия. Волонтеры привлекаются с 2005 года на футбольные матчи, на концерты, при сборе средств. Мы видели волонтеров с горящими глазами, но ничего не умеющих делать. И мы видели еще хуже – волонтеров с негорящими глазами, ничего не желающих делать, сидящих в гаджетах и ждущих, когда же все это закончится (потому что им сказали прийти – и они пришли). И это гораздо хуже, чем горящие глаза. "Не надо причинять добро", – как говорят наши психологи.

А для тех, кому это интересно, для кого это важно, самые разные специалисты написали курс лекций. Департамент здравоохранения Москвы отобрал те, которые считает нужными. Мы при взаимодействии с отделом по вопросам детства всегда осуществляем эту работу. И 5–7 лекций по 2–3 часа считаются достаточными для того, чтобы они уже перешли к практике.

И начинается практика (конечно, также со специалистами) в детских домах, в домах ребенка, если мы говорим о формате постоянной работы в городе. А если это наши волонтерские форумы – например, в "Орленке", – то это 21 день прекрасного общения в формате "Орленка", участие известных музыкантов в этом проекте. Наш проект держится на таком привычном для нас "плацдарме": спорт, музыка, благотворительность. Если это музыка, то нужно правильно понимать, как устроены уроки музыкотерапии. Ведь музыка имеет колоссальное воздействие на человека, это известно. И стремление к прекрасному, заложенное в человеке, должно правильно применяться в содержательной части благотворительных и волонтерских проектов.

А.Г.: И этому вы тоже учите?

Н.Д.: Да. Видите, какие спортивные ребята. Они у нас еще и флагоносцы. Кстати, эти ребята приехали из Арзамаса. Очень часто приезжают и вожатые "Орленка", и арзамасцы. Это наши постоянные гости. А это как раз практика. Это дети из детских домов, приехавшие в лагерь. Волонтеры проводили для них спортивные эстафеты. А это наши любимые малыши на прогулке с волонтерами. Это наш с волонтерами любимый проект. Мы стали при участии волонтеров вывозить детей за стены домов ребенка. Девять культурных учреждений Москвы в 2010 году приняли участие этом проекте. Началось все с Театра Куклачева – с Театра кошек.

А.Г.: Это сейчас о доверии. Вы в начале нашей беседы сказали, что не пускали, не хотели пускать волонтеров. И потом насколько это доверие выросло – с волонтерами стали отправлять деток за пределы уже детских домов.

Н.Д.: Конечно, шли на эксперимент с большим волнением и с большой ответственностью. Мы просчитали маршруты, время спектакля, которое смогут выдержать дети, которые впервые выходят из дома ребенка. Они очень быстро уставали, они теряли внимание. Мы переживали, как они вообще себя будут чувствовать. Транспортировка детей по Москве, специальные кресла, сопровождение сотрудников дома ребенка.

Просто с волонтерами никто из стен дома ребенка не выпустит. Реакцию понимали только специалисты, а ни волонтеры, ни я – мы не понимали. Они были немножечко испуганные. Почему это важно для волонтеров? Они должны понимать, что реакция у детей в детском доме будет немного другой, и они не всегда будут ее понимать, пока они не привыкнут. Реакция была для нас удивительная – не та, которую мы ожидали. И когда потом нам сообщили специалисты… А мы мониторим все результаты наших поездок и посещений, для чего мы это делаем. Они сказали, что улучшился сон, дети начали улыбаться, многие начали развиваться по возрасту. То есть очень сильно повлияло. И для нас распахнулись двери других детских учреждений.

А.Г.: Наталья, вы сказали, что есть и отсев волонтеров. То есть не все завершают курс, или вы убираете кого-то? Какие критерии?

Н.Д.: Крайне редко бывает, что нам приходится отсеивать, это единичные случаи. Как правило, люди перестают приходить сами, если они видят, что это не для них. Но у нас очень много ребят, которые годами с нами. В общем-то, мы их уже не приглашаем, потому что они знают наше расписание занятий, приходят сами и участвуют во всех мероприятий. А мероприятий для них очень много. Зимой, несмотря на сессию, холод и каникулы, 300 человек пришли во время ледового шоу. 100 детей мы отправили в цирк Запашных, потому что Эдгард Запашный очень много делает для фонда и для детей-сирот. И мы очень гордимся тем, что у нас есть такие замечательные деятели культуры, артисты, музыканты, которые действительно много делают: как Эдгард, как Илья Авербух, как Дима Харатьян.

А.Г.: Наталья, вы и в регионах работаете?

Н.Д.: Да, у нас проходят мероприятия в регионах, приходит молодежь. Очень много – футбольные матчи, концерты. И молодежь заинтересована в повторении опыта, поэтому все то же самое происходит на каждом мачте в каждом городе, куда мы приезжаем. Появляется много людей. Очень меня рассмешил Виктор Зинчук ("Золотая гитара России"): "Наталья, сколько их? Куда я ни приеду с гастролями, молодые люди говорят: "Здравствуйте! Мы ваши волонтеры". Это хорошее дело, оно развивается. Значит, оно нужно людям.

А.Г.: Наталья, скажите, а признание заслуг волонтера важно для ребят?

Должна быть сертификация волонтеров, должны быть какие-то знаки отличия. Для них это важно, это память 

Н.Д.: Очень. Оценка – конечно. Мы много лет говорим о том, что должна быть сертификация волонтеров, должны быть какие-то знаки отличия. Для них это важно. Это память. Поэтому сертификаты – всегда. После каждого мероприятия мы оставляем сертификаты, памятные фотографии (фотографии и общие, и со звездами, и с артистами) со всех мероприятий, потому что из этого человек складывает, наверное, свой "альбом воспоминаний и моментов". Это же большие эмоции.

А.Г.: Наталья, как вы думаете, сейчас волонтерство становится трендом российской действительности?

Н.Д.: Да, безусловно. За эти годы – безусловно. Очень много хорошо организованных волонтерских организаций, очень много интересных проектов по стране. В первые годы приезжали ребята, которые с горящими глазами, – вот те самые "научите, покажите, расскажите". Научили. А сейчас приезжает уже совершенно другая аудитория. Это уже обмен практиками. Это уже готовые волонтерские отряды со своими знаками отличия. И это очень способствует творчеству молодежи.

А.Г.: Наталья, спасибо вам огромное. Тогда я пожелаю удачи, чтобы этот тренд действительно развивался и становился все популярнее с каждым годом. Вы сейчас доказали, что волонтерство – это не ограниченность в одном деле, а это движение, это просто стиль жизни, наверное, где можно многому-многому научиться и взять просто полезное для себя. Спасибо вам большое.

Н.Д.: И вам спасибо.

А.Г.: О подготовке волонтеров мы говорили с Натальей Давыдовой, директором благотворительного фонда "Под флагом Добра!".