Мария Веденяпина: Нельзя заставить детей читать, их можно только увлечь. Это трудная задача

Мария Веденяпина – директор Российской государственной детской библиотеки. По инициативе Марии Веденяпиной были реализованы такие всероссийские проекты, как "Сельская библиотека", "Чтение", "Мобильное библиотечное обслуживание населения". Дважды избиралась членом постоянного комитета секции чтения Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.

Сейчас в Российской государственной детской библиотеке проходит выставка "Полдень, ХХ век: открывая страницы детской литературы 1950-60-х гг." Помимо оригинальной тематической экспозиции до 28 ноября для посетителей ежедневно проводятся различные мероприятия.

Мария Веденяпина: Мне кажется, что книги на фоне истории страны – это тоже историческое и даже в какой-то степени патриотическое воспитание, потому что дети узнают историю своей страны через книгу.

Это не просто выставка. Я бы назвала это проектом и даже проектом не на один год, а на следующие годы. Мы начали этот проект в этом году с детской литературы 50-60-х гг., т.е. проект называется "Открывая страницы детской литературы". Именно эти годы дали всплеск определенного развития детской литературы и появления новых писателей и целой плеяды детских иллюстраторов. Появились Незнайка, герои Успенского, зарубежные герои: Винни-Пух, герои Астрид Линдгрен, Муми-тролль. Это все те герои, которые пришли к нашим детям именно в те годы, которые до сих пор абсолютно читаемы, абсолютно узнаваемы. Более того, литературные герои, которые появились в то время, остаются литературными героями у нынешних современных детей. Безусловно, поскольку у нас детская библиотека, и мы открываем страницы детской литературы, то для современного ребенка очень важна интерактивная составляющая, когда каждый может сам что-то сделать, принять участие, как-то во всем этом показать и проявить себя.

Привлекли мы дизайнеров, к счастью, креативных, которые помогли нам создать интерактивную зону. У нас стоят замечательные аудиотелефоны, которые периодически звонят и можно снять трубку и тебе что-то расскажет Карлсон или Муми-тролль – это тоже такая симпатичная находка. Безусловно, и подушки, которыми дети могут не то поиграть, не то ездить на них, подушки в виде початков кукурузы и ракет.

Это попытка через игру и через игровые моменты о чем-то рассказать, увлечь, но все это все равно вокруг книги. Надеемся на то, что читателей у нас станет больше, а книговыдача вырастет.

Большое место занимают различные мероприятия, которые проводятся в рамках этого проекта. Для родителей, бабушек и дедушек у нас линейки мероприятий, связанных, например, с музыкой. В библиотеке у нас существует Клуб авторской песни, который ведет Григорий Гладков. В рамках этого проекта "Открывая страницы" будет концерт, посвященный Визбору и Окуджаве.

Открывалась выставка с "Денискиных рассказов". Дениска Кораблев и у нынешнего поколения детей один из любимых героев. А тут представлял книгу сам непосредственный герой, тот самый Дениска, но не Кораблев, а Денис Драгунский, который сам уже стал маститым писателем. Он уже со своих взрослых лет рассказывает о том, как действительно это было и все ли правда из того, о чем написал его папа Виктор Юзефович Драгунский в свое время, и я бы сказала, увековечил Дениску Кораблева своими "Рассказами".

Это все-таки миф, что дети не читают. Дети читают и даже читают не меньше, чем раньше

У нас федеральная библиотека, и мы являемся таким федеральным центром для всех библиотек, которые работают с детьми. В прошлом году по заданию не нашего учредителя Министерства культуры РФ, а Федерального агентства "Роспечать", мы проводили всероссийское социсследование, которое было посвящено проблемам детской литературы и детского чтения. Делали мы это исследование совместно с Левада-Центром. Я вам хочу сказать, что это все-таки определенный миф, что дети не читают. Дети читают и даже читают не меньше, условно говоря, последнее такое исследование всероссийское было в 2006 году. Сопоставляя цифры, полученные в 2006 году с 2013, хочу сказать, что нет какого-то жуткого провала или что какие-то катастрофические цифры мы получили, что дети не читают – дети читают. Другое дело, что они читают и как они читают, и когда наступает тот самый уход от книги. Маленькие дети, безусловно, все зависит от того, читают ли дома, и насколько много читают родители, насколько хорошо у нас бабашки и дедушки к этому процессу приобщены. На самом деле, это исследование показало то, что все-таки процент читающих мам и пап, бабушек и дедушек своим внукам и детям процесс этот очень медленно, но растет, порядка 3-5%.

Сейчас фактически у 93% семей есть детские библиотеки

Еще меня порадовало то, что количество семей, у которых есть домашние библиотеки тоже вырос, причем достаточно существенно – 10%. И это абсолютно понятно. Потому что если брать 2006 г. – это был период, который выдавал те цифры, которые получились после 90-х гг., когда действительно были большие проблемы с книгоизданием именно детской литературы. Поэтому сейчас у младших школьников фактически 93% семей есть детские библиотеки.

После 10 лет ребенок уходит от книги, у него теряется интерес к тому, что ему говорят в школе, что ему советуют в библиотеках

Что одинаково и в том и в другом исследовании? И в том, и в другом исследовании одинаковы те цифры, которые показывают, когда ребенок уходит от книги. Это случается не только в нашей стране, но и с детьми по всему миру. После 10 лет ребенок уже не так мотивируется родителями к чтению, у него теряется интерес к тому, что ему говорят в школе, что ему советуют в библиотеках. Жизнеопределяющим становится то, что ему советуют его сверстники. Понятно, что с развитием всех технологий ребенок уже даже после 8 лет стремительно уходит от традиционной бумажной книги в интернет, к гаджетам. Но в этом тоже нет ничего плохого. Потому что на самом деле возможность электронного чтения дает вот этот показатель, когда у нас увеличилось количество читающих подростков, особенно среди мальчишек. Есть такой француз Даниэль Пиннак. У него есть очень хорошие слова, что глагол "читать" не терпит повелительного наклонения, читать нельзя заставить – можно только заинтересовать, увлечь. И вот это, наверное, очень трудная задача, с которой мы как-то пытаемся справиться, от нашей креативности, от того, как мы делаем, зависит результат, сколько к нам придет читателей. Даже не сколько придет, а столько возьмут книг потом. И если бы совокупность всех тех, от кого зависит, будет ребенок читать, не будет ребенок читать, была бы более активная, то тогда и результат был более эффективен.