Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ

Малая Вишера: тайный подземный выход из покоев императора, "нелегальный" вездеход и живое молоко

Наша карта путешествий по малым городам России сегодня пополняется новой отметкой. Мы останавливаемся в Малой Вишере Новгородской области. О городе сыроделов, стеклодувов и железнодорожников - в репортаже Владислава Двоеглазова.

Ремонт вокзала Малой Вишеры позволил его реставраторам сделать неожиданное открытие: под зданием они обнаружили старинные подземные ходы. Строительным мусором их завалили в еще конце сороковых, после Великой Отечественной, когда последний раз реконструировали это здание.

Ольга Маркова, мастер участка станции Малая Вишера: "Вот здесь непосредственно был один из выходов - подземный".

Подземный выход ведет сюда из покоев императора. Сделали его ради безопасности государя - на случай теракта, покушения или другой непредвиденной ситуации.

Ольга Маркова, мастер участка станции Малая Вишера: "Со стороны Москвы в здании располагались царские комнаты, где непосредственно отдыхал царь, и оттуда шел подземный ход, который ему позволял выйти не по наружной, а подземной части".

В середине 19 века таких вокзалов на пути из Петербурга в Москву было три: этот - в Малой Вишере, а еще в Твери и на станции Бологое. Здесь меняли паровозы, пополняли запасы угля и воды.

Но больше, чем старинным вокзалом, Малая Вишера сегодня известна своими послевоенными бараками. Они - основная часть жилого фонда города. И в последние годы они горят. И горят часто.

"Мы живем тут, как на пороховой бочке", – говорят местные жители.

Кто-то говорит о поджогах, кто-то винит во всем старую электропроводку и прохудившиеся печи. Александра Яневич более тридцати лет живет в этом бараке. Последний пожар в доме рядом тушила несколько дней назад и с тех пор по ночам патрулирует с соседями дворы и улицы Малой Вишеры.

Александра Яневич, житель Малой Вишеры: "Я уснула и часов около 4-5 соседка - горим, горим! Внутри вон обгорела стенка".

В городе более 50 таких многоквартирных деревянных домов. Живут здесь маловишеровцы без воды, канализации, с печным отоплением и в постоянном страхе.

Квартиры в таких бараках не стоят практически ничего, а заработать на новое жилье в городе шансов мало.

По улице 3-го Коммунистического Добровольческого отряда - и сейчас стоит стекольный завод - бывшее градообразующее предприятие. Во времена СССР три тысячи человек делали здесь огромные лампы для метро, стекло для светофоров, кинескопы и ширпотреб: посуду и вазы. Теперь в штате завода сотрудников в 30 раз меньше. А работают - только когда есть заказы. Последний выполнен несколько дней назад.

Иван Степанов, директор завода: "Вот это - колба для бетатрона. Это мощнейшие приборы, рентгеновские трубки для просвечивания автомобилей, для поиска оружия, наркотиков. Вот это - бетатрон, где по кругу разгоняют электроны".

Заказы от "оборонки" и научных институтов позволяют надеяться на возрождение производства. В посуде же и вазах директор перспектив не видит - в ближайшее время в ширпотребе китайцев все равно не обойти: старые технологии и цена на газ не позволят это сделать.

Иван Степанов, директор завода: "В течение 20 лет ежегодно повышалась. От 100 раз. А сейчас ежегодно на 7-10%. Сегодня в себестоимости продукции цена газа составляет больше 50%. Поэтому наша продукция народного потребления неконкурентоспособная с Китаем".

Другому заброшенному в 90-е производству Малой Вишеры помог возродиться рассольный сыр. Шесть лет назад на бывшем молочном заводе стали делать моцареллу и рикотту. Учить местных сыроделов приезжали специалисты из Италии. На это ушло два года. Теперь сыры из Малой Вишеры отправляют и в Великий Новгород, и в Тверь, и в Петербург.

Александра Иванова, технолог: "Молоко надо любить, молоко надо чувствовать. И многое даже зависит от настроения, с каким ты его вырабатываешь. Это живой продукт, с которым нужно разговаривать".

Теорию технолога о живом молоке поддерживает и главный механик. Это он с первого дня перезапуска завода монтировал и доводил до ума все оборудование.

А на досуге в гаражах на окраине города Виктор Вересов из старых советских машин собирает свой, вересовский, модельный ряд.

Кабина - от жигулевской "копейки", а двигатель и ходовая - от "УАЗика". Перевозит этот вездеход до девяти человек.

Виктор Вересов, житель Малой Вишеры: "У меня большое удивление и радость, что ходит по болоту, плавает. Ездим за грибами, за ягодами, на рыбалку. В непроходимые места".

Но на городские дороги Виктор Северьянович на транспорте собственного производства не выезжает.

Виктор Вересов, житель Малой Вишеры: "Нелегальная техника. Но чтобы ее зарегистрировать, надо делать капитальные тормоза и иметь технический паспорт".

Днем в Малой Вишере тихо и спокойно. Многие его жители уезжают на работу в Питер или Великий Новгород. А для тех, кто остался, главный работодатель - станция. И жизнь в центре города закипает здесь ближе к вечеру. За сутки мимо вокзала проносятся почти 180 поездов. Эта железная дорога соединяет две столицы. И основные пассажирские поезда минуют станцию именно ночью.

В ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 года именно на той станции Николай Второй выяснил, что дальнейший путь в Царское село перекрыт восставшими войсками. Император изменил маршрут и из Малой Вишеры хотел добраться до дворца в объезд захваченных станций. Но план сорвался. На следующий день в Пскове был подписан манифест об отречении от престола.  

Написать комментарий

Выпуски программы

Показать еще
Родившихся в Крыму бенгальских тигрят назвали Атос, Портос и Арамис В мире насчитывается около 2500 особей бенгальского тигра.
час назад
Рептилоиды Более 150 млн лет на нашей планете в буквальном смысле царили всевозможные рептилии. И насколько прочно они вошли в жизнь древних людей, красноречиво говорят повсеместные рисунки
8 часов назад
В начале недели на юге России прогнозируют сильный ветер и лавинную опасность в горных районах Сильный ветер приведет к метели, обледенению проводов и гололеду.
35 минут назад

ГОСТИ

  • Виктор Гуминский профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института Мировой литературы РАН
  • Сергей Харитонов орнитолог, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Центра кольцевания птиц ИПЭЭ РАН
  • Земля и море глазами путешественников в литературе. Миграция птиц Кто они были – первые литераторы? Как птицы ориентируются?
    вчера
    Набиуллина: Нужно сохранять здоровую консервативность наших прогнозов Госдума одобрила основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие три года.
    2 дня назад

    ГОСТИ

  • Юрий Свешников президент Московского транспортного союза, заместитель общественного омбудсмена РФ в сфере транспорта
  • Двое студентов в Ставрополе изготавливают точные копии костюмов супергероев Продают они свои изделия по цене от 5 тысяч рублей за одну деталь.
    вчера

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи