Белокуриха: почему ее называют "алтайским Давосом" и кто "посадил" Чарли Чаплина в бочку

В цикле репортажей "Малые города России" сегодня город-курорт Белокуриха Алтайского края. И климат, и воздух, и вода -- все там лечебное. А еще в Белокурихе есть скалы, к которым приходят загадывать желания. И названия у них необычные -- Круглый камень, Четыре брата, Врата любви или Серебряный родник.

Белокуриху называют "алтайским Давосом". Утверждают - даже воздух здесь целебный. Содержание аэроионов в горах Чергинского хребта - 2600 единиц на кубический сантиметр. Чтобы это ни значило, но это в два раза больше, чем в швейцарских Альпах. Воздух здесь пахнет еловой хвоей, вязким алтайским медом и душистыми травами.

Здесь у скал можно попросить: детей, денег, любви или просто счастья - кому что нужнее. Чтобы заручиться помощью местных богов, нужно их подкупить - бросить монетку в древнего истукана.

Сам городок очень похож на южные курорты - те же отдыхающие, неторопливо фланирующие по центральной улице, те же столики с местными сувенирами, та же расслабленная, неторопливая атмосфера.

Десятки отелей по всему городу, классические санатории с многоэтажными корпусами, небольшие частные гостиницы и первый за Уралом крытый аквапарк. Для любителей активного отдыха: зимой - лыжи, летом - велосипеды, круглый год - конные прогулки.

Алина Свиридова знает о лошадях все. Это ее любимая тема разговоров. "Относиться просто как к четвероногому другу – дурачок, глупенький, что ты понимаешь?! - ни в коем случае нельзя!  Такой же "человек", со своими амбициями, со своей сердечной болью", - говорит Алина Свиридова, специалист по племенной работе ипподрома "Алтай".

Алина родилась на юге Алтайского края. Впервые села в седло в 13 лет на сельских скачках. Училась в Москве, а 5 лет назад переехала в Белокуриху. "С каждым годом я все больше понимаю, что каждому человеку - свое место. И где бы он ни находился - надо просто очень любить то, чем ты занимаешься, и быть этому преданным", - считает Алина Свиридова, специалист по племенной работе ипподрома "Алтай".

Полустертая надпись на горне "Жалость - удел слабых".  Обновить нет времени - у кузнеца Ани очень много заказов. хотя ковкой она занимается всего несколько лет. До этого закончила юрфак в Астраханском университете. А потом вся семья переехала на Алтай. Работы для юриста не было. Свое призвание нашла случайно - пришла в кузницу заказать ухват. И осталась подмастерьем.

Анна Мельгизина, кузнец, член Союза кузнецов России: "Есть ручная художественная ковка. И есть не ковка. Я не понимаю, если честно, когда люди работают "на холодную" - металл есть металл, он любит огонь".

Своего будущего мужа Анна нашла на Всероссийском слете кузнецов, который сама же и организовала.

Анна Мельгизина, кузнец, член Союза кузнецов России: "Хотела просто собрать кузнецов, так - посидеть у костра, попеть песни, обменяться опытом. Ну, все это вылилось в первый Всероссийский кузнечный фестиваль в городе Белокуриха".

Дочке Людмиле - 6 лет. Мама видит ее кузнецом. А та пока мечтает стать врачом и лечить больных в Белокурихе.

Старожилы Белокурихи утверждают: сюда инкогнито приезжал Чарли Чаплин - на воды. Мол, с тех пор здесь и появилась эта скульптура.

Бывал ли великий американский актер на Алтае или нет - выяснить так и не удалось. Но вот автор этой скульптуры - наш современник. Он объехал полмира - бывал в Ванкувере, Буэнос-Айресе, Найроби. А сейчас осел здесь, в Белокурихе. Ведет размеренный образ жизни, и очень этим доволен.

Владимир Войчишин, художник: "Я посадил его в бочку, чтобы у людей было радостное настроение. Люди видят его - улыбаются сразу".

Владимир побывал в полусотне стран. В Африке учился секретам работы с "черным деревом" у кенийских народных мастеров. В США отливал шоколадные скульптуры для праздничных церемоний и работал у известных ювелиров. У канадских индейцев научился резать скульптуры из кедра. Работы Владимира украшают коллекции Фиделя Кастро, Хью Гранта, Селин Дион.

Владимир Войчишин, художник: "Мне не надо шума Буэнос-Айреса, не надо сити-шума Нью-Йорка. Не надо мне Лондона с вечерними тусовками, галереями, бутиками. Мне надо – деревья, речку, хариуса, грибы-грузди!.."

Кто-то подумает, что он сумасшедший художник, живущий в вымышленном перевернутом мире, где серебряный бюст Эйнштейна в скафандре мирно уживается с деревянным скелетом Дали, играющим на скрипке, на фоне "Земляничной поляны" с портретом Леннона. А, может, он просто счастливый человек, придумавший свой мир и свою сказочную Белокуриху.

Владимир Войчишин, художник: "Вот это - камера обскура, через которую я смотрю на мир. Он для меня перевернут".

Белокуриха - крохотный курортный городок. Здесь все знают всех. По уютным улочкам раскатывают дилижансы, напоминая о породистых жеребцах в конюшне у Алины Свиридовой. Кованые решетки и скульптуры - от кузнеца Ани Мельгизиной. Художник и скульптор Владимир Войчишин мечтает сделать с Аней совместную скульптуру и подарить городу. И почему-то отсюда не хочется уезжать. Ни белокурихинцам, ни туристам. Может, аэроионы во всем виноваты?!.

Лечебный курорт в Белокурихе появился почти сто лет назад, когда она еще была деревней. В 1920 здесь начали строить санаторий с собственными столовой, амбулаторией, солярием, водолечебницей на 24 ванны и поликлиникой. В 1942 году именно в Белокуриху из Крыма эвакуировали пионерский лагерь "Артек". 
Чем алтайский городок похож на южные курорты, какое развлекательное заведение здесь открыли раньше всех за Уралом, кто организовал в Белокурихе первый Всероссийский кузнечный фестиваль, работы кого из местных художников украшают коллекции Фиделя Кастро и