Чкаловск: музей Валерия Чкалова, модели самолетов из лозы и центр ремесел

В цикле Малые города - родина летчика-испытателя Валерия Чкалова. Именно в его честь и был назван город Чкаловск в Нижегородской области. Помнят ли жители своего знаменитого земляка, расскажет Федор Анчутин. 

Пенсионер Владимир Батраков плетет из веток ивы корзину для цветов. Технологию осваивал самостоятельно - методом проб и ошибок, на собственной кухне.

"Три года варил дома в небольшой кастрюле на газу этот прут. Жена недовольна была. Еще недоволен был я сам собой, потому что не все получалось - у меня корзины летали по всей кухне", - рассказывает Владимир Батраков, руководитель студии лозоплетения чкаловского Центра ремесел.

За годы практики прутья в руках мастера стали послушными, а сам он организовал первую в Чкаловске студию лозоплетения. Взрослые этим древним искусством не интересуются, зато дети ходят на его занятия с удовольствием. Ведь из лозы можно сплести не только простые корзинки, но и макеты военной техники. Даже самолет, на котором летал именитый земляк Валерий Чкалов.

Чтобы сплести из лозы АНТ-25, потребуется примерно неделя. Кстати, такая плетеная модель не уступает привычной пластиковой - здесь даже вращается пропеллер.

На другом конце города школьники после уроков в кружке авиамоделирования пытаются заглянуть в будущее авиации. Десятиклассник Сергей Попенко только что закончил работать над трехмерной компьютерной моделью советского бомбардировщика, а теперь хочет модернизировать идею нижегородского конструктора Ростислава Алексеева. Полвека назад он разработал экраноплан - гирбрид корабля и самолета.

"Мы хотим выявить такую форму крыла, с помощью которой экраноплан будет двигаться быстрее и устойчивее будет", - рассказывает Сергей Попенко, житель Чкаловска.

Модели судов, которые, опираясь на воздушную подушку, могут перемещаться над землей и над водой, да еще и на скорости до 600 км/ч, сегодня использует МЧС и военные. Как рассказал нам экскурсовод, просто так покататься на них сейчас нельзя. 

В музее Чкалова, наоборот, на всеобщее обозрение выставлены самолеты, ставшие раритетами. В том числе, легендарный АНТ-25. На нем в 1937 году был совершен знаменитый беспосадочный перелет из Советского Союза в Америку через Северный полюс. Когда посетители спрашивают, в чем был героизм полета на таком громадном самолете с размахом крыльев в 34 метра, экскурсоводы указывают на единственный пропеллер на носу - жизнь экипажа из 3 человек зависела от одного двигателя.

"Героический экипаж находился в воздухе в течение 62 часов, пройдено огромное количество расстояний над водным пространством, надо льдами, был совершен героический перелет. За перелет Валерий Чкалов удостоен звания Героя Советского Союза", - рассказывает Ирина Захарова, директор Мемориального музея В.П.Чкалова.

Пример Чкалова оказался заразительным для местных мальчишек. Вячеслав Кучеров - военный пенсионер. В советское время, после окончания летного училища служил в Крыму, сжег целый эшелон горючего - это у летчиков такая неофициальная мера налетанных часов. Но летать дано не каждому, говорит Вячеслав Николаевич, в летчики нужно идти только в том случае, если с детства тянет к самолетам.

"Такая же береза была около моего дома. И вот я умудрялся залезать на самый верх, где сучки позволяли держаться, и изображал из себя летчика за штурвалом, держась за сучки", - говорит Вячеслав Кучеров, житель Чкаловска. 

Но все же летчиков в Чкаловске можно пересчитать по пальцам одной руки: в городе нет ни летного училища, ни аэропорта. Карьеру пилота можно сделать, только уехав из родного города, как это сделал сам Валерий Чкалов.

Многие из тех, кто родились в городе и хотят в нем остаться, стараются попасть на работу вот на градообразующее предприятие, где собирают арматуру для линий электропередач, разнообразные зажимы для кабеля, раскаточные ролики и многое другое.

Николай Солдатов - один из пятисот работников завода. Полгода назад житель областной столицы отказался от предложенной работы в Нижнем Новгороде и перебрался с молодой женой в Чкаловск. Решил, что здесь ситуация стабильнее, да и перспективы профессионального роста лучше, и стал диспетчером цеха чкаловского электромеханического завода. По его словам, зарплаты в 20-25 тысяч в Чкаловске будет достаточно, чтобы прожить безбедно.

На досуге чкаловцы отправляются в единственное культурно-массовое заведение города. Оно так и называется - Дом культуры и спорта. За неделю здание, построенное в 80-х годах, посещает около тысячи человек. На двух этажах в тесноте разместились: хоровая, театральная, танцевальная студии, а также такое количество спортивных секций, что даже в расписание они умещаются с трудом.

Как шутят местные жители, в этом зале занимаются секции по всем видам спорта кроме плавания. Кроме того, местные школы здесь проводят уроки физкультуры. Но это не потому, что зал обладает какой-то исключительной универсальностью. Просто в Чкаловске до сих пор нет отдельного ФОКа.

Областная программа по строительству ФОКов - физкультурно-оздоровительных комплексов - до Чкаловска еще не дошла, и дойдет ли при нынешнем кризисе, неизвестно. Возможно, город мог бы самостоятельно решать вопросы своего благоустройства, зарабатывая на туризме и сувенирах авиационной тематики под известным всему миру брендом "Валерий Чкалов", но делать бизнес на имени знаменитого земляка здесь пока так и не научились. 

В XIX веке Василева Слобода, как раньше назывался Чкаловск, был известен своими кувшинами и глиняными тарелками. Там работали более двух десятков гончарных мастерских. Посуду оттуда сплавляли по реке. Тогда же Слобода была одним из основных поставщиков бурлаков для Волги.