Дмитровск: Усадьба князя Кантемира, полтонны пельменей в день и жизнь общины пифагорейцев

В цикле Малые города сегодня мы отправимся в Дмитровск Орловской области. В регионе он известен своими полуфабрикатами - там расположено несколько заводов, и на каждом из них ежедневно лепят около полутонны пельменей. Любят это привычное блюдо и в необычном поселении пифагорейцев, которое находится рядом.

За очередной "Ладой" по главной улице катит велосипед. Ночью похолодало, и дорога местами - как каток, но водитель едет уверенно, видно, что ему не впервой крутить педали в мороз. Двухколесное авто бензина не просит - бережет рубль круглый год. Пешеходы в ожидании автобуса обсуждают последние новости: в городке недавно открылся популярный сетевой магазин. Одни и те же разговоры кочуют с остановок общественного транспорта в дома, а оттуда - в парикмахерские, на рынок и в заводские цеха. 

"Семья. Столько лет работаем - становимся одной общей семьей", - говорит Светлана Рыбцева, рабочий цеха полуфабрикатов. 

За сутки цех полуфабрикатов выпускает четыреста килограммов пельменей. Специальный аппарат штампует заготовки, а мастера вручную их дорабатывают

"Вот мы засекали. Где-то лоток, в лотке примерно 2 кг. Это минута", - говорит Светлана Рыбцева, рабочая цеха полуфабрикатов. 

Дмитровский мясоперерабатывающий комбинат открылся 5 лет назад. Сейчас на предприятии работают 65 человек.

"В Дмитровске, в самом городе, ДМК наша - самая хорошая престижная работа, и заработок там в 2 раза лучше, чем на остальных", - говорит Снежана Пахомова, сотрудница Дмитровского мясокомбината.

Предприятие обеспечивает заработком и сотрудников, и поставщиков - фермеров в Орловской, Курской и Белгородской областях. В планах - до конца года увеличить объем производства в два раза. Сотрудники сияют не хуже начищенных металлических столов и чанов - нет причин волноваться о завтрашнем дне. Их соседи в небольшой деревеньке на окраине Дмитровска тоже о кризисе не переживают, потому что когда-то решили: нет денег - нет проблем.

Герои, к которым мы едем сейчас, постарались уехать как можно дальше от цивилизации, и вот нам кажется, что у них получилось. Не край земли, конечно, но близко к цели. Про таких в последнее время говорят "дауншифтеры", сами себя они называют "пифагорейцами". Что связывает наших героев с Древней Грецией, узнаем, как только доедем. Если, конечно, у нас получится.

На веревках сушится белье, у стены старенького дома под самую крышу сложена поленница. Все, как в обычной деревне. Так думаешь, пока не увидишь на дереве избушку с дымящей трубой.

"Там Ирка, наверное, спит. Вон видишь, печка топится, и мы 5 лет там. У нас была квартира на Арбате трехкомнатная, и она переехала", - говорит Андрей Дроздов, член пифагорейской общины. 

Жену декабриста Ирину мы так и не увидели. Может, и правда, крепко спала, а может, не захотела показаться перед объективом телекамеры спросонья.

Оказалось, что ядерный физик променял столичную трешку на скворечник в Орловской деревне ровно по тем же причинам, по которым успешный бизнес-тренер из Владивостока уехала за тысячу километров от дома и уже три года ткет один ковер. В той жизни им ни на что не хватало времени, и постепенно она начала терять смысл

"Меня свел с ума этот мир. Я больше не смогла в нем жить. А здесь я почувствовала себя человеком, когда я впервые встала на землю, что-то мы вместе вырастили, это такое счастье испытать", - говорит Татьяна Мельник, член пифагорейской общины.

Таких счастливых 8 человек - уже долгое время это и есть постоянное население необычной деревни. Пифагорейцы поселились под Дмитровском около 30 лет назад. Скупили по дешевке дома тех, кто в то время как раз бежал в обратном направлении - из села в город, - построили новые. Есть даже гостиница для новобранцев, желающих примкнуть к общине, - такие тут появляются постоянно. Одни, как перекати-поле, поживут и несутся дальше. Другие остаются, впрягаются в рутинную пахоту: работают в огороде, ведут хозяйство

"Общая. Нет-нет. У нас нет своих денег. Нет своего хозяйства. У нас все общее. Простыни, одна рубашка на всех", - рассказывает  Андрей Дроздов, член пифагорейской общины.  

"Просто оказалось, что это настолько выгодно. Вот на что я там получаю какую-то пенсию, да я же на нее не проживу, а все вместе - оказывается, что у нас все есть", - добавляет он

В поселении есть ответственные за конкретное дело - например, швея, которая штопает общие простыни и рубашки. Есть работа, которую выполняют вместе, и есть дежурство: Катерина на этой неделе заведует кухней.

Лифт для еды, как и почти все в домах, собрали сами - применив разный опыт и знания, которыми владеют. Примерно так и совершали открытия в разных областях от музыки до геометрии члены союза, созданного древнегреческим философом. Современные пифагорейцы по науке обустраивают и свой быт, и соседский. Кроют деревенским крыши, собирают печи. Те в ответ снабжают домашними яйцами и молоком. Оказалось, что и храм в честь Аполлона - не помеха дружбе с местным батюшкой. Жизнь бок о бок примирила тех, кто убежал от сытой работы, с теми, кто за нее держится. 

Город в начале XVIII века основал молдавский князь Дмитрий Кантемир. Его усадьба дошла до наших дней и стала достопримечательностью Дмитровска. Князю также принадлежало и подмосковное имение Черная Грязь. Его выкупила Екатерина Вторая и переименовала в Царицыно, сегодня это музей-заповедник.