Гоцатль: общинный уклад, аварские ювелиры и сладкая, как мед, родниковая вода

В цикле "Малые города" мы сегодня увидим, как дагестанские мастера из железа делают вазы, а и из камня -- резные столбы. Но не только этим славится один из ремесленных центров региона - древний аул Гоцатль. Репортаж Рустема Давыдова. 

Около восьмисот лет назад несколько поселков объединились в аул Гоцатль. Первые дома Гоцатля были сооружены на этой скале. По-аварски ее название звучит "каул ра'ал", то есть "неприступное место". Глубина пропасти здесь около 250 метров. Взять штурмом Гоцатль было абсолютно невозможно и в то же время весь поселок представлял собой очень хороший наблюдательный пункт. Неприятеля было видно издалека.

Триста с лишним лет назад еду здесь готовили в деревянных казанах. И ничего не знали об обработке металла. Гоцатлинцы во время набегов брали многочисленных пленников, но ни один из них не признавался в том, что умеет ковать медь.

Султанахмед Магомедалиев, ювелир, заслуженный деятель искусств Дагестана: "На тропу, где они их вели, сыпали уголь древесный и бросали так кусочки меди. Они знали, что настоящий мастер не будет топтать уголь и обратит внимание на медный кусок".

Ювелирному делу аварцы учились у соседей - казикумухских лакцев и даргинцев из аула Кубачи. Но у гоцатлинцев - свой собственный стиль. Здесь главное - практичность.

Султанахмед Магомедалиев, ювелир, заслуженный деятель искусств Дагестана: "Кубачинцы, бывает, чрезмерно тоже насыщают, у них мелочь тоже - много-много орнамента. Они все-все гравируют. Мы же немножко оставляем свободным металл".

Султанахмед Магомедалиев - мастер-универсал. Все делает сам - от плавки серебра до готового кувшина или кинжала.

Султанахмед Магомедалиев, ювелир, заслуженный деятель искусств Дагестана: "Чтобы изготовить эту вазу, надо примерно 2 месяца. Плавим слитки, вальцуем. Получается слиток, лист получается металлический".

Гоцатль славится не только ювелирами. Здесь живут медночеканщики и каменотесы. На старом кладбище - зиярате - надгробия с арабской вязью. Рядом - две плиты столетней давности. История почти шекспировская - два восемнадцатилетних друга, ссора, стычка родов - тухумов - и гибель обоих врагов.

Кровники примирились - в знак мира надгробия поставили вплотную. С тех пор - с 1892 года - в Гоцатле друг друга не убивают. Кровников примиряет совет старейшин. Сообща решаются почти все важные для Гоцатля вопросы - от межевания полей до разводов. Это общинный уклад, основанный на древних обычаях, правилах-адатах и шариате.

Венера Гунашева, житель Гоцатля: "Надо свои обычаи держать. К старшим надо проявлять уважение, к младшим тоже надо, общий язык к ним найти".

Венера Гунашева попала в Гоцатль по распределению - после окончания Буйнакского медучилища. Здесь она и познакомилась с красавцем Насруллой. Молодой Насрулла был нарасхват - всегда в курсе всех киноновинок. "Весна на Заречной улице", "Летят журавли", "Тихий Дон" - и даже "Ночи Кабирии".

Насрулла Гунашев, пенсионер: "Я работал киномехаником в те годы, когда мы молодые были. Тогда же киномеханики - это люди такие! Они хорошие были".

Год спустя Гунашевы сыграли свадьбу. Дом молодоженам строили всем аулом, а родители только оплатили стройматериалы - здесь так принято. Поэтому оставаться в родном селении выгоднее, чем переезжать в город. Венера стала "своей" в Гоцатле только спустя три года. С тех пор Гунашевы почти 60 лет вместе.

Венера Гунашева, житель Гоцатля: "У меня уже правнучки есть, правнуки есть. Четверо детей".

Впрочем, своими детьми Венера Малуковна считает почти всех гоцатлинцев: "Сейчас, я могу посчитать... До 1980 года принимала роды".

Эти девушки, идущие за водой, родились, когда Венера Малуковна уже вышла на пенсию. Поход за водой здесь - целый обряд. Девушки и сейчас надевают самый красивый наряд и лучшие украшения - но для похода в магазин. А раньше встреча у родника заменяла горянкам и чтение новостей, и показ мод. Но главное - это были смотрины невесты. Только здесь молодые люди могли увидеть друг друга - все остальное время девушки занимались домашним хозяйством.

"Хинкал - он каждый раз разный. Тут и от настроения хозяйки зависит, потому что к плите нельзя с плохим настроением вставать. И от продуктов - надо самые свежие брать. И от умения. Хинкал готовим быстро - гости ждать не будут! Но и не торопимся. Хинкал суеты не любит", - рассказывают местные жительницы.

Говорят, если спросить дагестанца, что ему приготовить, первое, что он ответит - хинкал. В Дагестане более 50 народностей, и у каждой свой рецепт приготовления этого блюда. Есть хинкал аварский, есть даргинский, лакский, кумыкский, лезгинский, чабанский, дербентский.

Строго говоря, хинкал - это не столько блюдо, сколько набор блюд из ароматного бульона, свежего или сушеного мяса, отварного картофеля, соуса. И, собственно, из хинкала - вылепленного вручную теста.

О происхождении названия аула историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что оно имеет аварские корни - слово "мед" на аварском так и звучит – "гоцатл". Другие считают, что грузинские мастера-ювелиры, отпущенные из плена хунзахскими ханами за их талант, нашли в этом месте колодец. И назвали его "хуцутлинским" - то есть чистым и прозрачным. А, возможно, они имели в виду чистоту, открытость и благородство местных жителей. Здесь не делят людей на своих и чужих, здесь в каждом доме для путника найдется свежеиспеченная лепешка чуду, ароматный хинкал и сладкая, как мед, родниковая вода.

О том, что настоящие мастерА жили в тех краях и тысячу лет назад, говорят находки археологов. Рядом с Гоцатлем в прошлом году раскопали древний город. Поиски продолжались более полувека. Обнаружить находку помогло строительство ГЭС. В руинах поселения специалисты обнаружили стеклянную перламутровую нить - фрагмент женского браслета.