Карачев: как народные промыслы тут соседствуют с нанотехнологиями и сколько стоит елочный шар ручной работы

Сегодня в цикле "Малые города" мы отправимся в Карачев Брянской области. Он, как говорят историки, старше Москвы. Правда, ненамного - всего на год. Обычаи народного промысла соседствуют там с нанотехнологиями. Из поколения в поколения передают карачевцы и традиции изготовления елочных игрушек.

На Карачевской фабрике елочных игрушек - горячая пора. Не поработаешь как следует сейчас - весь год будешь сидеть голодным.

Летом здесь разрабатывают новые эскизы и орнаменты, а уже ближе к зиме - запускают производство игрушек на полную мощность. В две смены стеклодувы выдувают шары, а художники их расписывают.

"Вот такой шар, только 20 штук можно нарисовать в день. А какие полегче - и 30, и 50. Все от сложности рисунка зависит", - говорит художница фабрики.

Рисунки художницы придумывают сами. Дед Мороз, елки, снежинки, птицы или зимние пейзажи - кому какие мотивы ближе.

"Живу практически возле леса, поэтому лес очень нравится! Когда домики все заснеженные, много снега. Поэтому очень люблю природу рисовать!", - признается Ольга Аверьянова, художник ООО "Интерьер-промысел".

Ольга на предприятии вот уже 25 лет. Привела ее сюда мама, которая сама работала на фабрике стеклодувом. Таких династий здесь немало: новогодние игрушки в Карачеве делают больше 80 лет. В советские времена их выпускали вагонами - и развозили по всей стране. Но времена изменились. Сейчас здесь всего 30 сотрудников, фабрика получила статус народного промысла, а все игрушки - только ручной работы.

"Раз, два и... кривая. Не рисуется. В этом-то вся и сложность! Сложность в том, что надо владеть этой писалочкой - это продолжение нашей руки", - говорит художница.

Посмотреть, как делают игрушки, в Карачев перед Новым годом едут туристы из Брянска, Орла, Воронежа, Тулы, белорусского Гомеля. Новогодние украшения продаются в магазине при фабрике - от 50 до 200 рублей за штуку. Прямо здесь можно заказать елочный шар с любой надписью и даже самому его разрисовать.

Известная в Карачеве художница Валентина Васильева рисует последние 10 лет - с тех пор, как узнала о человеке, который пишет картины зубами.

Валентина Васильева, художник: "Мучилась-мучилась, не получалось сначала. Потом художники карачевские помогли, сама пыталась, стремилась. Как получается - людям судить".

Пейзажи для Валентины - это еще и возможность подзаработать. На выставках в местном доме культуры ее картины продаются по 6 тысяч рублей. Правда, покупают их не часто. Так что на специальную инвалидную коляску с подъемным устройством никак не удавалось накопить денег. Помогал весь город.

Валентина Васильева, художник: "Перечислял кто по 100 рублей, кто сколько мог".

Теперь передвигаться по городским улицам ей стало проще. Но все равно в Карачеве, считает Валентина, пока еще нет доступной среды для инвалидов - городок маленький, провинциальный. Хотя все может измениться. 2 года назад здесь открылось первое и пока единственное в России производство нано-силикатов и полимерных нано-композитов.

Вот эти гранулы - и есть основная продукция нового предприятия. Из них делают антикоррозийное покрытие для труб большого диаметра. До недавнего времени аналогичные химические составы завозились из-за рубежа. Но отечественным ученым удалось создать свой собственный. На разработку ушло 20 лет.

Владимир Чашников, заместитель директора: "Мы очень много пробовали рецептур, проводили научные исследования. Та рецептура, она уникальна, так как сотни людей потратили тысячи человеко-часов, чтобы сделать эту рецептуру".

В этом году предприятие смогло выйти на полную мощность и стать прибыльным. Выгодно и карачевцам. Завод дал городу примерно двести рабочих мест, с зарплатой - 42 тысячи рублей.

Александр Клюев трудится здесь со дня основания завода. Здесь же работает и вся его семья: жена и сын.

Александр Клюев, начальник автотранспортного участка: "Достойная зарплата, пакеты всякого рода социальные здесь существуют. Удивляют те масштабы той красоты, которая существует на заводе. Вы обратили внимание на то, в каком состоянии цеха? -Техника изумительная, новая. Народ набран - профессионалы своего дела".

Вот уже более сорока лет руководитель отряда юноармейцев в средней школе Сергей Гаврилов учит мальчишек и девчонок метко стрелять, разбирать-собирать автомат, держаться в хорошей физической форме. Многие сегодняшние ученики Гаврилова - это внуки и внучки его первых воспитанников.

Сергей Гаврилов, руководитель ДЮП: "Когда приезжаешь на всероссийские финалы - там Москва, Питер, крупные города. И мы – Карачев, небольшая школа. И ребята являются победителями. Сколько кубков и грамот привозим! Это приятно!".

Обидно только Сергею Гаврилову, что многие из воспитанников, поступив в военные училища, навсегда уедут из родного города. Впрочем, Карачев покидает не только молодежь. Многие жители уезжают работать в города побольше и не торопятся возвращаться. Рабочих мест в Карачеве по-прежнему для всех не хватает.

Во время оккупации в годы Великой Отечественной Карачев был практически полностью уничтожен. К моменту освобождения, в 1943, города не осталось. Он существовал лишь на картах.