Кесова Гора: народный кукольный театр, частная перепелиная ферма и кузнецы-самоучки

В цикле "Малые города" сегодня - Кесова Гора Тверской области. Несколько веков там процветало гончарное ремесло, а в наши дни популярным стали кузнечное дело и… разведение перепелок. Репортаж Яны Паустовской.

Посеревшие от времени бревенчатые избы и деревянное кружево наличников. Обаяние сельской провинции, кажется, не нарушают даже типовые серые коробки советских построек. Это смешение стилей и эпох, индивидуального и массового - как книга, по которой можно прочесть историю Кесовой Горы.

Cамое старое здание здесь - Никольский храм. Больше двухсот лет его колокола созывают кесовогорцев к службе. До революции здесь было три церкви, но две из них большевики разрушили, и теперь их можно увидеть только на гербе села. А Никольский храм почему-то не тронули, службы в нем не прекращались даже в атеистическое советское время.

В Кесовой Горе больших гор, конечно, нет. Село стоит на нескольких холмах, сплошь состоящих из глины.

Алла Самолетова, директор Кесовогорского краеведческого музея: "На наших территориях проживали финно-угорские племена и слово "суглинок" на их языке – "кестасави", и что это слово видоизменялось, и это еще одна версия: Кияс-гора - глиняная гора, а почвы наши – глинистые".

Именно глина долго кормила кесовогорцев, главным местным промыслом всегда было гончарное дело. За горшками и посудой на ярмарки съезжались покупатели из всех окрестных городов и сел. Сегодня рыночная площадь тоже пестрит палатками, только продают в них не местные товары, а одежду и обувь китайского производства.

Если с подножия холма, где сосредоточены весь быт и торговля, подняться к его вершине, окажешься в центре культурной жизни села. Здесь есть музей, дом детского творчества и сельский клуб. Главная его гордость - собственный кукольный театр.

Юлия Садовская, режиссер народного театра кукол: "Куклы живут своей жизнью. Мы приходим утром, с ними обязательно нужно здороваться. Заходишь, вроде с вечера поставили их после какого-то мероприятия, заходишь - или головы повернуты или палочки куда-то не туда…".

К своим артистам из папье-маше режиссер Юлия Садовская относится, как к живым. Мастер по росписи сувениров, в доме культуры она несколько лет помогала делать декорации к спектаклям. Потом ей предложили возглавить театр. Кукольная труппа состояла сплошь из старичков: их закупили еще в 60-х, когда театр только появился в селе.

Вооружившись красками, клеем и старыми газетами, Юлия начала делать марионеток сама. Самое интересное для нее – наблюдать, как уже в процессе создания кукла начинает проявлять характер. Как эти марионетки-двойники. Две Золушки - до и после превращения - никак не хотели быть похожими друг на друга.

Юлия Садовская, режиссер народного театра кукол: "Видите, все равно они немножко отличаются. Потом уже думаю - ладно, не хочешь ты становиться такой, ну и не надо!".

В театре ставят, в основном, детские сказки. Но на спектаклях всегда аншлаг: марионетки, которые оживают в руках актеров, скрашивают серые будни сельской жизни.

Юлия Садовская, режиссер народного театра кукол: "Должны люди обязательно чем-то заниматься, потому что без творчества, согласитесь, в таких маленьких городках очень проблематично".

Кусок железа под его молотом превращается в розовый бутон. Денис Раздобурдин - кузнец-самоучка. Шесть лет трудился сварщиком, но в селе заказов почти не было. Чтобы заработать, приходилось ездить по городам. А потом обзавелся семьей и решил завязать с разъездами. Продал машину и на вырученные деньги вместе с братом открыл в Кесовой Горе кузницу.

Денис Раздобурдин, кузнец: "Начали вращаться в этом деле, ездить по кузницам, узнавать, интересоваться. У меня была предрасположенность, рисую я хорошо, эскиз какой-то сделать.  У всех сварщиков прадеды, наверное, были кузнецами".

Пару лет назад братья набрали бригаду сварщиков и выкупили помещение. Клиенты приезжают в их мастерскую даже из Москвы. В столице находят покупателей для своей продукции и хозяева местной перепелиной фермы.

Супруги Нина и Петр стали выращивать перепелок всего 3 года назад. Она - бывший зоотехник, он - механик. Случайно на глаза попалась статья о разведении перепелов. И заинтересовала.

Петр Лазарец, хозяин перепелиной фермы: "Любопытство разобрало - как можно 200 штук чего-то держать на квадратном метре? Это же нереально, по моим понятиям! Оказалось, правда! Здесь даже метра нет, 5 ярусов по 20 штук - 200 штук".

Учились на своих же ошибках. Так, в самом начале из 17 птенцов выжили только трое. С них и пошло все поголовье. Сейчас здесь - 3,5 тысячи перепелок, которые дают более тысячи яиц в день. Продают яйца в московские и тверские супермаркеты, по 20 рублей за десяток. Прибыль пока небольшая, но на содержание и развитие хозяйства хватает.

Нина Мигалова, хозяйка перепелиной фермы: "Нам хотя бы стадо сейчас поменять, потому что стадо стареет и яиц уже меньше становится. А так, три тысячи яиц будет - и уже в большом плюсе будем".

Супруги планируют расширять хозяйство и нанимать работников из местных жителей Кесовой Горы. Cоседи очень этого ждут: пока им приходится ездить на работу в соседние города.

Кесова Гора была вотчиной князей Прозоровских, потомственных воевод. Один из них - Петр Прозоровский - даже управлял государством. Было это во время первой поездки Петра Первого за границу, когда тот искал союзников и учился кораблестроению. За страной тогда приглядывал совет из приближенных к царю людей.