Константиновский: старейший в стране нефтеперерабатывающий завод и дома, приплывшие по Волге

Сейчас время цикла "Малые города". Мы расскажем о Константиновском Ярославской области. Там в конце 19 века был построен первый нефтеперерабатывающий завод страны. Он работает до сих пор. За технологии на предприятии в свое время отвечал и Дмитрий Менделеев. Репортаж Александра Денисова.

В поселок Константиновский можно заехать по трассе со стороны Ярославля, зайти, скрипя уключинами весел, с Волги, но и по воде, и по суше попадешь к нефтеперерабатывающему заводу имени Менделеева, или просто "Менделеевскому", как его здесь называют.

Это старейший в России НПЗ, основанный в конце девятнадцатого столетия - в век, когда появилось понятие "капитализм" и его главный критик – "гуру политэкономии" Карл Маркс, будто про Константиновский написавший, что "история развития промышленности - это история развития общества". В поселке почти все жители - работники НПЗ. Пятьсот семей, чьи предки поселились здесь в год основания предприятия - в 1879.

Братья Горельченковы, жители поселка Константиновский: "Наш основатель был прапрапрадед Трегубов Иван Иванович, он приехал на барже с Костромы, с шестью сыновьями".

Братья Горельченковы - это не рабочий класс, а уже самая настоящая рабочая аристократия. Как еще назвать людей, чей предок был одним из первых рабочих завода?! Недавно сюда устроился газоэлектросварщиком представитель пятого поколения семьи - сын одного из братьев Иван. Когда Горельченковы все вместе идут по предприятию в конце смены, кажется, что работу завершил целый цех.

Братья Горельченковы, жители поселка Константиновский: "У нас здесь есть и слесаря, есть и сварщики, есть водитель…".

В девятнадцатом столетии на НПЗ выпускали смазочные масла, керосин. Главным технологом тогда был Дмитрий Иванович Менделеев. Он резонно полагал, что это место не самое удачное для завода, так как не было железной дороги и сырье приходилось завозить на подводах.

Железнодорожную ветку протянули спустя 37 лет после запуска завода. По ней сейчас доставляют на завод нефть, а отправляют продукты переработки: судовое топливо и мазут для котельных. Такая, как выражаются менеджеры, транспортная логистика невыгодна из-за высоких тарифов РЖД. И руководство предприятия ведет переговоры о подключении завода к проходящему возле Ярославля нефтепроводу.

Юрий Яценко,  и.о. генерального директора НПЗ им. Д.И. Менделеева: "Единственная возможность оптимизации поставки углеводородного сырья - это строительство ветки от нефтепровода "Транснефти". Это порядка 40-50 километров".

С территории завода видны бревенчатые дома, построенные для рабочих в 19 веке. Для Веры Геннадьевны Моисеевой купленная здесь четыре года назад двухкомнатная квартира оказалась удачным приобретением. Жителей этих двухэтажек скоро будут переселять в возводимый во дворе кирпичный дом, и Вера Геннадьевна вместе с внучкой наблюдает из окна за районной комиссией, которая приехала проверять качество строительства.

Вера Моисеева, житель поселка Константиновский: "Ждем, когда отстроится. Ждем, потому что этот уже проваливается".

Из окон стоящих на берегу Волги одноэтажных домов видно, как по реке медленно проходят баржи. Сами эти дома тоже прибыли в Константиновский по Волге - из мест, затопленных в период так называемой большой воды, когда шлюзы Рыбинской ГЭС перегородили Волгу и Шексну, и образовалось Рыбинское водохранилище. Кинохроника конца 30-х годов зафиксировала, как жители города Мологи раскатывают свои избы по бревнам, собирают из них плоты и грузят все хозяйство, чтобы сплавиться ниже по течению. Так же делал и отец Нины Александровны Мальковой.

Нина Малькова, житель поселка Константиновский: "…Да, надо его (дом) сплотить, надо его перевезти. Скоро ли по Волге перевезешь! Это же медленно, течение. Ой, плохо папе было! Ну, что делать?!".

У Нины Александровны сохранилась фотография отца - Телегина Александра Алексеевича, который едва успел перевезти семью, как был призван на фронт и вскоре пропал без вести.

В старом доме Нина Александровна уже не живет, переехала в квартиру. А сюда приходит лишь иногда - отдохнуть, протопить печь, чтобы он не отсырел. Что, впрочем, и логично, ведь это уже не просто дом, а свидетель века, можно сказать, музейный экспонат. А в музеях не живут.

Константиновские масла и топливо произвели сенсацию на мировом рынке 19 века. Они получили золотые и серебряные медали международных специализированных выставок. Образцы тех самых нефтепродуктов, а также медали за их качество можно увидеть и сегодня. Они находятся в местном музее нефтяного дела.