Ковров: здесь произвели столько же оружия, сколько во всей фашистской Германии

В цикле "Города воинской славы" сегодня мы расскажем о Коврове Владимирской области. Пулеметы и противотанковые ружья, которое ковровчане делали во время Великой Отечественной, историки назвали "оружием Победы". Репортаж Александра Денисова.

Стела с золоченым двуглавым орлом наверху - непременный символ каждого города воинской славы, в том числе и Коврова. На газонах вокруг памятника размещены таблички с названиями мест, получивших это почетное звание за вклад в победу во Второй мировой войне. Всего в России 45 таких городов.

В Коврове не было боевых действий, но здесь был расположен оружейный завод, на котором - за исключением ушедших на фронт - трудилось все взрослое население. Автоматы ППШ, пулеметы Дегтярева и противотанковые ружья - вот вклад города в победу.

Михаил Катомин, сотрудник Ковровского музея: "Фактически наш город по масштабам выпуска оружия был равен немецкой военной промышленности. Это с трудом в голову укладывается, но один город произвел оружия столько же, сколько вся фашистская Германия".

Именно из выпущенного в Коврове противотанкового ружья Дегтярева герой одного из лучших фильмов о войне "Баллада о солдате" Алексей Скворцов подбивает два танка. За что получает отпуск и отправляется домой повидать маму.

Разработчику "оружия Победы", как называют Василия Дегтярева, в Коврове установлен памятник. Здесь у Василия Алексеевича в руке штангенциркуль, хотя он не любил работать по чертежам, а больше предпочитал действовать "на глазок".

Гениальный конструктор закончил три класса реального училища - это уровень хорошего технического образования. Инженерный опыт и знания набрал во время работы в оружейных мастерских, а также в конструкторском бюро своего учителя - Владимира Федорова, создателя первого в мире автомата. Именно Федоров и пригласил туляка Дегтярева перебраться в Ковров.

Василий Дегтярев (архивная запись): "Мне хочется работать еще больше и лучше во славу нашей великой партии и великой Родины!".

Василий Алексеевич стал доктором технических наук без защиты диссертации. Созданные им образцы оружия и были его защитой.

В Коврове именем Дегтярева назвали улицу, здесь же под номером шесть стоит дом, где жил конструктор. Внутри сохранилась почти вся обстановка: диваны, стулья, бюро.

"Мы находимся в подвальном помещении дома Дегтяревых, где среди прочего находилась и мастерская, где работал Василий Алексеевич. Он порой работал над оружием, разрабатывая сначала его точный деревянный макет. Здесь он разное оружие разрабатывал, в том числе и противотанковое ружье", - рассказывает экскурсовод.

Из 20 тысяч воевавших ковровчан сейчас живы только двести человек. У ветерана Константина Станиславовича Одынца и его жены Ирины Николаевны военные воспоминания одни на двоих, хотя в те годы они и знакомы-то не были.

Константин Станиславович воевал на Кавказе, затем служил в послевоенной Германии - в составе советской военной миссии, а Ирина Николаевна была труженицей тыла. Но за долгие годы жизни запомнила все истории мужа. Стараясь ничего не упустить, ветеран волнуется, и жена тут же выручает.

"Он в миссии служил, и там у них было несколько таких курьезных случаев, им мину подбрасывали, он легкое ранение получил…", - говорит Ирина Николаевна.

В лагерях для перемещенных лиц еще долгое время держали бывших узников концлагерей. Представители военной миссии искали там наших соотечественников, чтобы помочь вернуться в Россию. В послевоенной Европе тогда царил хаос. Против советских военных часто совершали теракты - война, по сути, продолжалась.

Константин Одынец, житель Коврова: "На машину что-то падает. Значит, я отвернул в сторону, в объезд. Это чисто интуитивно… И вот в это время какое-то устройство взорвалось…".

Вскоре после этого происшествия в 1947 году Константин Станиславович завершил службу, вернулся в Россию и устроился слесарем в колхоз в пригороде Коврова.

Константин Одынец, житель Коврова: "Лежал под трактором и вдруг увидел перед своими глазами хорошие симпатичные ножки, и резкий голос: "И долго ты будешь лежать, пахать уже пора". Вылез я из-под трактора, смотрю, стоит молодая девушка... Ну, вот там и познакомились. И прожили… шестьдесят восьмой год живем вместе!".

Василий Ключевский как-то назвал историков "юристами прошлого", которые судят строго и объективно. И для этого нужно опираться на показания именно таких свидетелей века, как Константин Станиславович и Ирина Николаевна. Благодаря их личной истории картина военных и послевоенных лет становится и понятнее, и ближе.

За время войны Ковров выпустил более миллиона пулеметов, противотанковых ружей и авиационных пушек. Также ковровчане сделали 10 тысяч комплектов колес для легендарного танка Т-34 и более 2,5 миллионов корпусов для мин, авиабомб и реактивных снарядов.