Макарьев: кто здесь говорит на жгонском языке и зачем городские власти селили людей в кельях

В цикле "Малые города России" мы сегодня отправимся в Макарьев Костромской области. Несколько веков город поставлял государству отборный строевой лес. Там же катали валенки, одни из лучших в России. А занимались этим мастера, которые говорили на особом, только им понятном языке.

Окрестности Макарьева - сплошь овраги и густые, труднопроходимые леса. Первым поселенцем этих мест 500 лет назад стал нижегородский монах-отшельник Макарий. Основал мужской монастырь, вокруг которого потом вырос город. Старца, по легенде, исцелявшего людей, макарьевцы и по сей день считают своим покровителем.

Екатерина Тетерева, учитель православной культуры: "Кто хозяин города? Не мэр - хозяин города. А кто хозяин города? Макарий Преподобный! Так что со всеми вашими заботами и проблемами не только в мэрию, не только к главе, а вот сюда!".

Макарьевцы верят, что без монастыря не будет и города. Екатерина Тетерева больше тридцати лет работает в школе, через дорогу от монастыря. И хорошо помнит, как в годы перестройки Макарьево-Унженскую обитель едва не разобрали по кирпичику.

Екатерина Тетерева, учитель православной культуры: "Крепостной стены не было, она была разобрана. И все было открыто. Школьникам был доступ, в кельях жили люди обычные. У меня подруга там жила, в кельях. Городское начальство раздавало эти кельи под жилье".

После реставрации в 1993 году мужской монастырь был переделан в женский. Сейчас здесь живут лишь несколько престарелых монахинь. За последние сто лет поредело и население бывшего Макарьевского уезда. Со 185 тысяч человек до нынешних 14 тысяч.

Ольга Старова, краевед: "Если сейчас на каждого человека разделить землю Макарьевского района, то на каждого получается по 2,5 километра. То есть, если москвичей испортил квартирный вопрос, то у нас можно строиться вширь и вдаль, и вглубь".

Большинство макарьевских зданий - памятники архитектуры 19 века. Градоначальство и присутствие, купеческие дома и лавки, сохранившие свой первозданный вид. Строительные работы идут в Церкви Тихвинской Иконы Божьей Матери - ее восстанавливают силами горожан.

Но сами макарьевцы говорят, что их главное богатство - лес. Поэтому здесь много лесозаготовителей и сплавщиков, лесников и охотников. И самая популярная одежда у макарьевцев круглый год - камуфляжные куртки и комбинезоны.

Владислав Дворников, пенсионер: "Она удобная, теплая. И в лес ходить можно".

А еще местного жителя можно узнать по характерному говору. Здесь, как и во всей Костромской области, многие окают. Но на своем, Макарьевском диалекте. Который отличается от Костромского.

Галина Дворникова, пенсионер: "Самая лучшая клюква - в Макарьевском районе. Брусника тоже самая душистая - в Макарьевском районе. Ну, насчет белых грибов не знаем, но хорошие грибы".

А еще Макарьев - родина "жгонов". Так когда-то прозвали себя местные пимокаты - мастера по катанию валенок. Летом они, как и все макарьевцы, работали на лесозаготовках, а зимой подавались на заработки в города Урала и Сибири, где есть спрос на валенки. Катание пим вдали от дома макарьевцы называли "походом на жгонку".

Евгений Шабаров, пимокат: "Вот, шкуркой я немножко почищу сверху. Чуть-чуть!".

Сейчас Евгений Шабаров работает на дому, в своей мастерской. Годы уже не те, чтобы колесить по России. А до этого ездил на жгонку в Сибирь, на Урал, объехал весь Север России. Его жгонский стаж - больше 50 лет.

Теперь Евгений делает валенки только на заказ. Его пимы носят и в Москве, и Париже. Жгонка для Евгения - не только ремесло, но и образ жизни, философия и даже особый язык - жгонский.

Евгений Шабаров, пимокат: "Дрова "торные". "Тор" - дрова. Закладываем – "заёсываем".

Жгонский язык придумали макарьевские пимокаты, чтобы скрыть от чужаков тайны ремесла и артели. А также и для того, чтобы объегоривать заказчика у него же на глазах.

Евгений Шабаров, пимокат: "Выбусем упечского" - попьем чайку. "Выбусем ракешского" – водочки выпьем".

В наши дни Евгению даже поговорить на жгонском не с кем. Он - последний в Макарьеве представитель этой профессии.

Евгений Шабаров, пимокат: "Так все вымерли. А сейчас молодежь не хочет катать. Потому что это дело затяжное, тяжелое".

Соседу Евгения Вячеславу тоже не по душе популярные в Макарьеве профессии. Плетение мебели из лозы - искусство, которым он занимается 14 лет.

Вячеслав Каземов, мастер лозоплетения: "Ну, а чем заниматься?! На пилораму идти? Тем более, как говорится, материал под руками. Было бы желание!".

Проблему с материалом Вячеслав решил не сразу. Оказалось, что в Макарьеве леса много, а лозы - мало.

Вячеслав Каземов, мастер лозоплетения: "Сначала искали, где придется. А теперь у меня свои плантации. Я вырубаю каждый год, а он - молодняк! Теперь у меня свои места".

За три недели он сплетает обстановку для целой комнаты - комплект мебели от шкафа до кресла-качалки. А на самое ходовое в Макарьеве изделие - плетеные корзинки - уходит пара часов.

Вячеслав Каземов, мастер лозоплетения: "Ну, вот я сделал... Сегодня начал в десятом, а сейчас, в первом, осталось ручку ей сделать!".

В Макарьеве нет и никогда не было промышленного производства. Может, поэтому за чистым воздухом и красивыми пейзажами сюда начинают приезжать жители больших городов. Правда, пока - только на лето. Зимой дачников уже не встретишь на улицах Макарьева. 

Существует словарь того самого жгонского языка, на котором разговаривали пимокаты. Выпустил его костромской учитель Александр Громов, в начале двухтысячных. Материал для книги он собирал и в Макарьевском районе. А впервые об особом искусственном языке у ремесленников того региона написал еще Владимир Даль в 19 веке.