Малые города России. Томари

Название это пришло из языка айнов - коренного северного народа, в древние времена жившего на Сахалине и Курилах. Переводится оно просто "место в заливе". Вот туда-то и отправилась наша съемочная группа.

Наталья Самсонова впервые встала на горные лыжи. А как было не попробовать? В Томари запустили новый горнолыжный комплекс с подъемниками, трассами разной сложности, снежными пушками.

Наталья Самсонова, жительница г. Томари: "Если раньше на беговых ездили, потому что трасса была не подготовлена в этом плане, проката еще лыж не было, а в последнее время возросло количество, которые занимаются горными лыжами, да и беговыми. У нас хорошая спортивная школа, хорошие тренеры, детишек очень много стало заниматься".

Теперь здесь оживленно всю неделю. В будни занимаются дети. А в выходные съезжаются любители покататься из Южно-Сахалинска, Холмска, Невельска, Углегорска. Не считая местных жителей.

Когда велись работы по реконструкции горнолыжного склона, думали, в первую очередь, о местных спортсменах. Но совершенно неожиданно в Томари поехали туристы - сноубордисты и горнолыжники со всего острова. И причиной этому не только прекрасные виды со склонов, но и ценовая политика.

Четыре часа катания стоят 250 рублей. В Южно-Сахалинске, куда раньше ездили любители горных лыж со всего острова, за такое же время придется выложить целых 800.

С вершины горы хорошо виден весь город, а также соседний склон. На нем находится главная достопримечательность Томари: остатки японского храма. Его построили почти сто лет назад, когда юг Сахалина принадлежал Японии и назывался префектурой Карафуто.

Дё Мин Вон, житель г. Томари, краевед: "Храм был посвящен Богу Солнца и Богу Риса. Там две стелы, они воинственного содержания и должны были поднимать дух боевой японских самураев".

Родители Вона оказались среди тысяч корейцев, которых насильно привезли сюда для тяжелых работ. В первой половине прошлого века Корея была колонией Японской империи. Здесь их заставляли добывать уголь, валить лес, ловить рыбу. Многие корейские семьи остались жить на Сахалине и после 1945 года, когда советские войска освободили остров от японцев. В ходе войны многие здания были разрушены. Пострадал и синтоистский храм. Но ворота-тории, стелы и скульптуры остались. Сегодня это - наиболее сохранившийся памятник японского периода на Сахалине.

Дё Мин Вон, житель г. Томари, краевед: "Японские делегации, когда сюда приходят, всегда отдают дань, что мы все это сохранили".

О японском периоде истории напоминают и мост через реку Томаринку, по которому и сегодня ездят автомобили. И вот эта котельная, которая до сих пор отапливает весь город.

Игорь Семенов и Вячеслав Будаловский - потомки казаков, которые в 19 веке открывали и осваивали остров Сахалин. Казачья община есть в Томари до сих пор. Игорь и Вячеслав на дежурстве объезжают улицы, следят за порядком. В небольшом городке все друг друга знают в лицо. Поэтому, как говорят казаки, здесь "озорничают мало". После дежурства Вячеслав отправляется на лед Томаринки. Здесь, на побережье, каждый казак - рыбак.

Вячеслав Будаловский, житель г. Томари: "Если на корюшку идешь, надо иметь гирлянды, на навагу - вот блесна зеленого или красного цвета".

Но сегодня клюёт плохо, и казак прямо с водоема идет в гости. Его пригласила на чай хорошая знакомая, Елена Жук. Она работает поваром в школьной столовой и в выходные позвала к себе друзей на оладьи. Основной ингредиент не мука, а рыба. Местные называют ее рыбой-лапшой. Ловится она только в одном озере, которое находится недалеко от Томари, и только в апреле-мае. Рыбу-лапшу морозят и весь год из нее пекут оладьи и делают омлеты.

Елена Жук, повар: "Ее не чистят, только промыл и все, яйца взбиваем и все. Она как омлет будет. Такая воздушная получается".

Как их деды и прадеды, многие в Томари живут в основном дарами моря. И порой для этого даже не нужно готовить снасти и выходить на лодке.

Прошлой весной, по не совсем понятной причине, прямо на городской пляж тоннами выбрасывалась мойва, идущая на нерест. Ее собирали ведрами и тазами, солили, коптили и морозили впрок.

Несмотря на рыбное изобилие, рыболовецкое предприятие в Томари работает всего пару месяцев в году - во время лососевой путины. Найти постоянную работу жителям города сейчас трудно. Но местные власти говорят, что в Томари приезжает всё больше туристов. Зимой - на новый горнолыжный склон, летом - на песчаные пляжи. А значит, будет и работа. А еще многие томаринцы надеются трудоустроиться к энергетикам. В сорока километрах от города возводят новую электростанцию, которая будет давать энергию для большей части Сахалина.

Томари вскоре может потерять статус малого города. Тут в ближайшие годы должны построить крупный рыбзавод. А еще в его окрестностях появится большой животноводческий комплекс, с дойным стадом в тысячу голов и несколькими перерабатывающими производствами. Население Томари в результате вырастет, как минимум, втрое.